Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 25 апреля 2024 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Шиндяпин Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №... по жалобе ФИО на постановление заместителя начальника отдела полиции по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре №... от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела полиции по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре №... от дата ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО обратился в суд с жалобой на постановление, в которой указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что хулиганство не совершал, кроме того, были нарушены его процессуальные права, как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не была вручена копия протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании ФИО доводы жалобы поддержал, просил суд восстановить пропущенный срок на подачу жалобы.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В силу части 1 статьи 24.4 КоАП Российской Федерации заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. Рассмотрение же ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, осуществляется судьей, органом и должностным лицом, в производстве которых находится дело, в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела. При этом, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Привести исчерпывающий перечень причин, которые могут признаваться уважительными, невозможно. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Из материалов дела следует, что ФИО принимались меры к своевременной подаче жалобы на постановление заместителя начальника отдела полиции по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре №... от дата в Октябрьский районный суд г. Самары посредством портала ГАС Правосудие через портал Госуслуги, жалобе был присвоен номер №..., однако системой она была отклонена. Данное обстоятельство объективно нашло свое подтверждение в судебном заседании, в котором ФИО представил на обозрение личный кабинет в приложении Госуслуги. Принимая во внимание изложенное. суд с целью реализации принципа доступа к правосудию полагает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления заместителя начальника отдела полиции по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре №... от дата в отношении ФИО
Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверка доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Основанием для привлечения ФИО к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ послужили выводы должностного лица о том, что дата в *** часов ФИО по адресу: адрес, то есть находясь в общественном месте, выражал явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, тем самым совершал мелкое хулиганство, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с состоявшимся по делу постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела выполнены не были.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В настоящей жалобе ФИО заявляет о том, что ему не были разъяснены права при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 названного Кодекса и статьей 51 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании судом в качестве свидетеля была допрошена полицейский 4 роты полка ППСП У МВД России по г. Самаре ФИО, которая будучи предупрежденной об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, пояснила суду, что в ночь с дата по дата она находилась на дежурстве, сотрудниками полиции проводились мероприятия по пресечению правонарушений в ночное время в общественных заведениях города по адресу: адрес, она лично по данным адресам не выезжала, на маршруте патрулирования не находилась, поскольку пребывала в отделе полиции где занималась оформлением административных материалов на доставленных за нарушение общественного порядка граждан, пояснила, что разъясняла ФИО права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 названного Кодекса и статьей 51 Конституции Российской Федерации, однако почему в протоколе отсутствует подпись ФИО в разъяснении ему прав, а также получении копии протокола пояснить не смогла, ответила, что, возможно ФИО отказывался подписать протокол. Почему в протоколе не выполнена запись об отказе от подписания ФИО протокола также пояснить не смогла.
Вместе с тем, данные показания должностного лица не позволяют суду прийти к выводу об отсутствии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу по следующим мотивам.
Согласно материалам дела, в протоколе об административном правонарушении №... от дата отсутствует подпись ФИО о разъяснении ему прав и обязанностей в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений статьи 51 Конституции Российской Федерации и, при этом, в протоколе отсутствует информация об отказе ФИО в подписании данного протокола.
Расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальных документов по настоящему делу, в материалах дела также отсутствует.
В материалах дела имеются объяснения ФИО, однако они подписаны лишь свидетелями, самим ФИО не подписаны, равно как также отсутствует в бланке объяснений подпись ФИО о разъяснении ему прав и обязанностей в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Должностным лицом, рассмотревшим дата дело об административном правонарушении, данные нарушения оставлены без внимания.
Изложенное свидетельствует о том, что ФИО не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение ее права на защиту.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован должностным лицом при вынесении постановления.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Аналогичная правовая позиция о существенности и невосполнимости нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при не разъяснении прав участникам производства по делу об административном правонарушении ранее неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, принятым по делам об административных правонарушениях.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством.
В связи с чем, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении ФИО к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Ходатайство ФИО о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы на постановление заместителя начальника отдела полиции по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре №... от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, - удовлетворить, восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Жалобу ФИО – удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела полиции по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре №... от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, то есть в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.О. Шиндяпин