Решение по делу № 2а-1122/2021 от 16.08.2021

Дело № 2а-1122/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Семилуки                                                                            16 августа 2021 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Веселкова К.В.,

при секретаре Бородиновой Е.В.,

с участием помощника прокурора Семилукского района Воронежской области Василенко М.М.,

представителя административного истца – ГУ МВД России по Воронежской области - по доверенности Галкина А.В.,

административного ответчика Гасанова В.З. оглы,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления МВД России по Воронежской области к Гасанову Вахабу Зохраб оглы о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области,

УСТАНОВИЛ:

ГУ МВД РФ по Воронежской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении иностранного гражданина Гасанова Вахаба Зохраб оглы, являющегося гражданином Республики Азербайджана в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области, расположенном по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Старая Ведуга, ул. Победы, д. 132, до 18 ноября 2021 г. Данное заявление мотивировано наличием решения о депортации и организацией процедуры депортации.

В судебном заседании представитель административного истца ГУ МВД России по Воронежской области - по доверенности Галкин А.В. поддержал административный иск, просил его удовлетворить.

Административный ответчик Гасанов В.З. оглы в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В силу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п.9 ст.31 Закона № 115-ФЗ, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В соответствии с п.11 ст.31 Закона № 115-ФЗ, в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Согласно п.12 ст.31 Закона № 115-ФЗ, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно п.6 ст.32.2 Закона № 115-ФЗ, содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

В силу пп.1, 4 ст.35.1 Закона № 115-ФЗ, содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (ФСИН России) от 11 февраля 2015 г. № 1817-рн принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Азербайджанской Республики Гасанова В.З. оглы (л.д.7).

Гасанов В.З. оглы отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Воронежской области. Освободился по отбытию срока наказания 16 августа 2021 г.

Начальником ГУ МВД России по Воронежской области 11 августа 2021 г. утверждено решение о депортации Гасанова В.З. оглы из Российской Федерации, с которым Гасанов В.З. оглы ознакомлен под роспись (л.д. 8).

Из поступившего ответа Консульского отдела Посольства Азербайджанской Республики от 09 апреля 2021 г. следует, что согласно информации, полученной из компетентных органов Азербайджанской Республики, Гасанов В.З. оглы не признается гражданином Азербайджанской Республики (л.д. 6).

До настоящего времени решение о депортации в отношении лица без гражданства Гасанова В.З. оглы не исполнено, в связи с не установлением его принадлежности к гражданству и отсутствием документа на его возвращение в страну гражданской принадлежности.

Иных мер, направленных на реальное исполнение решения о депортации административным истцом не принималось.

Судом установлено, что законных оснований пребывания (проживания) Гасанова В.З. оглы на территории Российской Федерации не имеется, постоянного места жительства на территории России он не имеет, также не имеет документов, удостоверяющих личность и признаваемых в этом качестве на территории Российской Федерации. В отношении него приняты и действуют указанные выше распоряжение Министерства юстиции России о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и решение начальника ГУ МВД России по Воронежской области о депортации за пределы Российской Федерации, которые на момент вынесения судом решения не обжалованы, незаконными они не признаны.

Помещение иностранного гражданина и (или) лица без гражданства в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного депортацией.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении № 6-П от 17.02.1998 г. – из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи её со статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание, что до настоящего времени не представилось возможным установить принадлежность Гасанова В.З. оглы к гражданству Республики Азербайджан, и как следствие, исполнить решение о депортации, не представление уполномоченным органом сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствие в материалах дела данных, достоверно свидетельствующих о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения указанного решения, суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах помещение в специальном учреждении будет противоречить общим принципам и нормам международного права, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.

Принимая во внимание установленные в суде обстоятельства, и учитывая, что каких-либо оснований для помещения Гасанова В.З. оглы в специальном учреждении стороной административного истца по настоящему делу не заявлено, суд не находит законных оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 266-269 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по Воронежской области к Гасанову Вахабу Зохраб оглы о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Семилукский районный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                       К.В. Веселков

Дело № 2а-1122/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Семилуки                                                                            16 августа 2021 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Веселкова К.В.,

при секретаре Бородиновой Е.В.,

с участием помощника прокурора Семилукского района Воронежской области Василенко М.М.,

представителя административного истца – ГУ МВД России по Воронежской области - по доверенности Галкина А.В.,

административного ответчика Гасанова В.З. оглы,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления МВД России по Воронежской области к Гасанову Вахабу Зохраб оглы о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области,

УСТАНОВИЛ:

ГУ МВД РФ по Воронежской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении иностранного гражданина Гасанова Вахаба Зохраб оглы, являющегося гражданином Республики Азербайджана в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области, расположенном по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Старая Ведуга, ул. Победы, д. 132, до 18 ноября 2021 г. Данное заявление мотивировано наличием решения о депортации и организацией процедуры депортации.

В судебном заседании представитель административного истца ГУ МВД России по Воронежской области - по доверенности Галкин А.В. поддержал административный иск, просил его удовлетворить.

Административный ответчик Гасанов В.З. оглы в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В силу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п.9 ст.31 Закона № 115-ФЗ, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В соответствии с п.11 ст.31 Закона № 115-ФЗ, в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Согласно п.12 ст.31 Закона № 115-ФЗ, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно п.6 ст.32.2 Закона № 115-ФЗ, содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

В силу пп.1, 4 ст.35.1 Закона № 115-ФЗ, содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (ФСИН России) от 11 февраля 2015 г. № 1817-рн принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Азербайджанской Республики Гасанова В.З. оглы (л.д.7).

Гасанов В.З. оглы отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Воронежской области. Освободился по отбытию срока наказания 16 августа 2021 г.

Начальником ГУ МВД России по Воронежской области 11 августа 2021 г. утверждено решение о депортации Гасанова В.З. оглы из Российской Федерации, с которым Гасанов В.З. оглы ознакомлен под роспись (л.д. 8).

Из поступившего ответа Консульского отдела Посольства Азербайджанской Республики от 09 апреля 2021 г. следует, что согласно информации, полученной из компетентных органов Азербайджанской Республики, Гасанов В.З. оглы не признается гражданином Азербайджанской Республики (л.д. 6).

До настоящего времени решение о депортации в отношении лица без гражданства Гасанова В.З. оглы не исполнено, в связи с не установлением его принадлежности к гражданству и отсутствием документа на его возвращение в страну гражданской принадлежности.

Иных мер, направленных на реальное исполнение решения о депортации административным истцом не принималось.

Судом установлено, что законных оснований пребывания (проживания) Гасанова В.З. оглы на территории Российской Федерации не имеется, постоянного места жительства на территории России он не имеет, также не имеет документов, удостоверяющих личность и признаваемых в этом качестве на территории Российской Федерации. В отношении него приняты и действуют указанные выше распоряжение Министерства юстиции России о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и решение начальника ГУ МВД России по Воронежской области о депортации за пределы Российской Федерации, которые на момент вынесения судом решения не обжалованы, незаконными они не признаны.

Помещение иностранного гражданина и (или) лица без гражданства в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного депортацией.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении № 6-П от 17.02.1998 г. – из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи её со статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание, что до настоящего времени не представилось возможным установить принадлежность Гасанова В.З. оглы к гражданству Республики Азербайджан, и как следствие, исполнить решение о депортации, не представление уполномоченным органом сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствие в материалах дела данных, достоверно свидетельствующих о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения указанного решения, суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах помещение в специальном учреждении будет противоречить общим принципам и нормам международного права, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.

Принимая во внимание установленные в суде обстоятельства, и учитывая, что каких-либо оснований для помещения Гасанова В.З. оглы в специальном учреждении стороной административного истца по настоящему делу не заявлено, суд не находит законных оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 266-269 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по Воронежской области к Гасанову Вахабу Зохраб оглы о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Семилукский районный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                       К.В. Веселков

1версия для печати

2а-1122/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГУ МВД России по Воронежской области
Прокуратура Семилукского района Воронежской области
Ответчики
Гасанов Вахаб Зохраб оглы
Суд
Семилукский районный суд Воронежской области
Судья
Веселков Константин Владимирович
Дело на странице суда
semiluksky.vrn.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
16.08.2021Передача материалов судье
16.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее