Дело № 2-3055/2023
УИД: 63RS0044-01-2023-003108-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2023 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Грайворонской О.В.,
при секретаре Сыркиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3055/2023 по иску Носаль Татьяны Владимировны к ТСЖ «Дом 80а» о признании незаконным и отмене начислений платы за коммунальные услуги, содержания и ремонт, капитальный ремонт, отопление жилого помещения и нежилого помещения, обязании предоставления расчета, взыскании штрафа,
установил:
Носаль Т.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском к ТСЖ «Дом 80» о признании незаконным и отмене начислений платы за коммунальные услуги, содержания и ремонт, капитальный ремонт, отопление жилого помещения и нежилого помещения, обязании предоставления расчета, взыскании штрафа, в обоснование указав, что она является собственником <адрес> нежилого помещения 53-н – офис 608 расположенных на 8 этаже 2 подъезда <адрес>. Управляющей компанией является ТСЖ «<адрес>А». За период с 01.07.2021 по 31.03.2023 была начислена квартплата в размере 111 922 рубля 03 копейки из расчета, что в квартире зарегистрировано 3 человека. Между тем, истец неоднократно ставила ответчика в известность о том, что она и члены ее семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>. В квартире установлены приборы учета холодной и горячей воды, однако за период с 01.07.2021 по 28.02.2023 ответчик начислял плату за холодное и горячее водоснабжение по нормативам. В нежилом помещении за период за июль 2021 по март 2023 года включительно была начислена плата в сумме 11 451 рубль 58 копеек с учетом наличия системы отопления, однако отопление в нежилом помещении отсутствует. Просит признать незаконными и отменить начисления платы в отношении <адрес> нежилого помещения – офиса № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ТСЖ «<адрес>А» предоставить ФИО1 подробный расчет платы за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> нежилого помещения – офиса №, расположенных в <адрес>А по <адрес>. Обязать ТСЖ «<адрес>А» произвести перерасчет платы за потребленные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>А по <адрес> с учетом показаний приборов учета. Признать незаконными и отменить начисления платы за отопление в нежилом помещении офисе № <адрес>А по <адрес>, взыскать с ТСЖ «ДОМ 80А» в пользу истца штраф в размере 1 100 рублей 23 копейки за необоснованное увеличение платы за нежилое помещение.
Впоследствии истец уточнила исковые требования и просила суд: признать незаконными, необоснованными и отменить начисления платы, произведённые ТСЖ «<адрес>А», в отношении <адрес>А по <адрес>, принадлежащей ФИО1, в период с 01.07.2021 по 31.03.2023 в размере 111 922,03 рублей, в том числе: начисление платы за капитальный ремонт в размере 7692,11 рублей; начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения и общего имущества в размере 30122,42 рублей; признать незаконными, необоснованными и отменить начисления платы, произведённые ТСЖ «<адрес>А», в отношении нежилого помещения - офиса № в <адрес>А по <адрес>, принадлежащего ФИО1, в период с 01.07.2021 по 31.03.2023. в размере 11 451,58 рублей, в том числе: начисления платы за отопление в размере 2 200,45 рублей в связи с отсутствием отопления; начисления платы за капитальный ремонт в размере 1627,02 рублей; обязать ТСЖ «<адрес>А» учесть и использовать в расчётах платы для <адрес>А по <адрес> сведения о регистрации одного лица — ФИО1, сведения о других лицах из учётной и платёжной документации исключить; обязать ТСЖ «<адрес>А» исключить из учётной и платёжной документации нежилого помещения — офис № в <адрес>А по <адрес> сведения об отоплении в связи с его отсутствием, не производить начисления платы за отопление нежилого помещения; обязать ТСЖ «<адрес>А» представить ФИО1 подробный, обоснованный расчёт платы за коммунальные услуги в отношении <адрес> нежилого помещения - офис 608 в <адрес>А по <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом следующих обстоятельств: в <адрес>А по <адрес> зарегистрировано только одно лицо - ФИО1; размер платы за холодное водоснабжение <адрес>А по <адрес> в период - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 916,35 рублей; размер платы за горячее водоснабжение <адрес>А по <адрес> в период - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 436,01 рублей; в нежилом помещении - офис № <адрес>А по <адрес> в период - отсутствует отопление; взыскать с ТСЖ «<адрес>А» в пользу ФИО1 штраф в размере 1 100,23 рублей за необоснованное увеличение размера платы - начисление платы за отопление нежилого помещения - офис № в <адрес>А по <адрес>.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в процессе в качестве третьего лица привлечена ГЖИ Самарской области.
В судебном заседании представитель истца - Рязанов С.С., действующий по доверенности, уточненные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика Преснякова Т.О., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала на основании довдов, изложенных в письменных возражениях и пояснила, что плата за содержание и ремонт начисляется в соответствии со ст. 156 ЖК РФ. Протоколом общего собрания членов ТСЖ «Дом 80А» № 35 от 20.09.2020г. утвержден тариф на содержание и ремонт жилья в размере 24,93 руб./кв.м. (п.16), оставлены в силе условия обслуживания домофона в размере 40,00 руб. и видеонаблюдения в размере 40,00 руб. (п.12). В дальнейшем тариф на содержание и ремонт жилья не изменялся. Срок действия тарифа установлен с 01.10.2020 г. и конечным сроком не ограничен. На протоколе имеется подпись истицы как председателя собрания. Начисления за спорный период произведены в соответствии с указанным протоколом пропорционально площади помещений. Расходы на отопление нежилого помещения оф. 608 начислены правомерно, поскольку в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности. Поскольку надлежащих доказательств отсутствия фактического потребления тепловой энергии истицей не представлено, плата за отопление начислена правомерно. Из представленного в материалы дела технического паспорта МКД, видно, что нежилое помещение находится в теплом контуре МКД. Расчет отопления производится по действующим тарифам ресурсоснабжающей организации следующим образом: Объем коммунальных услуг (индив. Потреб) * Тариф/разм. Пл. Объем потребления определяется автоматизированной системой и автоматически передается в ресурсоснабжающую организацию. Расчет собственникам производится а основании счета ресурсоснабжающей организации. В расчетах платы для <адрес>А по <адрес> в <адрес> не учитывается количество проживающих, начисления производятся на основании показаний приборов учета и площади помещений. Сведения о количестве проживающих были внесены самой истицей в период, когда она была председателем ТСЖ «<адрес>А» и переданы вместе с базой без каких-либо подтверждающих документов. Сведения носят информационный характер и не влияют на начисления. В связи с продажей квартиры права истицы на будущий период не могут быть этим нарушены. Подробный расчет коммунальных платежей содержится в каждой ежемесячной квитанции, в том числе информация о сделанном перерасчете согласно переданным показаниям. Расчет заявленных требований истцом не представлен. Расчет в первоначальном иске сделан исходя из одного тарифа на весь спорный период. Справка о смене тарифов представлена ответчиком в материалы дела. Оснований для взыскания штрафа истцом не обоснованы, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГЖИ Самарской области Федулов В.М., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, заявленные требования оставил на усмотрение суда, пояснил, что по сведениям, имеющимся в государственной жилищной инспекции <адрес>, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ включен в Реестр уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестр специальных счетов, на основании уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) способе формирования фонда капитального ремонта. Фонд капитального ремонта, вышеуказанного МКД формируется на специальном счете ТСЖ «<адрес>А» (Протокол заочного голосования членов ТСЖ «<адрес>А» от ДД.ММ.ГГГГ). Из представленных истцом документов (квитанций) следует, что начисление платы на капитальный ремонт по жилому помещению (<адрес> площадью 51,9 м2) и нежилому помещению (оф. 608 площадью 8,7 м) в 2021 году осуществлялось исходя из минимальной ставки - 7.62 руб. в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении на 2021 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области», в 2022 году исходя из минимальной ставки - 8,36 руб. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 07.12.2021 № 963 «Об установлении на 2022 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области», в 2023 году исходя из минимальной ставки - 9,11 руб. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2022 № 1147 «Об установлении на 2023 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области». Согласно информации размещённой в ГИС ЖКХ и представленных истцом документов (квитанций) размер платы за содержание и ремонт в многоквартирном <адрес> «А» по <адрес> с 2021 по 2023 год начислялась в размере - 24,93 руб./м2. Согласно квитанций представленных истцом, начисления платы за коммунальные услуги в жилом помещении по адресу: по адресу: <адрес>А. <адрес> период с июля по ноябрь 2021 производились исходя из норматива потребления, в декабре 2021 и январе 2022 года по показаниям индивидуальных приборов учета; с февраля 2022 по октябрь 2022 по нормативу потребления и среднемесячного потребления коммунальных услуг; в ноябре 2022 по показаниям индивидуальных приборов учета: с декабря 2022 по февраль 2023 по нормативу потребления и среднемесячного потребления коммунальных услуг; в марте 2023 по показаниям индивидуальных приборов учета. Согласно квитанций представленных истцом и информации представленной ответчиком, в декабре 2021, ноябре 2022, марте 2023 года производились перерасчеты платы за коммунальные услуги в жилом помещении по адресу: по адресу: <адрес>А. <адрес>. Начисление платы за отопление в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А осуществляется в отопительный период исходя из показаний общедомового прибора учета. Пунктом 42(1) Правил № определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий). Таким образом, собственник нежилого помещения не может быть освобождён от обязанности оплаты за коммунальную услугу по отоплению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Статьей 210 ГК РФ, пунктом 3 статьи 30 ЖК РФ, статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно п.1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - ОДН).
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно ч.1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Таким образом, независимо от типа помещения в многоквартирном доме, собственнику принадлежит также доля в праве общедолевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 ЖК РФ), в связи с чем, на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ) и собственник жилого/нежилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества пропорционально его доле в праве собственности на общедомовое имущество (п.2 ст. 39 ЖК РФ, ст. 249 ГК РФ). Это же положение подтверждается и пунктом 28 Правил №491.
Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В судебном заседании установлено, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес> нежилого помещения №-Н (офис 608), расположенного в <адрес>А по <адрес>.
Управляющей организацией данного многоквартирного жилого дома является ТСЖ «<адрес>А».
Из материалов дела следует, что начисление платы за капитальный ремонт по жилому помещению производится в соответствии со ст. 171 ЖК РФ, ежегодными Постановлениями Правительства Самарской области об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области, пропорционально площади помещений. Плата за содержание и ремонт начисляется в соответствии со ст. 156 ЖК РФ.
Протоколом общего собрания членов ТСЖ «<адрес>А» № от 20.09.2020г. утвержден тариф на содержание и ремонт жилья в размере 24,93 руб./кв.м. (п.16), оставлены в силе условия обслуживания домофона в размере 40,00 руб. и видеонаблюдения в размере 40,00 руб. (п.12). В дальнейшем тариф на содержание и ремонт жилья не изменялся. Срок действия тарифа установлен с 01.10.2020 г. и конечным сроком не ограничен. На протоколе имеется подпись истицы как председателя собрания. Начисления за спорный период произведены в соответствии с указанным протоколом пропорционально площади помещений.
Из пояснений сторон и представителя третьего лица судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А в установленном законом порядке с 13.09.2016 года включен в Реестр уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестр специальных счетов, на основании уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта.
Фонд капитального ремонта, вышеуказанного МКД формируется на специальном счете ТСЖ «<адрес>А» (Протокол заочного голосования членов ТСЖ «<адрес>А» от 19.02.2015).
Согласно ч.1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2021 год установлен постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 936 «Об установлении на 2021 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области», минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2022 год установлен постановлением Правительства Самарской области от 07.12.2021 № 963 «Об установлении на 2022 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области», минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2023 год установлен постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2022 № 1147 «Об установлении на 2023 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области».
По смыслу приведенных выше правовых норм собственники помещений обязаны нести расходы, связанные с содержанием и ремонтом многоквартирного дома, а общее собрание членов товарищества собственников жилья, являясь высшим органом управления товарищества в силу статьи 145 ЖК РФ, уполномочено устанавливать размеры обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Из представленных истцом документов (квитанций) следует, что начисление платы на капитальный ремонт по жилому помещению (<адрес> площадью 51,9 м~) и нежилому помещению (оф. 608 площадью 8,7 м. ) в 2021 году осуществлялось исходя из минимальной ставки - 7,62 руб. в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении на 2021 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>», в 2022 году исходя из минимальной ставки - 8,36 руб. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 07.12.2021 № 963 «Об установлении на 2022 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области», в 2023 году исходя из минимальной ставки -9,11 руб. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2022 № 1147 «Об установлении на 2023 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области».
Плата за содержание жилого помещения входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и по общему правилу включает в себя (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ; п. 29(1) Правил № 491):
-плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (МКД);
-плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД;
-плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Согласно п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
В указанные платежи и (или) взносы также включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД (ч. 6 ст. 155, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ; п. 33 Правил № 491).
В соответствии со статьями 39, 156 (частей 3, 7 и 8) и 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений. Такие расходы указанные собственники нежилых помещений несут путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154, статьи 155 - 158 ЖК РФ).
ТСЖ обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами) (ч. 2 ст. 165 ЖК РФ).
Информация о ценах (тарифах), установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по общему правилу также размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) (п. 30 ч. 1 ст. 6 Закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ).
На основании представленных сторонами квитанций размер платы за содержание и ремонт в многоквартирном <адрес> «А» по <адрес> с 2021 по 2023 год начислялась в размере - 24,93 руб./м.
Согласно ч. 11 ст. 156 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме с заявлением в письменной форме о выплате штрафа управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязаны провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за содержание жилого помещения и принять одно из следующих решений:
1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;
2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за содержание жилого помещения управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив обеспечивают выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме путем снижения размера платы за содержание жилого помещения, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за жилое помещение до уплаты штрафа в полном объеме (ч. ч. 12 - 13 ст. 156 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг установлены «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в соответствии с порядком, который установлен в Правилах № 354.
Согласно квитанций представленных истцом, начисления платы за коммунальные услуги в жилом помещении по адресу: по адресу: г. Самара, ул. Партизанская, д. 80А, <адрес> период с июля по ноябрь 2021 производились исходя из норматива потребления, в декабре 2021 и январе 2022 года по показаниям индивидуальных приборов учета: с февраля 2022 по октябрь 2022 по нормативу потребления и среднемесячного потребления коммунальных услуг: в ноябре 2022 по показаниям индивидуальных приборов учета; с декабря 2022 по февраль 2023 по нормативу потребления и среднемесячного потребления коммунальных услуг; в марте 2023 по показаниям индивидуальных приборов учета.
Размер понесенных затрат, правильность и арифметическая точность расчетов подтверждена представленными договорами с поставщиками коммунальных услуг и актами сверки взаимных расчетов к ним, тарифами на коммунальные услуги, установленными Правительством Самарской области, ставками коммунального обслуживания.
Пунктом 13 (раздел IV) Правил № 354 предусмотрено, что при определении объема (количества) коммунальной услуги, предоставленной потребителю, показания приборов учета, переданные потребителем не позднее 25-го числа расчетного периода, учитываются в расчетном периоде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Правил № 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
В случае если жилое помещение не оборудовано приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, исполнитель наделен правом устанавливать количество граждан, которые реально проживают (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
При обращении потребителя в соответствии с подпунктами «д» и «р» пункта 31 Правил № 354, исполнитель обязан:
производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;
предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
При наличии оснований исполнитель должен своевременно производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги. В обязательном порядке перерасчет должен производиться в следующих случаях:
-потребителю была предоставлена коммунальная услуга ненадлежащего качества;
-перерыв в предоставлении коммунальной услуги потребителю превысил допустимую продолжительность;
-потребитель временно отсутствовал в занимаемом жилом помещении;
-на основании информации, полученной исполнителем в ходе проверки достоверности сведений о показаниях приборов учета, ранее переданных ему потребителем, или в ходе снятия показаний приборов учета, установленных вне жилых (нежилых) помещений.
Таким образом, судом установлено, что истцу производился перерасчет квартплаты в декабре 2021-ноябре 2022, марте 2023 года истцу производились перерасчеты платы за коммунальные услуги в жилом помещении по адресу: по адресу: <адрес>А. <адрес>. В данной связи оснований для удовлетворения требований Носаль Т.В. о перерасчете квартплаты и капитального ремонта не имеется.
Требование о взыскании штрафа также удовлетворению не подлежит, поскольку на основании заявлений истца был произведен перерасчет платы за коммунальные услуги.
Разрешая требование истца о перерасчете платы за коммунальную услугу тепловая энергия в нежилом помещении суд исходит из следующего.
Начисление платы за отопление в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А осуществляется в отопительный период исходя из показаний общедомового прибора учета.
Пунктом 42(1) Правил № 354 определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий).
Из паспорта МКД видно, что нежилое помещение находится в теплом контуре МКД. Таким образом, собственник нежилого помещения не может быть освобождён от обязанности оплаты за коммунальную услугу по отоплению, а исковые требования Носаль Т.В. в данной части удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Носаль Татьяны Владимировны к ТСЖ «Дом 80а» о признании незаконным и отмене начислений платы за коммунальные услуги, содержания и ремонт, капитальный ремонт, отопление жилого помещения и нежилого помещения, обязании предоставления расчета, взыскании штрафа – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено – 03.11.2023 года.
Судья О.В. Грайворонская