Решение по делу № 3а-69/2020 от 12.12.2019

Дело № 3а-69/2020

55OS0000-01-2019-000278-97

Строка стат. отчета 3.011

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Илларионова А.В.

при секретаре Шевелевой А.С.,

с участием прокурора Алешиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2020 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис» к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании в части пункта 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 7 мая 2019 года № 51/25 «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис», Омский муниципальный район Омской области»,

у с т а н о в и л:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 7 мая 2019 года № 51/25 «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис», Омский муниципальный район Омской области» (далее также – приказ № 51/25) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис» (далее также – ООО «Коммуналсервис», Общество), Омский муниципальный район Омской области, с учетом дифференциации по объемам потребления воды абонентами (пункт 1 приказа № 51/25).

Приказ № 51/25 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 мая 2019 года, номер опубликования 5501201905130006, и вступил в силу через десять дней после дня его официального опубликования (пункт 5 приказа № 51/25).

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 декабря 2019 года № 491/83 «О корректировке на 2020 год тарифов на питьевую воду для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис», Омский муниципальный район Омской области, установленных на долгосрочный период регулирования» (далее – приказ № 491/83), опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 декабря 2019 года, номер опубликования 5501201912190022, и вступившим в силу с 1 января 2020 года (пункт 2 указанного приказа), таблица пункта 1 приказа № 51/25 изложена в новой редакции.

ООО «Коммуналсервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 приказа № 51/25 в части установления тарифов на питьевую воду для потребителей Общества в Петровском, Покровском, Андреевском, Красноярском сельских поселениях, Чернолучинском городском поселении Омского муниципального района Омской области, полагая, что данный пункт противоречит Федеральному закону от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

В обоснование требований Общество указало, что представило в Региональную энергетическую комиссию Омской области заявление об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение, приложив к нему необходимые документы, расчеты, а также протоколы испытаний воды, согласно которым поставляемая потребителям Петровского, Покровского, Андреевского, Красноярского сельских поселений, Чернолучинского городского поселения вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 года (далее – СанПиН 2.1.4.1074-01). Однако Региональная энергетическая комиссия Омской области установила для данных муниципальных образований тариф на питьевую, а не техническую, воду. Между тем в указанных поселениях вода, подаваемая из подземных источников (скважин), является технической, в связи с отсутствием станций очистки воды, и была таковой до передачи Обществу по концессионным соглашениям водопроводных сетей. Установление тарифов на питьевую воду нарушает права Общества, поскольку последнее несет убытки вследствие налагаемых контролирующими органами штрафов и отказов потребителей заключать договоры холодного водоснабжения (т. 1, л.д. 90 – 91).

В судебном заседании представитель ООО «Коммуналсервис» Орлова Е.Б. заявленные требования поддержала, пояснила, что размер тарифов Обществом не оспаривается, однако в связи отсутствием станций очистки воды в поселениях, указанных в административном исковом заявлении, Общество не согласно с установлением тарифов на питьевую воду.

Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области Новохова М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что орган регулирования при утверждении тарифов учитывает назначение централизованной системы холодного водоснабжения, согласно пунктам 18, 24 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении. Тариф для потребителей ООО «Коммуналсервис» был установлен на питьевую воду с учетом назначения систем водоснабжения в соответствующих поселениях, а также в целях обеспечения населения питьевой водой.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы настоящего административного дела и дела об установлении тарифов, заслушав заключение прокурора Алешиной О.А., полагавшей заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункты 1 и 2 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям Региональной энергетической комиссии Омской области относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1, подпункт 1 пункта 13.1).

Согласно пункту 3 названного Положения Региональная энергетическая комиссия Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением установленного порядка его опубликования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение (часть 11 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Пунктом 6 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных данным Законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации (часть 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 8 октября 2018 года № Р-18/ОМС-1901 и постановлением Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области от 17 октября 2018 года № 121 ООО «Коммуналсервис» определено в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения на территориях, в частности, Петровского, Покровского, Андреевского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области и д.п. Чернолучинский Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области соответственно и установлены зоны деятельности Общества (т. 1, л.д. 58, 59).

8 октября 2018 года заключены концессионное соглашение между Обществом (концессионер), Омским муниципальным районом Омской области (концедент), Омской областью, муниципальным унитарным предприятием «Водоканал Омского муниципального района Омской области» и концессионное соглашение между Обществом (концессионер), Чернолучинским городским поселением Омского муниципального района Омской области (концедент), а также Омской областью. В соответствии с этими соглашениями Общество обязалось осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение с использованием объектов соглашений и производить за свой счет работы по созданию и (или) реконструкции объектов соглашений, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся на территориях Петровского, Покровского, Андреевского, Красноярского сельских поселений, Чернолучинского городского поселения (т. 1, л.д. 21 – 44, 45 – 57).

При таких обстоятельствах ООО «Коммуналсервис» как гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и водоотведение в указанных выше поселениях в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения в пределах зоны деятельности Общества.

В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования); Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов).

Как следует из Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное (пункт 12).

Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов (пункт 13 данных Правил).

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (пункт 14 Правил регулирования тарифов).

В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункт 15 Правил регулирования тарифов).

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов.

Перечень приведенных документов является исчерпывающим, тем не менее, регулируемая организация может представить также дополнительные материалы.

В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования тарифов, отказ в открытии дела не допускается.

Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении; решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил регулирования тарифов).

Судом установлено, что ООО «Коммуналсервис» обратилось в Региональную энергетическую комиссию Омской области с заявлением об установлении тарифов на техническую, питьевую воду и водоотведение на 2019 год, поступившим в данную комиссию 25 декабря 2018 года (т. 1, л.д. 60).

15 января 2019 года Региональная энергетическая комиссия Омской области известила Общество об открытии дела № 09-03/258 по установлению тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (т. 1, л.д. 63, 64).

Вопрос об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей Общества, Омский муниципальный район Омской области, на 2019 – 2022 годы был рассмотрен на заседании правления Региональной энергетической комиссии Омской области с участием представителя административного истца, что отражено в выписке из протокола заседания правления № 25 от 7 мая 2019 года (т. 1, л.д. 122 – 128).

Решение по обозначенному вопросу принято на основе заключения по делу об установлении тарифов (цен) № 09-03/258 на 2019 – 2022 годы, путем открытого голосования единогласно и оформлено приказом № 51/25.

17 декабря 2019 года на заседании правления Региональной энергетической комиссии Омской области на основании пункта 80 Основ ценообразования принято решение о корректировке на 2020 год тарифов на питьевую воду для потребителей Общества, Омский муниципальный район Омской области, в связи с чем принят приказ № 491/83 (т. 2, л.д. 5 – 9, 176 – 181).

Проверяя пункт 1 приказа № 51/25 в оспариваемой части на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующее.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

Согласно положениям статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении питьевая вода – это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (пункт 18). Техническая вода – это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения и для производства пищевой продукции (пункт 24).

В силу частей 1, 4 статьи 23 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием центральной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

Исходя из приведенных положений Закона о водоснабжении и водоотведении население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке.

В этой связи, а также с учетом постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 23 мая 2017 года № 272 «Об обеспечении населения Омской области доброкачественной питьевой водой» (т. 1, л.д. 104 – 108), Региональной энергетической комиссией Омской области при утверждении тарифов на водопроводную воду, подаваемую населению, принимается во внимание назначение централизованной системы холодного водоснабжения, согласно пунктам 18, 24 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Как следует из положений статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении, развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1).

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (часть 4 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат сведения, указанные в части 5 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно схемам водоснабжения и водоотведения Петровского, Покровского, Андреевского, Красноярского сельских поселений, Чернолучинского городского поселения, утвержденным органами местного самоуправления данных поседений, централизованные системы холодного водоснабжения в соответствии с принятыми схемами водоснабжения и водоотведения обеспечивают в указанных муниципальных образованиях хозяйственно-питьевое водопотребление (т. 1, л.д. 149 – 161; т. 2 л.д. 241).

Исходя из изложенного суд считает, что оспариваемое правовое регулирование согласуется с положениями Закона о водоснабжении и водоотведении.

Принимая во внимание положения пунктов 13, 15 Правил регулирования тарифов, Региональная энергетическая комиссия Омской области, учитывая схемы водоснабжения и водоотведения поселений, правомерно установила оспариваемым приказом тарифы на питьевую воду на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений, представленных административным истцом. Общество не было лишено возможности предоставлять органу регулирования тарифов сведения относительно своих расходов, в том числе на водоподготовку.

В экспертном заключении по рассмотрению Региональной энергетической комиссией Омской области дела № 09-03/258 по установлении тарифов на питьевую воду на 2019 – 2022 годы и в приложениях к этому заключению приведены анализ обоснованности расчета объемов водоснабжения (приложения № 1 – 13), расчет необходимой валовой выручки и размеры тарифов на питьевую воду с анализом экономической обоснованности расходов (приложение № 14 – 41). В экспертном заключении указаны виды и величины расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов (т. 1, л.д. 162 – 240).

Анализ материалов названного выше дела по установлении тарифов свидетельствует о том, что на основании представленных Обществом материалов и экспертного заключения органом регулирования тарифов был определен состав расходов, подлежащих включению в необходимую валовую выручку для установления тарифов на питьевую воду на долгосрочный период регулирования в соответствии с требованиями тарифного законодательства.

Доводы административного истца о несоответствии воды, поставляемой Обществом населению указанных выше поселений, по отдельным показателям СанПиН 2.1.4.1074-01, не свидетельствуют о неправомерности пункта 1 приказа № 51/25 в оспариваемой части, так как Общество обязано принимать меры по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями Закона о водоснабжении и водоотведении.

В этой связи обращает на себя внимание то, что вступившим в законную силу решением Омского районного суда Омской области от 8 ноября 2019 года по делу № 2-2524/2019 действия Общества по водоснабжению населения с. Петровка, с. Андреевка питьевой водой, не отвечающей требованиям санитарных правил, признаны противоправными, постановлено обязать Общество обеспечить население с. Петровка, с. Андреевка водопроводной водой надлежащего качества в срок до 31 мая 2020 года, согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с Управлением Роспотребнадзора по Омской области и обеспечить проведение производственного контроля качества в срок до 28 февраля 2020 года (т. 2, л.д. 172 – 175).

В 2019 году Управлением Роспотребнадзора по Омской области были согласованы программы производственного контроля качества питьевой воды в д.п. Чернолучинский, с. Покровка, с. Петровка, с. Андреевка, с. Красноярка, входящих в зону деятельности ООО «Коммуналсервис», а также согласованы мероприятия по строительству, модернизации и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения на 2020 – 2024 годы, в том числе, в Андреевском, Петровском, Покровском сельских поселениях, и соответствующие мероприятия на 2019 – 2024 в Чернолучинском городском поселении (т. 2, л.д. 82, 100 – 117, 124 – 131).

Суд, оценив представленные доказательства, проанализировав содержание оспариваемого правового регулирования применительно к требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, находит пункт 1 приказа № 51/25 в оспариваемой части соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис» к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании пункта 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 7 мая 2019 года № 51/25 «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис», Омский муниципальный район Омской области» в части установления тарифов на питьевую воду для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис», Омский муниципальный район Омской области, в Красноярском, Андреевском, Петровском, Покровском сельских поселениях, Чернолучинском городском поселении отказать.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Илларионов

3а-69/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Коммуналсервис"
Ответчики
РЭК Омской области
Суд
Омский областной суд
Судья
Илларионов Александр Васильевич
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
12.12.2019Регистрация административного искового заявления
12.12.2019Передача материалов судье
16.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2020Подготовка дела (собеседование)
22.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2020Дело оформлено
20.05.2020Дело передано в архив
05.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее