Решение по делу № 8Г-26789/2023 [88-30542/2023] от 07.08.2023

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                               Дело № 88-30542/2023

64RS0048-01-2022-003822-08

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                                                                   31 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Шеховцовой Ю.В., Вишневской В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2023 года гражданское дело № 2-74/2023 по иску Гончарова Александра Владимировича к Министерству сельского хозяйства Саратовской области о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Саратовской области

на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 1 февраля                2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 1 июня 2023 года,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В., выслушав пояснения представителя Министерства сельского хозяйства Саратовской области Новикова М.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Гончарова А.В. – Владимирова С.А., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы,

установила:

Гончаров А.В. обратился в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Саратовской области о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, взыскании компенсации морального вреда.

Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 1 февраля                2023 года исковые требования Гончарова А.В. удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным приказ от 20 сентября 2022 года № 135-л о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника отдела мелиорации и развития сельских территорий Гончарова А.В. С Министерства сельского хозяйства Саратовской области в пользу Гончарова А.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 1 июня 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства сельского хозяйства Саратовской области без удовлетворения.

В поданной кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства Саратовской области просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом,                 Гончаров А.В. с 8 августа 2017 года проходит государственную гражданскую службу в Саратовской области в Министерстве сельского хозяйства в должности начальника отдела мелиорации и развития сельских территорий управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села.

Как следует из должностного регламента начальника отдела мелиорации и развития сельских территорий управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села от 11 января 2017 года, начальник отдела работает под руководством начальника управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села министерства сельского хозяйства Саратовской области, находится в оперативном подчинении заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию отрасли растениеводства, земельных отношений, технической политике, мелиорации и социального обустройства села (п. 1.3).

В соответствии с п. п. 3.9 и 3.10 должностного регламента, начальник отдела работает под руководством начальника управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села министерства сельского хозяйства Саратовской области; готовит для Правительства области, руководства министерства сельского хозяйства информационный материал по вопросам входящим в компетенцию; участвует в организации и проведении в установленном порядке семинаров и консультативных совещаний по вопросам, входящим в компетенцию отдела, а также участвует в семинарах и совещаниях.

Согласно разделу IХ должностного регламента, служебное взаимодействие начальника отдела мелиорации и развития сельских территорий управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села в связи с исполнением им должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими области того же государственного органа, государственными гражданскими служащими области иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями осуществляется в порядке субординации с обязательным соблюдением принципа взаимного уважения. Гражданский служащий обязан исполнять поручения министра, заместителя министра по развитию отрасли растениеводства, земельных отношений, технической политики, мелиорации и социального обустройства села, начальника управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села, данные в порядке его полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По вопросам развития мелиорации и сельских территорий начальник отдела мелиорации и развития сельских территорий управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села осуществляет служебное взаимодействие с органами государственной власти Саратовской области.

Раздел V регламента устанавливает, что начальник отдела мелиорации и развития сельских территорий управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии со статьями 57, 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен вред физическим или юридическим лицам.

Приказом заместителя Председателя Правительства области - министра сельского хозяйства области ФИО18 № 135-л от 20 сентября 2022 года Гончаров А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности, на него наложено взыскание в виде выговора.

Основанием для вынесения приказа послужили: Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», заключение по результатам служебной проверки                 от 15 сентября 2022 года, проведенной в соответствии с приказом                                  от 13 сентября 2022 года № 217-пр о создании комиссии по проведению служебной проверки в целях выявления причин и условий повлекших срыв совещания по реализации мероприятий программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Согласно приказу от 13 сентября 2022 года № 217-пр, министром сельского хозяйства области ФИО19 создана комиссия по проведению служебной проверки в составе: председателя комиссии ФИО20, секретаря комиссии ФИО21., членов комиссии: ФИО22., ФИО23, ФИО24., срок для проведения служебной проверки установлен до 15 сентября 2022 года.

Согласно п. 3 указанного приказа, начальнику отдела мелиорации и развития сельских территорий Гончарову А.В. в срок до 14 сентября 2022 года необходимо предоставить объяснение по вопросу ненадлежащей подготовки к совещанию по вопросу реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» с заместителем Председателя Саратовской областной Думы, председателем комитета Саратовской областной Думы по социальной политике ФИО25

Из п. 4 указанного приказа следует, что заседание комиссии по проведению служебной проверки необходимо провести 15 сентября 2022 года в 12 час. 00 мин., при этом на заседание комиссии Гончаров А.В. не приглашался.

13 сентября 2022 года начальник отдела мелиорации и развития сельских территорий Гончаров А.В. предоставил на имя министра сельского хозяйства области ФИО26 пояснительную записку, из которой следует, что ему не известно о каком совещании идет речь и относительно каких обстоятельств ему необходимо дать объяснения, поскольку в приказе от 13 сентября                  2022 года № 217-пр «О создании комиссии по проведению служебной проверки» не указана дата, место и время проведения совещания по вопросу реализации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», с данным приказом он ознакомлен не был. В тоже время Гончаров А.В. в объяснениях поясняет, что должностные обязанности он выполняет добросовестно и в полном объеме, в целях производственной необходимости всегда выходит на работу в выходные и праздничные дни, неоднократно за хорошую работу поощрялся грамотами, со стороны его непосредственных руководителей замечаний по работе к нему не поступало.

15 сентября 2022 года комиссией составлено заключение по результатам служебной проверки в отношении начальника отдела мелиорации и развития сельских территорий Гончарова А.В., которым установлено, что 22 июля              2022 года в отдел кадровой политики поступила информация от секретаря заместителя Председателя Правительства области – министра сельского хозяйства области ФИО27 о фактическом срыве совещания по вопросу реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий» 22 июля 2022 года в виду отсутствия должной подготовки к указанному совещанию начальника отдела мелиорации и развития сельских территорий Гончарова А.В. Согласно полученной от заместителя Председателя Правительства области – министра сельского хозяйства области                 ФИО28 информации Гончаров А.В. на совещании с заместителем Председателя Саратовской областной Думы, председателем комитета Саратовской областной Думы по социальной политике Ерохиной Т.П. прибыл неподготовленным по вопросу реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий» на территории Саратовской области, допускал высказывания, касающиеся невозможности исполнения поставленных задач возглавляемым структурным подразделением министерства сельского хозяйства Саратовской области в пределах действующей штатной численности, а также пренебрежительный тон при общении с руководителем комитета законодательного органа Саратовской области. В ходе проверки от Гончарова А.В. получено объяснение по вопросу ненадлежащей подготовки к совещанию по вопросу реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» с Заместителем Председателя Саратовской областной Думы, председателем комитета Саратовской областной Думы по социальной политике ФИО29 По результатам служебной проверки комиссия пришла к выводу о том, что Гончаровым А.В. нарушены п. 3.10 должностного регламента, части 1, 2, 3 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, нарушение норм делового поведения (статья 2 Закона Саратовской области от 31 мая 2011 года № 55 ЗСО), а именно им не исполнены обязанности по надлежащей подготовке к совещанию в соответствии с должностным регламентом, допущены оценки в отношении деятельности государственного органа, не входящие в должностные обязанности, нарушены нормы делового поведения, в связи с чем комиссия решила рекомендовать объявить выговор начальнику отдела мелиорации и развития сельских территорий Гончарову А.В.

С заключением комиссии от 15 сентября 2022 года Гончаров А.В. не ознакомлен.

Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Гончарова А.В., суд первой инстанции пришел к выводу о не подтверждении факта совершения истцом дисциплинарного проступка, поскольку фактически служебная проверка в целях выявления причин и условий, повлекших срыв совещания по вопросу реализации мероприятий программы «Комплексное развитие сельских территорий», комиссией не проводилась, она носила формальный характер, из ее содержания не следует, за какие конкретно нарушения служебной дисциплины Гончаров А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности; не усматривается, в чем именно выражались эти нарушения, какие негативные последствия они имели, наличие вины истца в совершении какого-либо дисциплинарного проступка заключением служебной проверки не установлено.

Также суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку истец был привлечен к ответственности не только по факту срыва совещания, но и по иным фактам, в частности нарушений норм делового поведения, по которым ответчиком не были истребованы письменные объяснения.

Учитывая факт нарушения ответчиком прав истца, суд первой инстанции в соответствии с положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал с министерства сельского хозяйства Саратовской области в пользу Гончарова А.В. компенсацию морального вреда в размере                              5 000 рублей.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции, и их правовым обоснованием.

Оценивая довод жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции, выразивших в не привлечении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика министра сельского хозяйства, подписавшего приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, суд апелляционной инстанции указал, что надлежащим ответчиком является именно министерство сельского хозяйства Саратовской области – наниматель гражданского служащего, а лицо возглавляющее министерство является представителем нанимателя в отношениях с третьими лицами, с помощью которого реализуются функции органа исполнительной власти.

В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статьи 11, 21, 22, 189, 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 12, 15, 56, 57, 58, 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.

Вопреки доводам кассационной жалобы, суды нижестоящих инстанций, признавая незаконным приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, пришли к обоснованному выводу, что из заключения служебной проверки, проведенной в отношении истца, не следует за какие конкретно нарушения служебной дисциплины истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, в чем именно выражались эти нарушения, какие негативные последствия они имели. Заключение по результатам служебной проверки в отношении Гончарова А.В. не содержит совокупности перечисленных в ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обстоятельств, необходимых для привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Также суды правомерно указали на то, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих по каким конкретно фактам не исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей истребовались объяснения у истца, а по факту нарушения этики делового общения объяснения вообще не истребовались, принимая во внимание, что с приказом министерства сельского хозяйства от 13 сентября 2022 года № 217-пр «О создании комиссии по проведению служебной проверки» Гончаров А.В. ознакомлен не был. Соответственно суды пришли к правильному выводу, что истцу не было известно о том, какие нарушения ему вменяются в вину, данное обстоятельство подтверждает нарушение нанимателем порядка привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Довод жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, отказав в удовлетворении ходатайства о допросе свидетеля, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ право оценки достоверности, допустимости, достаточности и взаимной связи доказательств принадлежит суду. В данном случае суд счел достаточным для разрешения спора собранный по делу объем доказательств и дал им надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Не могут быть приняты во внимание и доводы кассационной жалобы о том, что при рассмотрении дела судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об объявлении перерыва в судебном заседании для ознакомления с протоколом судебного заседания, который не отвечает требованиям Гражданского процессуального закона, составлен не полно, поскольку оценка недостатков ведения протокола судебного заседания и проверка правильности разрешения в конкретном деле заявителя вопросов, связанных с протоколированием хода судебного заседания, его содержанием, принесением замечаний на протокол в конкретном деле, производится в порядке статьи 231 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Соответствующее ходатайство представителя ответчика было разрешено судом первой инстанции в установленном законом порядке, по результатам рассмотрения вынесено определение, что подтверждается протоколом судебного заседания от 1 февраля 2023 года.

Иные доводы кассационной жалобы Министерства сельского хозяйства Саратовской области являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 1 февраля                2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 1 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-26789/2023 [88-30542/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончаров Александр Владимирович
Ответчики
Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
31.10.2023Судебное заседание
31.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее