Решение по делу № 2-1081/2022 от 21.04.2022

Дело № 2-1081/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2022 года город Озерск

Озерский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Медведевой И.С.

при секретаре Потаповой Е.Р.

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Озерск Глазковой О.А., представителя ответчика Мартюшовой А.Н., представителя третьего лица Меньшениной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора закрытого административно-территориального образования г. Озерск Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности к выполнению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор закрытого административно-территориального образования г. Озерск Челябинской области обратился (далее по тексту прокурор ЗАТО г.Озерска, истец) обратился в суд с исковым заявлением к администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее по тексту администрация, ответчик) просит:

признать незаконным бездействие, выразившееся к непринятии мер по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории поселка Метлино Озерского городского округа в районе индивидуальных жилых строений в соответствии с требованиями действующего законодательства,

возложить на ответчика обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание и обустройство необходимого количества контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории поселка Метлино Озерского городского округа в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, разместив каждую из них на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (л.д. 4-6).

В обоснование исковых требований указано, что по обращению жителей поселка Метлино Озерского городского округа, проживающих в частном секторе, прокуратурой города проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды в части создания и обустройства необходимого количества контейнерных площадок для сбора ТКО. У жителей пос.Метлино (на территории индивидуальной жилой застройки) отсутствуют места накопления ТКО, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В судебном заседании помощник прокурора Глазкова О.А. на удовлетворении требований настаивала, просила учесть, что впервые представление об устранении выявленных нарушений было вынесено в адрес администрации 28 мая 2019 года. В ответ на данное представление, ответчик указал на проработку вопроса о возможности создания площадок для ТКО в срок до 01 августа 2019 года. Однако до настоящего времени частный сектор поселка Метлино не оборудован контейнерными площадками, что послужило основанием для вынесения в адрес администрации требования. По мнению истца, со стороны администрации имеет место длительное бездействие, не исполнение требований законодательства.

Представитель ответчика администрации Озерского городского округа Челябинской области Мартюшова А.Н. (полномочия в доверенности л.д.32) в судебном заседании против исковых требований возражала, представив отзыв (л.д.70-73). По мнению представителя, осуществление вывоза ТКО возможно без создания площадок, бестарным способом, надлежащим ответчиком является региональный оператор. Просит учесть, что согласно информации Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа в пос. Метлино возможно установление не более трех площадок, и то, в определенных районах, на что возражают другие жители. Полагает невозможным, в случае удовлетворения требований прокурора в части обеспечения создания и обустройства необходимого количества контейнерных площадок, их фактическое исполнение в достаточном количестве.

Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее по тексту – УЖКХ) Меньшенина И.В. (полномочия в доверенности л.д.187) в судебном заседании против исковых требований возражала, представила отзыв, в котором просила прокурору в исковых требованиях отказать (л.д.91-93).

Позиция третьего лица аналогична позиции ответчика.

Представитель третьего лица ООО «Спецсервис» в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на исковое заявление (л.д.81) и дополнительные пояснения (л.д.189-190).

Как отражено в отзыве, после создания и обустройства контейнерных площадок в секторе индивидуальной жилой застройки пос. Метлино, внесения их в реестр мест накопления и территориальную схему региональный оператор сможет приступить к вывозу ТКО из контейнеров с данной территории. В конкретном случае складирование ТКО в пакеты или другие емкости не позволит производить учет собираемых ТКО от населения для последующей работы регионального оператора с целью определения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, кроме того, складирование ТКО в пакеты менее экологичный, с точки зрения санитарных и экологических норм.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 520ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к мероприятиям по обустройству, обслуживанию контейнерных площадок содержатся в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно –эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (далее СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или)специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Согласно п.1 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В соответствии с п. 4 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 5 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 20 вышеуказанных Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.

По материалам дела установлено, что 28 мая 2019 года в адрес администрации Озерского городского округа Челябинской области прокурором города было вынесено представление №117ж-2019 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами (л.д.9).

Как следует из представления, со стороны администрации усматривается бездействие в данной сфере, создающее условия для несанкционированного размещения ТКО на территории пос. Метлино. Администрации предписано незамедлительно принять конкретные и действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

По результатам рассмотрения представления администрацией были предприняты следующие действия: дано поручение в срок до 01 августа 2019 года подготовить изменения в постановление №124 от 25 января 2019 года «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Озерского городского округа» в части внесения соответствующих мест (площадок) на территории пос. Метлино, в срок до 01 августа 2019 года начальнику отдела администрации по пос.Метлино поручено детально проработать вопрос о возможности создания мест (площадок) ТКО (л.д.10).

23 марта 2022 года в адрес прокуратуры города от граждан, проживающих в частном секторе пос. Метлино поступило обращение о том, что до настоящего времени не решен вопрос с вывозом ТКО с частного сектора в районе индивидуальной жилой застройки, что приводит к складированию мусора, захламлению территории (л.д.7).

24 марта 2022 года в адрес главы Озерского городского округа прокурором внесено требование о предоставлении в срок не позднее 31 марта 2022 года информации по принятым мерам по указанным в обращении вопросам, причины отсутствия точек для сбора бытовых отходов (л.д.8).

В ответе от 31 марта 2022 года №01-02-14/838 на требование прокурора от 24 марта 2022 года администрация указала на выполнение многочисленных мероприятий касающихся организации сбора и вывоза ТКО, а также отразила, что в период с 2021 года по настоящее время обращений от жителей пос. Метлино по вопросу организации мест накопления ТКО не поступало, специалистами администрации проводилась разъяснительная работа с жителями индивидуальных домовладений с необходимости заключения договора с региональным оператором на услугу обращения с ТКО (л.д. 11).

14 апреля 2022 года в адрес главы округа прокурором направлено требование №133-ж-2022 о предоставлении не позднее 19 апреля 2022 года информации о возможности внесения в схему размещения отходов в пос.Метлино в районе индивидуальной жилой застройки части земельного участка для создания мест (площадок) накопления ТКО, отдельно о возможности создания таких площадок для контейнеров и отдельно для размещения бункера (л.д. 19).

В ответ на требование прокурора администрация в ответе от 19 апреля 2022 года №01-02-14/968 указала, что в пос. Метлино сформировано 12 точек сбора ТКО, в том числе 6 – в многоквартирной жилой застройке. Для внесения изменений в схему размещения отходов в пос. Метлино в целях сбора и вывоза ТКО с территории индивидуальной жилой застройки, с учетом мнения жителей, было предложено 12 участков для создания мест (площадок) с частного сектора. До ноября 2022 года будет решен вопрос о возможности создания на предложенных земельных участках площадок сбора ТКО, составлен сметный расчет по возведению мест, для дальнейшего рассмотрения вопроса по включению выполнения работ на 2023 год (л.д.21).

14 апреля 2022 года в адрес ООО «Спецсервис» прокурором направлено требование о предоставлении информации об организации вывоза отходов, образуемых жителями индивидуальной жилищной застройки в пос. Метлино (л.д. 19 оборот).

Из ответа ООО «Спецсервис» на требование от 18 апреля 2022 года следует, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО с жителями пос. Метлино заключен в виде публичной оферты, указано, что общество не направляло в адрес администрации писем, заявлений или иных документов о включении в территориальную схему размещения отходов, реестр мест (площадок) накопления ТКО в п. Метлино Озерского городского округа (л.д.20).

Постановлением администрации Озерского городского округа №1836 от 25 августа 2020 года утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Озерского городского округа, согласно которому, в пос.Метлино сформировано и включено в реестр 13 площадок для накопления ТКО (л.д. 23-27).

Из раздела точек ТКО «Данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО» в перечисленных выше местах складирования отходов ТКО индивидуальные жилые дома не отнесены.

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицала, что места накопления ТКО в пос. Метлино в районе индивидуальной жилой застройки отсутствуют.

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области от 23 ноября 2017 года ООО «Спецсервис» на территории Озерского городского округа осуществляет функции регионального оператора (л.д.87-90).

Вместе с тем, установлено, что ООО «Спецсервис» не осуществляет вывоз ТКО с территории индивидуальных жилых домов пос. Метлино, ввиду отсутствия контейнерных площадок.

Таким образом, на момент рассмотрения дела места накопления ТКО на территории пос. Метлино, занятой индивидуальной жилой застройкой, отсутствуют, в реестр мест накопления ТКО в соответствии с карт-схемой такие места не внесены.

В соответствии с п. 11 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Проанализировав представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что администрация, как орган местного самоуправления, обязана обустроить достаточное количество контейнерных площадок в пос. Метлино в районе индивидуальных жилых строений в порядке, определенном СанПиН 2.1.3684-21, поскольку отсутствуют иные лица, на которых возложена данная обязанность.

Рассматривая доводы представителя администрации о том, что на территории частных домовладений в пос. Метлино возможен бестарный вывоз ТКО, для чего не требуется оборудование контейнерных площадок, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156) предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Соответственно, без накопления ТКО в контейнерах, в том числе, размещенных на контейнерных площадках, возможно только в случае, если региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости.

Согласно п. 15 СанПиН 2.1.3684-21, на который ссылается администрация, допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территории частных домовладений (с территории малоэтажной застройки) бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что бестарный метод сбора ТКО допускается на территории индивидуальной застройки при условии, что региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости. Однако судом установлено, что региональный оператор по обороту ТКО не обеспечивает население пос. Метлино в районе индивидуальных жилых строений пакетами (иными емкостями) для накопления ТКО, соответственно, сбор и накопление ТКО может быть организован только с контейнерных площадок, обязанность по созданию которых возлагается на администрацию.

Указанными выше нормативными положениями предусмотрена необходимость создания мест накопления ТКО независимо от способа сбора ТКО. Исходя из изложенного исковые требования в данной части обоснованы и подлежат удовлетворению.

Несогласие на размещение площадки для ТКО части жителей улиц, на которых возможно такое размещение, на что ссылается представитель ответчика, не может повлечь отказ в исковых требованиях. Местами (площадками) накопления ТКО вправе пользоваться не только жители частных домовладений, и любые иные лица, находящиеся на указанной территории.

Доводы ответчика о невозможности размещения двух мест площадок, ранее определенных на выездной комиссии, по причине расположения на водопроводных сетях и в охранных зонах (л.д.95), на выводы суда не влияют, поскольку данный вопрос может быть разрешен при исполнении судебного акта, с определением иных точек, позволяющих разместить площадки для ТКО.

Рассматривая исковые требования о признании бездействия администрации незаконным, суд приходит к следующему выводу.

Действительно, в подтверждение доводов о принятии мер ответчиком представлена многочисленная переписка с ООО «Спецсверис» (л.д.12-16), с Министерством экологии по Челябинской области по отказу регионального оператора в организации мешкового сбора ТКО (л.д.17-18).

Вместе с тем, впервые вопрос об организации сбора и вывоза ТКО от индивидуальных домовладений был поставлен перед администрацией в 2019 году. Ответчик поручился до 01 августа 2019 года решить вопрос о создании мест, что до настоящего времени сделано не было, действенных мер, направленных на определение мест накопления ТКО не предпринято.

Представленная администрацией переписка с ООО «Спецсервис» фактически сводится к спору между сторонами относительно того, кто обязан организовывать сбор и вывоз ТКО, в том числе, бестарным методом.

Администрация, как орган местного самоуправления, неправомерно уклоняется от выполнения требований статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039.

Бездействие ответчика является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории пос. Метлино в районе индивидуальных жилых строений.

Таким образом, исковые требования прокурора и данной части также обоснованы, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (часть 2 ст. 206 ГПК РФ).

Учитывая необходимость соблюдения процедуры согласования мест размещения ТКО, предусмотренной нормативными актами, регламентирующими правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, исходя из обстоятельств дела, суд находит разумным срок (6 месяцев), который прокурор просит исполнить администрацию обязанность по обеспечению создания и обустройства необходимого количества контейнерных площадок для сбора ТКО.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора закрытого административно-территориального образования г. Озерск Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности к выполнению действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Озерского городского округа Челябинской области, выразившееся к непринятии мер по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории поселка Метлино Озерского городского округа в районе индивидуальных жилых строений в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Возложить на администрацию Озерского городского округа Челябинской области обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание и обустройство необходимого количества контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории поселка Метлино Озерского городского округа в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, разместив каждую из них на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Озерский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Медведева

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года

Дело № 2-1081/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2022 года город Озерск

Озерский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Медведевой И.С.

при секретаре Потаповой Е.Р.

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Озерск Глазковой О.А., представителя ответчика Мартюшовой А.Н., представителя третьего лица Меньшениной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора закрытого административно-территориального образования г. Озерск Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности к выполнению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор закрытого административно-территориального образования г. Озерск Челябинской области обратился (далее по тексту прокурор ЗАТО г.Озерска, истец) обратился в суд с исковым заявлением к администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее по тексту администрация, ответчик) просит:

признать незаконным бездействие, выразившееся к непринятии мер по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории поселка Метлино Озерского городского округа в районе индивидуальных жилых строений в соответствии с требованиями действующего законодательства,

возложить на ответчика обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание и обустройство необходимого количества контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории поселка Метлино Озерского городского округа в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, разместив каждую из них на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (л.д. 4-6).

В обоснование исковых требований указано, что по обращению жителей поселка Метлино Озерского городского округа, проживающих в частном секторе, прокуратурой города проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды в части создания и обустройства необходимого количества контейнерных площадок для сбора ТКО. У жителей пос.Метлино (на территории индивидуальной жилой застройки) отсутствуют места накопления ТКО, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В судебном заседании помощник прокурора Глазкова О.А. на удовлетворении требований настаивала, просила учесть, что впервые представление об устранении выявленных нарушений было вынесено в адрес администрации 28 мая 2019 года. В ответ на данное представление, ответчик указал на проработку вопроса о возможности создания площадок для ТКО в срок до 01 августа 2019 года. Однако до настоящего времени частный сектор поселка Метлино не оборудован контейнерными площадками, что послужило основанием для вынесения в адрес администрации требования. По мнению истца, со стороны администрации имеет место длительное бездействие, не исполнение требований законодательства.

Представитель ответчика администрации Озерского городского округа Челябинской области Мартюшова А.Н. (полномочия в доверенности л.д.32) в судебном заседании против исковых требований возражала, представив отзыв (л.д.70-73). По мнению представителя, осуществление вывоза ТКО возможно без создания площадок, бестарным способом, надлежащим ответчиком является региональный оператор. Просит учесть, что согласно информации Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа в пос. Метлино возможно установление не более трех площадок, и то, в определенных районах, на что возражают другие жители. Полагает невозможным, в случае удовлетворения требований прокурора в части обеспечения создания и обустройства необходимого количества контейнерных площадок, их фактическое исполнение в достаточном количестве.

Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее по тексту – УЖКХ) Меньшенина И.В. (полномочия в доверенности л.д.187) в судебном заседании против исковых требований возражала, представила отзыв, в котором просила прокурору в исковых требованиях отказать (л.д.91-93).

Позиция третьего лица аналогична позиции ответчика.

Представитель третьего лица ООО «Спецсервис» в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на исковое заявление (л.д.81) и дополнительные пояснения (л.д.189-190).

Как отражено в отзыве, после создания и обустройства контейнерных площадок в секторе индивидуальной жилой застройки пос. Метлино, внесения их в реестр мест накопления и территориальную схему региональный оператор сможет приступить к вывозу ТКО из контейнеров с данной территории. В конкретном случае складирование ТКО в пакеты или другие емкости не позволит производить учет собираемых ТКО от населения для последующей работы регионального оператора с целью определения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, кроме того, складирование ТКО в пакеты менее экологичный, с точки зрения санитарных и экологических норм.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 520ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к мероприятиям по обустройству, обслуживанию контейнерных площадок содержатся в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно –эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (далее СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или)специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Согласно п.1 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В соответствии с п. 4 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 5 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 20 вышеуказанных Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.

По материалам дела установлено, что 28 мая 2019 года в адрес администрации Озерского городского округа Челябинской области прокурором города было вынесено представление №117ж-2019 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами (л.д.9).

Как следует из представления, со стороны администрации усматривается бездействие в данной сфере, создающее условия для несанкционированного размещения ТКО на территории пос. Метлино. Администрации предписано незамедлительно принять конкретные и действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

По результатам рассмотрения представления администрацией были предприняты следующие действия: дано поручение в срок до 01 августа 2019 года подготовить изменения в постановление №124 от 25 января 2019 года «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Озерского городского округа» в части внесения соответствующих мест (площадок) на территории пос. Метлино, в срок до 01 августа 2019 года начальнику отдела администрации по пос.Метлино поручено детально проработать вопрос о возможности создания мест (площадок) ТКО (л.д.10).

23 марта 2022 года в адрес прокуратуры города от граждан, проживающих в частном секторе пос. Метлино поступило обращение о том, что до настоящего времени не решен вопрос с вывозом ТКО с частного сектора в районе индивидуальной жилой застройки, что приводит к складированию мусора, захламлению территории (л.д.7).

24 марта 2022 года в адрес главы Озерского городского округа прокурором внесено требование о предоставлении в срок не позднее 31 марта 2022 года информации по принятым мерам по указанным в обращении вопросам, причины отсутствия точек для сбора бытовых отходов (л.д.8).

В ответе от 31 марта 2022 года №01-02-14/838 на требование прокурора от 24 марта 2022 года администрация указала на выполнение многочисленных мероприятий касающихся организации сбора и вывоза ТКО, а также отразила, что в период с 2021 года по настоящее время обращений от жителей пос. Метлино по вопросу организации мест накопления ТКО не поступало, специалистами администрации проводилась разъяснительная работа с жителями индивидуальных домовладений с необходимости заключения договора с региональным оператором на услугу обращения с ТКО (л.д. 11).

14 апреля 2022 года в адрес главы округа прокурором направлено требование №133-ж-2022 о предоставлении не позднее 19 апреля 2022 года информации о возможности внесения в схему размещения отходов в пос.Метлино в районе индивидуальной жилой застройки части земельного участка для создания мест (площадок) накопления ТКО, отдельно о возможности создания таких площадок для контейнеров и отдельно для размещения бункера (л.д. 19).

В ответ на требование прокурора администрация в ответе от 19 апреля 2022 года №01-02-14/968 указала, что в пос. Метлино сформировано 12 точек сбора ТКО, в том числе 6 – в многоквартирной жилой застройке. Для внесения изменений в схему размещения отходов в пос. Метлино в целях сбора и вывоза ТКО с территории индивидуальной жилой застройки, с учетом мнения жителей, было предложено 12 участков для создания мест (площадок) с частного сектора. До ноября 2022 года будет решен вопрос о возможности создания на предложенных земельных участках площадок сбора ТКО, составлен сметный расчет по возведению мест, для дальнейшего рассмотрения вопроса по включению выполнения работ на 2023 год (л.д.21).

14 апреля 2022 года в адрес ООО «Спецсервис» прокурором направлено требование о предоставлении информации об организации вывоза отходов, образуемых жителями индивидуальной жилищной застройки в пос. Метлино (л.д. 19 оборот).

Из ответа ООО «Спецсервис» на требование от 18 апреля 2022 года следует, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО с жителями пос. Метлино заключен в виде публичной оферты, указано, что общество не направляло в адрес администрации писем, заявлений или иных документов о включении в территориальную схему размещения отходов, реестр мест (площадок) накопления ТКО в п. Метлино Озерского городского округа (л.д.20).

Постановлением администрации Озерского городского округа №1836 от 25 августа 2020 года утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Озерского городского округа, согласно которому, в пос.Метлино сформировано и включено в реестр 13 площадок для накопления ТКО (л.д. 23-27).

Из раздела точек ТКО «Данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО» в перечисленных выше местах складирования отходов ТКО индивидуальные жилые дома не отнесены.

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицала, что места накопления ТКО в пос. Метлино в районе индивидуальной жилой застройки отсутствуют.

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области от 23 ноября 2017 года ООО «Спецсервис» на территории Озерского городского округа осуществляет функции регионального оператора (л.д.87-90).

Вместе с тем, установлено, что ООО «Спецсервис» не осуществляет вывоз ТКО с территории индивидуальных жилых домов пос. Метлино, ввиду отсутствия контейнерных площадок.

Таким образом, на момент рассмотрения дела места накопления ТКО на территории пос. Метлино, занятой индивидуальной жилой застройкой, отсутствуют, в реестр мест накопления ТКО в соответствии с карт-схемой такие места не внесены.

В соответствии с п. 11 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Проанализировав представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что администрация, как орган местного самоуправления, обязана обустроить достаточное количество контейнерных площадок в пос. Метлино в районе индивидуальных жилых строений в порядке, определенном СанПиН 2.1.3684-21, поскольку отсутствуют иные лица, на которых возложена данная обязанность.

Рассматривая доводы представителя администрации о том, что на территории частных домовладений в пос. Метлино возможен бестарный вывоз ТКО, для чего не требуется оборудование контейнерных площадок, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156) предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Соответственно, без накопления ТКО в контейнерах, в том числе, размещенных на контейнерных площадках, возможно только в случае, если региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости.

Согласно п. 15 СанПиН 2.1.3684-21, на который ссылается администрация, допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территории частных домовладений (с территории малоэтажной застройки) бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что бестарный метод сбора ТКО допускается на территории индивидуальной застройки при условии, что региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости. Однако судом установлено, что региональный оператор по обороту ТКО не обеспечивает население пос. Метлино в районе индивидуальных жилых строений пакетами (иными емкостями) для накопления ТКО, соответственно, сбор и накопление ТКО может быть организован только с контейнерных площадок, обязанность по созданию которых возлагается на администрацию.

Указанными выше нормативными положениями предусмотрена необходимость создания мест накопления ТКО независимо от способа сбора ТКО. Исходя из изложенного исковые требования в данной части обоснованы и подлежат удовлетворению.

Несогласие на размещение площадки для ТКО части жителей улиц, на которых возможно такое размещение, на что ссылается представитель ответчика, не может повлечь отказ в исковых требованиях. Местами (площадками) накопления ТКО вправе пользоваться не только жители частных домовладений, и любые иные лица, находящиеся на указанной территории.

Доводы ответчика о невозможности размещения двух мест площадок, ранее определенных на выездной комиссии, по причине расположения на водопроводных сетях и в охранных зонах (л.д.95), на выводы суда не влияют, поскольку данный вопрос может быть разрешен при исполнении судебного акта, с определением иных точек, позволяющих разместить площадки для ТКО.

Рассматривая исковые требования о признании бездействия администрации незаконным, суд приходит к следующему выводу.

Действительно, в подтверждение доводов о принятии мер ответчиком представлена многочисленная переписка с ООО «Спецсверис» (л.д.12-16), с Министерством экологии по Челябинской области по отказу регионального оператора в организации мешкового сбора ТКО (л.д.17-18).

Вместе с тем, впервые вопрос об организации сбора и вывоза ТКО от индивидуальных домовладений был поставлен перед администрацией в 2019 году. Ответчик поручился до 01 августа 2019 года решить вопрос о создании мест, что до настоящего времени сделано не было, действенных мер, направленных на определение мест накопления ТКО не предпринято.

Представленная администрацией переписка с ООО «Спецсервис» фактически сводится к спору между сторонами относительно того, кто обязан организовывать сбор и вывоз ТКО, в том числе, бестарным методом.

Администрация, как орган местного самоуправления, неправомерно уклоняется от выполнения требований статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039.

Бездействие ответчика является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории пос. Метлино в районе индивидуальных жилых строений.

Таким образом, исковые требования прокурора и данной части также обоснованы, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (часть 2 ст. 206 ГПК РФ).

Учитывая необходимость соблюдения процедуры согласования мест размещения ТКО, предусмотренной нормативными актами, регламентирующими правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, исходя из обстоятельств дела, суд находит разумным срок (6 месяцев), который прокурор просит исполнить администрацию обязанность по обеспечению создания и обустройства необходимого количества контейнерных площадок для сбора ТКО.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора закрытого административно-территориального образования г. Озерск Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности к выполнению действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Озерского городского округа Челябинской области, выразившееся к непринятии мер по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории поселка Метлино Озерского городского округа в районе индивидуальных жилых строений в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Возложить на администрацию Озерского городского округа Челябинской области обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание и обустройство необходимого количества контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории поселка Метлино Озерского городского округа в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, разместив каждую из них на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Озерский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Медведева

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года

2-1081/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор ЗАТО г. Озерск
Ответчики
Администрация Озерского городского округа
Другие
УЖКХ Администрации ЗАТО г.Озерск
ООО "Спецсервис"
Суд
Озерский городской суд Челябинской области
Судья
Медведева И.С.
Дело на сайте суда
ozersk.chel.sudrf.ru
21.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.06.2022Предварительное судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
20.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее