Решение по делу № 2-1401/2021 от 28.01.2021

дело № 2-1401/2021 (50RS0036-01-2021-000716-14)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2021 года г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Чернозубова О.В.

при секретаре Якубовском Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкинского городского прокурора в интересах Майоровой Валентины Владимировны, Горячковской Анастасии Александровны, Майорова Александра Александровича, Горячковского Максима Михайловича, Базылева Кирилла Алексеевича, Горячковской Ксении Михайловны, Майорова Макара Александровича, Юхименко Марьяны Витальевны, Юхименко Николая Витальевича, Юхименко Артема Витальевича, Майорова Дениса Александровича к администрации городского округа Красноармейск о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Пушкинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Майоровой В.В., Горячковской А.А., Майорова А.А., Горячковского М.М., Базылева К.А., Горячковской К.М., Майорова М.А., Юхименко М.В., Юхименко Н.В., Юхименко А.В., Майорова Д.А. к администрации городского округа Красноармейск о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Горячковская А.А. с семьей проживает по адресу: <адрес>. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности, квартира №5 в д.21 по ул. Свердлова г. Красноармейск Московской области является муниципальной с общей площадью 48,6 кв.м.. Данный многоквартирный дом постановлением Главы городского округа Красноармейск Московской области от 21.12.2015 №920 включен в Реестр аварийных жилых домов, подлежащих сносу. Переселение граждан из МКД администрацией городского округа Красноармейск производится в рамках реализации мероприятий государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 №182/10 «Об утверждении государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы». В соответствии с муниципальной программой городского округа Красноармейск «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением администрации от 21.01.2020 №28, планируемый срок переселения граждан – 4 квартал 2023 года. Как следует из выписки из домовой книги, истцы зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу. В 2020г. городской прокуратурой вносилось представление Главе городского округа Красноармейск о недопустимости нарушения требований бюджетного законодательства при исполнении муниципальной программы, по результатам рассмотрения которого надлежащих мер к расселению аварийного жилого фонда не принято. Проживание истцов в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, создает угрозу жизни и здоровью этих граждан. При этом, в силу действующего законодательства установление срока отселения из дома 2023 год, нарушает права указанных граждан на жилище. Просит обязать администрацию г.о. Красноармейск предоставить во внеочередном порядке Майоровой В.В., Горячковской А.А., Майорову А.А., Горячковскому М.М., Базылеву К.А., Горячковской К.М., Майорову М.А., Юхименко М.В., Юхименко Н.В., Юхименко А.В., Майорову Д.А. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48,6 кв.м., находящееся в границах г. Красноармейск Московской области (л.д.3-6).

Прокурор Макаревич Л.Н. в судебном заседании исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Истцы Майорова В.В., Горячковская А.А., Майоров А.А., Горячковский М.М., Базылев К.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом (л.д.108-111,113).

Представитель ответчика администрации г.о. Красноармейск Московской области на основании доверенности Пакулина Е.В. (л.д.30) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку планируемая дата переселения – 31.01.2023г., оснований для более раннего предоставления жилого помещения не имеется, приобщила возражения (л.д.79-81), которые поддержала в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно положениям ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Закрепляя право на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с ч. 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.09.2009, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Судом установлено, что квартира, общей площадью 48,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственностью городского округа Красноармейск Московской области (л.д.11).

В этой квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы Майорова В.В., Горячковская К.М., Базылев К.А., Горячковский М.М., Майоров А.А., Горячковская А.А., несовершеннолетние Майоров М.А., Юхименко М.В., Юхименко Н.В., Юхименко А.В., Майоров Д.А. (л.д.12-13).

Постановлением Главы городского округа Красноармейск Московской области №920 от 21.12.2015г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.39-41).

С учетом Постановления Главы городского округа Красноармейск Московской области №1028 от 18.12.2018г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы городского округа Красноармейск Московской области от 21.12.2015 №920 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» принято решение произвести отселение нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов, указанных в пункте 1 настоящего постановления в срок до 31.12.2020г. (л.д.42-44).

12.11.2020г. Главой городского округа Красноармейск Московской области №701 от 12.11.2020г. вынесено постановление «О внесении изменений в постановление Главы городского округа Красноармейск Московской области от 21.12.2015 №920 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», в котором пункт 4 Постановления изложен в следующей редакции: «Произвести отселение нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов, указанных в пункте 1 настоящего постановления в срок до 31 декабря 2023 года» (л.д.45-46).

Постановлением Главы городского округа Красноармейск Московской области №28 от 21.01.2020г. утверждена муниципальная программа в городском округе Красноармейск Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2020-2024 годы (л.д.47-59).

В обоснование своих возражений ответчик ссылается на договор от 01.10.2019г., заключенный между Муниципальным образованием городской округ Красноармейск Московской области (Арендодатель) и ООО «МОНОЛИТ» (Арендатор), аренды земельного участка, заключаемого по результатам проведения торгов №1 (л.д.31-34), в соответствии с которым Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 10000 +/- 5 кв.м., с к.н. категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: <адрес>, а Арендатор обязуется принять Земельный участок по акту приеме-передачи.

Настоящий договор заключается на срок 7 лет с 01 октября 2019 года по 01 октября 2026г. (п. 2.1 договора).

Из п. 1.3 дополнительного соглашения №1 к договору аренды от 01.10.2019 №1 следует, что участок предоставляется для строительства многоквартирного жилого дома для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 №182/10, подпрограмма 2 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» (л.д.35).

01.09.2020г. между ООО «МОНОЛИТ» (Цедент) и ООО «Квартал Гальчино» (Цессионарий) заключен договор уступки прав (цессии), в соответствии с которым Цедент уступает, а Цессионарий принимает в полном объеме права требования по Договору аренды земельного участка №1 от 01.10.2019г., заключенному между Цедентом и Муниципальным образованием городского округа Красноармейск Московской области (Арендодатель) (л.д.38).

13.01.2021г. между Министерством строительного комплекса Московской области и Администрацией городского поселения Красноармейск Московской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Московской области бюджету муниципального образования Московской области №1301/01-21; предметом настоящего Соглашения является предоставление из бюджета Московской области в 2021г. бюджету городского округа Красноармейск Московской области субсидии на Субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Главному распорядителю средств бюджета Московской области как получателю средств бюджета Московской области, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя средств бюджета Московской области 860, раздел 05, подраздел 01, целевая статья 1920209605, вид расходов 523. Субсидия предоставляется местному бюджету в рамках подпрограммы «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» (л.д.82-94).

Таким образом, как следует из материалов дела и подтверждается объяснениями представителя ответчика, вышеуказанный аварийный дом включен как в региональную, так и муниципальную программу переселения, денежные средства для переселения выделены за счет бюджета Московской области.

Однако, обстоятельства того, что ответчик планирует расселение вышеуказанного жилого дома до 31.01.2023 года, при рассматриваемом случае не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку дом, в котором проживают истцы является аварийным, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, в связи с чем в 2020 году Пушкинским горпрокурором вносилось по этому поводу представление Главе городского округа Красноармейск о недопустимости нарушения требований законодательства (л.д.21-22), по результатам рассмотрения которого надлежащих мер к расселению аварийного жилого фонда не принято.

Кроме того, расселение этого аварийного дома должно было уже произойти в срок до 31.12.2020 года, на основании решения от 21.12.2015 года, но решение об этом постоянно откладывается, в то время как дом признан аварийным более 10-ти лет назад, проживание в нем угрожает жизни и здоровью истцов.

Удовлетворяя требования Пушкинского городского прокурора в интересах Майоровой В.В., Горячковской А.А., Майорова А.А., Горячковского М.М., Базылева К.А., Горячковской К.М., Майорова М.А., Юхименко М.В., Юхименко Н.В., Юхименко А.В., Майорова Д.А., суд исходит из того, что дом, в котором проживают истцы, признан аварийным, проживание в доме создает угрозу жизни и здоровью граждан, и в силу прямого указания закона (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) жилое помещение истцам должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее 48,6 кв.м., находящее в границах города Красноармейск Московской области.

Администрацией городского округа Красноармейск Московской области в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено письменных доказательств, опровергающих доводы Пушкинского городского прокурора, который в силу ст. 45 ч.1 ГПК РФ вправе подать такой иск в суд по обращению к нему граждан о защите нарушенных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Пушкинского городского прокурора в интересах Майоровой Валентины Владимировны, Горячковской Анастасии Александровны, Майорова Александра Александровича, Горячковского Максима Михайловича, Базылева Кирилла Алексеевича, Горячковской Ксении Михайловны, Майорова Макара Александровича, Юхименко Марьяны Витальевны, Юхименко Николая Витальевича, Юхименко Артема Витальевича, Майорова Дениса Александровича к администрации городского округа Красноармейск о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Красноармейск Московской области предоставить во внеочередном порядке Майоровой Валентине Владимировне, Горячковской Анастасии Александровне, Майорову Александру Александровичу, Горячковскому Максиму Михайловичу, Базылеву Кириллу Алексеевичу, Горячковской Ксении Михайловне, Майорову Макару Александровичу, Юхименко Марьяне Витальевне, Юхименко Николаю Витальевичу, Юхименко Артему Витальевичу, Майорову Денису Александровичу жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48,6 кв.м., находящее в границах города Красноармейск Московской области.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –22 апреля 2021 года.

Судья: подпись.

Копия верна: Судья: Секретарь:

28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2021Передача материалов судье
02.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2021Подготовка дела (собеседование)
02.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2021Судебное заседание
13.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2021Дело оформлено
23.08.2021Дело передано в архив
08.04.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.07.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.08.2023Судебное заседание
26.09.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
13.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее