УИД: 16RS0024-01-2019-000699-64 Дело №2-630/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 августа 2019 года город Нурлат
Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бурганова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Миннехановой Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан к Власову В.В. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с иском к Власову В.В. о сносе самовольной хозяйственной постройки – погреб № <адрес> (с задней стороны жилого дома).
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ года выездной комиссией Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан проверки соблюдения земельного законодательства, установлено, что на земельном участке, государственная собственность на котором не разграничена, расположенного с задней стороны дома <адрес> установлены объекты хозяйственных построек – погреба. Земельный участок, занимаемый вышеуказанным многоквартирным домом, не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, соответственно не имеет границ и не является общим имуществом многоквартирного дома. Также было установлено, что погреба загораживают пожарный проезд к детскому саду «Родничок» и к указанному многоквартирному дому. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров при высоте здания или сооружения до 13 метров включительно. Проезд пожарных машин должен быть обеспечен с двух продольных сторон. Объекты возведены без оформления в установленном порядке разрешительной документации, с существенным нарушением градостроительных норм и отклонением от предельных параметров разрешенного строительства. Разрешительной документации в Исполнительном комитете Нурлатского муниципального района не имеется, соответственно являются незаконными строениями. Комиссией было установлено, что погреб № н5 согласно схеме расположения сооружений на кадастровой карте в кадастровом квартале 16:56:010130 по указанному адресу принадлежит ответчику. Строительство оспариваемого объекта было осуществлено ответчиком без согласия истца и без получения необходимых разрешений. Истец возражает в сохранений указанной постройки. Ответчику было направлено предписание о добровольном демонтаже самовольного строения и освобождении земельного участка, однако ответчик добровольно строение не снес. Просит признать объект хозяйственной постройки – погреб № н5, расположенный по адресу: <адрес> (с задней стороны жилого дома) самовольной постройкой и обязать ответчика снести самовольно возведенную хозяйственную постройку в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель истца - Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан Валиахметова Г.Ф. в судебном заседании, поддержав исковые требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные вышеизложенному.
Ответчик Власов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал. При этом пояснил, что действительно погреб под № н5, расположенный по адресу: <адрес> (с задней стороны жилого дома) принадлежит ему. Указанный погреб был построен его родителями в ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, представленном им и другим жителям указанного дома на основании Решения исполнительного комитета Нурлатского горсовета народных депутатов № № от ДД.ММ.ГГГГ года «О выделении земельного участка под строительство погребов для жителей дома <адрес>». После смерти родителей данным погребом пользуется он. Также пояснил, что выбор земельного участка под строительство погреба был осуществлен комиссией.
Представитель третьего лица МАДОУ «Детский сад № 1 «Родничок» Усманова А.С. в судебном заседании, полагая исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ года в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, проведенной Межрайонным ОНД по Аксубаевскому и Нурлатскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС, были выявлены нарушения, в том числе отсутствие проезда шириной не менее 3,5 метров к территории детского сада со стороны улицы <адрес>, о чем выдано предписание. Детский сад состоит из двух корпусов 1969 года и 1985 года постройки. На территорию детского сада предусмотрены два въезда со стороны ул. <адрес> и со стороны ул. <адрес>, поскольку один въезд не обеспечивает доступ ко всему зданию. В действительности проезд к территории детского сада, предусмотренный со стороны ул. <адрес>, занят погребами.
Представитель третьего лица – Межрайонного ОНД по Аксубаевскому и Нурлатскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России РТ Юсупов Р.Р. в судебном заседании также полагая исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснил, что в феврале 2018 года им в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, проведенной Межрайонным ОНД по Аксубаевскому и Нурлатскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС, были выявлены нарушения, в том числе отсутствие проезда шириной не менее 3,5 метров к территории детского сада со стороны улицы <адрес>, о чем выдано предписание. Детский сад «Родничок» состоит из двух корпусов. На территорию детского сада предусмотрены два въезда со стороны ул. <адрес> и со стороны ул. <адрес>, поскольку один въезд не обеспечивает доступ ко всему зданию. Фактически на территории детского сада имеется асфальтированная дорога вдоль здания шириной не менее 3,5 метров и въездные ворота. Однако, проезду пожарной техники к этим воротам со стороны ул. <адрес> препятствуют подземные погреба.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела и оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают у лица из актов государственных органов, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из договоров и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 1 марта 2015 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении прав собственника земельного участка, на основании решения суда может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно - сносу незаконно возведенных строений, сооружений, устранению других земельных нарушений.
В силу части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относится территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» закрепляют положение о том, что земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат приватизации, то есть передаче из государственной или муниципальной собственности в собственность частных лиц.
В судебном заседании установлено, что выездной комиссией исполнительного комитета гор. Нурлат была проведена проверка соблюдения земельного законодательства по адресу: <адрес> При проведении проверки установлено, что во дворе жилого дома № <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, установлены 10 сооружений – погребов. Земельный участок, занимаемый вышеуказанным многоквартирным домом, не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, соответственно не имеет границ и не является в силу ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 36 Жилищного кодекса РФ общим имуществом многоквартирного дома. Установленные погреба загораживают пожарный проезд к детскому саду «Родничок» и к многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес> Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метра при высоте здания или сооружения до 13 метров включительно. Проезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен с двух продольных сторон. При обследовании установлены собственники погребов. Согласно схеме расположения сооружений на кадастровой карте в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес> собственником погреба № н5 является ответчик Власов В.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом № выездной комиссии исполнительного комитета р. Нурлат Нурлатского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ года и схемой расположения сооружений на кадастровой карте.
Погреб, расположенный на земельном участке, указанном в настоящем иске, принадлежит ответчику, что подтверждается вышеприведенными доказательствами, а также не оспаривалось самим ответчиком.
Согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района многоквартирный жилой дом <адрес> и прилегающая к нему территория, согласно Правил землепользования и застройки г. Нурлат, утвержденным 02 августа 2017 года решением № 52 Совета г. Нурлат Нурлатского муниципального района РТ относиться к зоне Ж2 – зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки. В силу действующего градостроительного и земельного законодательства формирование земельных участков для размещения погребов около многоквартирных жилых домов не представляется возможным, так как придомовые территории предназначены для размещения объектов благоустройства и обслуживания многоквартирного дома.
Истцом в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ года было направлено предписание об освобождении в тридцатидневный срок незаконно занятого земельного участка, которое не исполнено.
Занятие земельного участка без разрешения городских властей нарушает исключительное право собственника по владению, пользованию и распоряжению этим участком.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается отсутствие договорных отношений по использованию спорного земельного участка между сторонами, истцом не принималось решений о предоставлении ответчику земельного участка.
Каких-либо документов, подтверждающих права по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, на котором расположен погреб, ответчиком не представлено.
Законных оснований для постоянного нахождения имущества ответчика на указанном земельном участке не имеется.
Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, проведенной Межрайонным ОНД по Аксубаевскому и Нурлатскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС, были выявлены нарушения, в том числе отсутствие проезда шириной не менее 3,5 метров к территории детского сада «Родничок» со стороны улицы Вахитова. Детский сад состоит из двух двухэтажных корпусов 1969 года и 1985 года постройки. Территория детского сада огорожена металлическим забором. На территории детского сада предусмотрены два въезда со стороны ул. <адрес> и со стороны ул. <адрес>. Фактически со стороны ул. Вахитова имеются въездные ворота. Однако, проезду пожарной техники к этим воротам со стороны ул. <адрес> препятствуют подземные погреба.
Указанные обстоятельства подтверждаются предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, техническим паспортом на здание МАДОУ «Детский сад №1 «Родничок», паспортом безопасности МАДОУ «Детский сад №1 «Родничок», карточкой тушения пожара №.
Таким образом суд исходит из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается отсутствие договорных отношений по использованию спорного земельного участка между сторонами, истцом не принималось решений о предоставлении ответчику земельного участка для размещения спорного сооружения. Каких-либо документов, подтверждающих права по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, на котором расположен погреб, ответчиком не представлено.
Также суд приходит к выводу, что законных оснований для постоянного нахождения имущества ответчика на данном земельном участке не имеется, поскольку использование недвижимого имущества, без получения на это согласия его собственника, является неправомерным, ответчиком самовольно был занят земельный участок для возведения погреба, нахождение которого нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих детский сад.
Использование ответчиком земельного участка без соответствующих разрешений, а также документов, подтверждающих предоставление земельного участка, нарушают права собственника земельного участка.
Стороной ответчика не представлено доказательств опровергающих выше установленные обстоятельства, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы в ответчика о том, что к спорному сооружению, как возведенному до 1 января 1995 года, исходя из принципа действия закона во времени, не подлежат применению положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации о самовольных строениях, отклоняются судом как несостоятельные.
Так, по смыслу указанной нормы, а также исходя из положений пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации вопрос о том, является ли указанное выше сооружение самовольной, должен разрешаться с учетом положений статьи 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, применяемых по аналогии не только к самовольно возведенным гражданами жилым домам (дачам), но и ко всем иным самовольным строениям независимо от их назначения и того, кем они построены.
Кроме того, применительно к самовольным нежилым строениям применяется Постановление СНК РСФСР от 22.05.1940 №390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» (в ред. постановления Правительства РФ от 23.07.1993 №726), согласно которому самовольные застройщики, приступившие после издания настоящего Постановления к строительству без надлежащего письменного разрешения, обязаны немедленно прекратить строительство и своими силами и за свой счет снести все возведенные им строения или части строений и привести в порядок земельный участок.
Из представленного ответчиком решения исполнительного комитета Нурлатского горсовета народных депутатов № от 28 ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка под строительство погребов для жителей дома <адрес>» следует, что исполнительным комитетом Нурлатского горсовета народных депутатов утвержден акт комиссии специалистов по выбору земельного участка под строительство погребов для жителей указанного дома. Выделен земельный участок. На жителей указанного дома, в том числе Власова В.В. возложена обязанность использовать выделенный земельный участок строго по прямому назначению.
Однако, акт комиссии специалистов по выбору земельного участка, на основании которого выдано указанное решение, ответчиком не представлен.
Решение исполнительного комитета Нурлатского горсовета народных депутатов № № от ДД.ММ.ГГГГ года не содержит площадь выделяемого земельного участка и его место расположение. При этом в решении указаны лишь фамилии жителей дома, которым выделен земельный участок.
Доказательств, подтверждающих строительство оспариваемого недвижимого имущества на земельном участке, выделенном вышеуказанным решением горсовета народных депутатов, ответчиком не представлено.
Допустимых доказательств того, что ответчиком получалось в установленном порядке разрешительная документация на указанный объект, а также оформлялось право пользования земельным участком, на котором расположен погреб, в материалах дела не имеется.
Разрешая заявленные истцом требования, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, исходя из того, что ответчиком самовольно был занят земельный участок, его нахождение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих детский сад.
При этом на ответчика подлежит возложению обязанность по сносу самовольной постройки.
С учетом характера самовольной постройки суд устанавливает срок для сноса самовольной постройки в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан к Власову В.В. о сносе самовольной постройки удовлетворить.
Признать объект хозяйственной постройки – погреб № <адрес> (с задней стороны жилого дома) самовольной постройкой.
Обязать Власова В.В. снести самовольно возведенную хозяйственную постройку - погреб № <адрес> (с задней стороны жилого дома) в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нурлатский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Р.Р. Бурганов
Мотивированное решение составлено 7 августа 2019 года.