дело № 2-6110/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2018 года
Республики Коми город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
с участием:
представителя истца администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Касьяновой Е.Ю.,
ответчика Осиповой Г.В. и ее представителя по ходатайству Васильева А.А.,
третьего лица Осипова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО ГО «Сыктывкар» к Осиповой Г.В. об обязании заключить договор мены,
у с т а н о в и л :
администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит суд обязать ответчика заключить договор мены жилых помещений. В обоснование иска указано на то, что между истцом и ответчиком был заключен предварительный договор мены жилых помещений от ** ** **, при этом ответчик, несмотря на уведомление истца, отказывается от заключения основного договора мены.
В судебном заседании представитель истца администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Касьянова Е.Ю. на иске настаивала.
Ответчик Осипова Г.В. и ее представитель по ходатайству Васильев А.А. возражали против удовлетворения иска.
Третье лицо Осипов И.И. возражал против удовлетворения иска.
Судом установлено.
Жилой дом по адресу: ..., включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2013 - 2018 годы", утв. постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 06.05.2013 N 5/1562, как жилой дом, признанный аварийным до 01.01.2012.
Ответчик Осипова Г.В. является собственником жилого помещения по адресу: ...
Как установлено судом, жилое помещение по адресу: ... перешло в собственность Осиповой Г.В. на основании договора передачи жилого помещения в собственность от ** ** ** в порядке приватизации.
Осипов И.И. отказался от участия в приватизации.
Осипов И.И. до настоящего времени проживает в данной квартире и зарегистрирован в ней по месту жительства.
** ** ** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Осиповой Г.В. заключен предварительный договор мены жилых помещений, в соответствии с которым администрация МО ГО «Сыктывкар» обязуется заключить основной договор мены и передать собственнику благоустроенное жилое помещение (трехкомнатная квартира), приобретенное в муниципальную собственность в рамках муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории МО ГО «Сыктывкар» на период 2013 – 2017 годы», по адресу...
В свою очередь, Осипова Г.В. обязуется передать в собственность МО ГО «Сыктывкар» квартиру по адресу: ...
Стороны договорились заключить основной договор в течение трех месяцев с даты подписания настоящего договора.
Администрацией МО ГО «Сыктывкар» в адрес ответчика 07.06.2018 направлено уведомление о необходимости заключения договора мены, при этом предложенный договор мены содержит следующее условие (п. 8): «В квартире, принадлежащей Осиповой Г.В., зарегистрированы Осипова Г.В., Осипов И.И. Осипова Г.В. обязуется в течение 15 календарных дней после подписания настоящего договора снять с регистрационного учета (выписать из квартиры) указанных лиц с предоставлением подтверждающих документов».
Данный пункт отсутствовал в предварительном договоре.
Из пояснений представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» следует, что в связи с переходом права собственности, право собственности должен утратить и третье лицо Осипов И.И.
Таким образом, одним из условий предлагаемого договора мены является прекращение права пользования у Осипова И.И.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
По смыслу положений данных норм, с переходом права собственности на жилое помещение в аварийном доме к муниципальному образованию жилой дом подлежит сносу либо иному использованию по усмотрению администрации соответствующего муниципального образования, при этом у бывших собственников данного помещения, а также иных лиц, проживающих в помещении, утрачивается право пользования. Сохранение за кем-либо их них права пользования жилым помещением противоречило бы самим целям расселения жилых домов, признанных аварийными.
Таким образом, при решении вопроса о заключении договора мены подлежит согласованию вопрос о прекращении права пользования членов семьи собственника, в том числе бывших членов семьи, к которым неприменимы положения ст. 292 ГК РФ.
При рассмотрении иска собственника жилого помещения о признании бывшего члена его семьи утратившим право пользования этим жилым помещением необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 19 Вводного закона действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 1 марта 2005 года - статья 53 Жилищного кодекса РСФСР, далее - ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
Статья 32 Жилищного кодекса РФ не регулирует вопросы прекращения прав бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Поскольку существенным условием предлагаемого договора мены является прекращение права пользования Осипова И.И., у которого данное право в силу статье 19 Вводного закона является бессрочным, а Осипова Г.В. не вправе брать на себя обязательства по снятию Осипова И.И. с регистрационного учета как бывшего члена семьи, подписание данного договора с указанным условием без согласия самого Осипова И.И. не допустимо, а данное условие считается не согласованным.
Как указано ранее, Осипов И.И. возражает против заключения договора мены и прекращения его права пользования, а следовательно, оснований для обязания ответчика заключить договор мены на предложенных условиях не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск администрации МО ГО «Сыктывкар» к Осиповой Г.В. об обязании заключить договор мены оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов