Решение по делу № 2-738/2022 от 20.04.2022

Дело № 2-738/2022 (УИД 50RS0050-01-2022-000965-93)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                          25 мая 2022 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Смирновой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвинова Александра Владимировича к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в льготный страховой стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

установил:

Литвинов А.В. обратился в суд с указанным иском к ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области, в обоснование заявленных требований ссылаясь на следующее.

25.01.2022 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением пенсионного органа от 29.03.2022 получил отказ в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в льготный стаж не включен период службы в рядах Советской Армии с 16.11.1990 по 14.05.1992, периоды вынужденных отпусков по инициативе администрации с 01.01.1994 по 09.01.1994, 07.03.1994, а также период непредставления сведений работодателем в соответствии со ст. 58.3 ФЗ № 212 от 24.07.2009 и ст. 428 НК РФ с 01.01.2022 по 24.01.2022. Не согласен с выводами комиссии, считает решение незаконным по следующим основаниям.

С 04.07.1990 по 14.05.1992 он проходил службу в рядах Советской Армии. Учитывая, что как до, так и после прохождения службы в Вооруженных Силах СССР он осуществлял работу с вредными условиями труда по Списку № 1, а указанные периоды не превышают суммарную продолжительность периодов работы по Списку № 1, период военной службы по призыву в Советской Армии с 04.07.1990 по 14.05.1992 должен быть включен в полном объеме, как 1 год 10 месяцев 11 дней.

На основании п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды его нахождения в вынужденных отпусках по инициативе администрации должны быть включены в его специальный стаж.

Период с 01.01.2022 по 24.01.2022 также должен быть засчитан в льготный стаж, так как в указанный период он работал в должности аппаратчика в ООО «Рошальский завод пластификаторов», отсутствие сведений о начислении перечислении дополнительного тарифа за него работодателем не должно являться поводом для отказа в зачете в льготный пенсионный стаж определенных периодов работы, поскольку правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя), а не работника.

Поскольку он проработал на работах с вредными условиями труда 7 лет 7 месяцев и 3 дня, проходил военную службу по призыву в Советской Армии 1 год 10 месяцев 11 дней, продолжительность работы с вредными условиями труда составила 9 лет 5 месяцев 13 дней.

Просит признать незаконным решение ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области от 29.03.2022 в части не включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию, периода военной службы в Советской Армии по призыву с 16.11.1990 по 14.05.1992, периодов вынужденных отпусков по инициативе администрации с 01.01.1994 по 09.01.1994, 07.03.1994, периода непредставления работодателем сведений в соответствии со ст. 58.3 ФЗ № 212 от 24.07.2009 и ст. 428 НК РФ с 01.01.2022 по 24.01.2022; включить спорные периоды в специальный стаж, дающий ему право на досрочную трудовую пенсию по старости; признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда; обязать пенсионный орган назначить ему трудовую пенсию по старости с 25.01.2022.

Истец Литвинов А.В. в судебном заседании поддержал изложенное в исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Турутова Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в решении комиссии пенсионного органа.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.01.2022 Литвинов А.В. обратился в ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области от 29.03.2022 в назначении пенсии ему было отказано в связи отсутствием требуемого льготного стажа, в частности, в его льготный стаж не были включены период службы в рядах Советской Армии с 16.11.1990 по 14.05.1992, периоды вынужденных отпусков по инициативе администрации с 01.01.1994 по 09.01.1994, 07.03.1994, а также период непредставления работодателем сведений в соответствии со ст. 58.3 ФЗ № 212 от 24.07.2009 и ст. 428 НК РФ с 01.01.2022 по 24.01.2022. В подсчет специального стажа были включены периоды его работы продолжительностью 7 лет 07 месяцев 03 дня (л.д. 23-24).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Аналогичные требования содержались и в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действующего в указанной части до 01.01.2015.

Пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Согласно данным трудовой книжки Литвинов А.В. работал в должности слесаря-ремонтника в Производственном объединении «Рошальский химический комбинат им. А.А. Косякова» в периоды с 01.06.1989 по 30.06.1989, с 04.09.1989 по 14.12.1989; с 29.06.1990 по 29.06.1990, с 08.07.1992 по 31.12.1993, с 10.01.1994 по 06.03.1994, с 08.03.1994 по 25.03.1994; в должности аппаратчика в ООО «Рошальский завод пластификаторов» с 02.11.2016 по 31.12.2021 (л.д. 12-21).

Разрешая требование Литвинова А.В. о включении периода службы в армии в специальный стаж, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Из представленного истцом военного билета усматривается, что в период с 04.07.1990 по 14.05.1992 Литвинов А.В. проходил службу в рядах Советской Армии (пом. отделения специальной радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля) (л.д. 22).

В период службы Литвинова А.В. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, в связи с чем, следует учитывать, что в спорный период времени (с 03.08.1972) действовало «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.

В соответствии с п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 - при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпунктом «к» п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Министерства внутренних дел СССР, в органах милиции, приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало зачет такой деятельности в специальный стаж работы.

Как установлено из трудовой книжки Литвинова А.В. и данных о стаже, истец как до военной службы по призыву, так и после неё работал на Рошальском химкомбинате, при этом указанная работа зачтена ответчиком в специальный стаж работы.

Поскольку период службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-п и от 24.05.2001 № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О.

Исходя из того, что законодательство, действующее до 15.07.2002 не предполагало исключения из подсчета специального стажа периодов вынужденного простоя, указанное изъятие было введено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, периоды вынужденных отпусков по инициативе администрации с 01.01.1994 по 09.01.1994, 07.03.1994 (до 15.07.2002) подлежат включению в специальный стаж.

Разрешая требования истца в части обязания ответчика включить в подсчет страхового стажа периода работы с 01.01.2022 по 24.01.2022, суд с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 20 ноября 2007 г. № 798-0-0, согласно которой, осуществляемый в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П пересмотр размера страховой части назначенных (пересчитанных) трудовых пенсий должен обеспечивать ее установление в сумме, которую надлежало бы получить застрахованным лицам, если бы страховые взносы уплачивались страхователем (работодателем) в их пользу в полном объеме, отсутствие сведений в выписке из лицевого счета застрахованного лица о периоде работы и об уплате страховых взносов не может служить основанием для отказа во включении указанного периода в страховой стаж, приходит к выводу, что неисполнение работодателем обязанности по перечислению страховых взносов в пенсионный фонд, равно как и непредоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в порядке и сроки, предусмотренные Законом РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не является виной Литвинова А.В.

В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж в рамках производства по данному делу, у истца имеется необходимый специальный стаж работы, предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», в объеме более 9 лет.

При таких обстоятельствах, в силу статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом наличия у истца требуемого специального стажа, исковые требования о возложении обязанности на ответчика назначить страховую пенсию с момента обращения, то есть с 25.01.2022, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Литвинова Александра Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Литвинову А.В. от 29.03.2022 в части не включения в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, периода службы в рядах Советской Армии с 16.11.1990 по 14.05.1992, периодов вынужденных отпусков по инициативе администрации с 01.01.1994 по 09.01.1994, 07.03.1994, а также периода непредставления сведений работодателем в соответствии со ст. 58.3 ФЗ № 212 от 24.07.2009 и ст. 428 НК РФ с 01.01.2022 по 24.01.2022.

Включить Литвинову Александру Владимировичу в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период военной службы в Советской Армии по призыву с 16.11.1990 по 14.05.1992, периоды вынужденных отпусков по инициативе администрации с 01.01.1994 по 09.01.1994, 07.03.1994, период непредставления сведений работодателем в соответствии со ст. 58.3 ФЗ № 212 от 24.07.2009 и ст. 428 НК РФ с 01.01.2022 по 24.01.2022.

Признать за Литвиновым Александром Владимировичем право на досрочное назначение пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области назначить Литвинову Александру Владимировичу трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 25.01.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                   Н.А. Грошева

Мотивированное решение изготовлено 30.05.2022

Судья                                                 Н.А. Грошева

2-738/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Литвинов Александр Владимирович
Ответчики
ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Грошева Наталья Александровна
Дело на странице суда
shatura.mo.sudrf.ru
20.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2022Передача материалов судье
22.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2022Дело оформлено
25.08.2022Дело передано в архив
25.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее