Дело № 2-5721/2020
УИН: 72RS0013-01-2020-002463-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 29 октября 2020 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Молоковой С.Н.
при секретаре Малгаждаровой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Патрушева Александра Александровича к Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени, Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок с расположенным на нем домовладением в силу приобретательной давности. Требования мотивированы тем, что во владении истца находится земельный участок, площадью 750 кв.м. (кадастровый №) с расположенным на нем жилым домом, площадью 34,6 кв.м. (кадастровый №), находящиеся по адресу: <адрес>. Истец отмечает, что открыто, непрерывно и добросовестно владеет данным имуществом, заключив в 1995 году с АП «Тюменская горэлектросеть» договор на поставку электроэнергии, в 2008 году произвел замену счетчиков, уплату налога, также заключал договоры строительного подряда, договоры по газоснабжению, водоснабжению, однако лишен возможности оформить право собственности на недвижимость, перешедшее к нему в 1995 году путем дарения от отца ФИО11, приобретенное последним у ФИО9, так как сделки своевременно не были оформлены ввиду смерти ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, и смерти отца ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит в судебном порядке признать право собственности на данное имущество.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца привлечены ФИО5, ФИО3, ФИО2
В силу ст. 39 ГПК РФ истец изменил основание иска, просит признать право собственности на жилой дом, площадью 55,9 кв.м., и земельный участок, площадью 797 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Истец и его представитель ФИО7 в судебном заседании уточненные требования поддержали, основывая их на признании права собственности истца на спорное имущество в порядке наследования.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента земельных отношений и градостроительства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица ФИО5, ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят дело рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения требований не возражают.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и Дудиной (впоследствии Филипповой) Е.Н. был предоставлен в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома земельный участок по адресу: <адрес> (л.д. 88-91).
Согласно кадастровым паспортам, на земельном участке, площадью 797 кв.м. (кадастровый №), расположенном по вышеуказанному адресу, расположен одноэтажный жилой дом (литеры А, А1, а), общей площадью 55,9 кв.м. (кадастровый №), введенный в эксплуатацию в 1951 году, в том числе и на основании договора на право застройки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 90-91).
Из копии домовой книги следует, что с 1995 года по настоящее время по указанному адресу значится зарегистрированным истец, при этом ФИО9 снята с учета по смерти, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-16, 74).
Судом установлено и подтверждается показаниями допрошенного в ходе судебного заседания показаниями свидетеля ФИО10, показания которой приняты судом во внимание, что ФИО9 приходится истцу бабушкой по линии отца ФИО11
Отец истца ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73, 75).
В соответствии с требованиями ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется, в том числе по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Иных наследников кроме вышеуказанных, обладающих, в силу ст. 1149 Гражданского кодекса РФ, правом на обязательную долю наследства, не установлено, как и лиц, принявших наследство по завещанию.
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из правового анализа положения п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений содержащихся в вышеназванном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что фактическое принятие наследства образуют действия в отношении имущества, которое как минимум должно представлять материальную ценность, а действия наследника в отношении этого имущества должны быть значимыми, образовывать признаки принятия наследником на себя именно имущественных прав умершего.
Как установлено судом, следует из материалов дела и пояснено свидетелем ФИО10, ФИО2 принял наследство после смерти ФИО9 и отца, в виде земельного участка и домовладения, расположенных по адресу: <адрес>, о чем также свидетельствуют заключенные между истцом и ресурсоснабжающими организациями договоры и иными участниками по делу не оспаривается.
Согласно сведениям нотариуса нотариального округа <адрес> ФИО12 после смерти ФИО11 заведено наследственное дело, наследниками по закону являются сын – истец ФИО2, сын ФИО2, сын ФИО3, супруга ФИО5 (л.д. 150).
Наследственное дело после смерти ФИО9 не заводилось (л.д. 148).
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (то есть до ДД.ММ.ГГГГ), осуществляется на основании статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ, предусматривающей упрощенный порядок государственной регистрации прав в отношении указанных в этой статье земельных участков.
Согласно части 1 названной статьи государственная регистрация осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок.
Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель, определяя особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, установил не исчерпывающий перечень правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, любого из которых достаточно для осуществления регистрационных действий, в том числе и не поименованных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ.
В силу первого и второго абзацев пункта 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до ДД.ММ.ГГГГ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание, что ФИО9, которой был предоставлен земельный участок в бессрочное пользование в 1948 году, фактически являлась собственником данного участка, ее право перешло в порядке наследования к истцу, принявшему наследство после ее смерти.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Как указано в ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Как было ранее указано, на вышеназванном земельном участке ФИО9 было возведено жилое строение, введенное в эксплуатацию в 1951 году (кадастровый паспорт и справка БТИ, л.д. 10, 245).
В выписке из реестровой книги о праве собственности на объект площадь домовладения указана 34,60 кв.м., а не 55,9 кв.м. (л.д. 169), при этом суд учитывает, что при подсчете площади жилого дома в разные периоды осуществлялись разными подходами подсчета (включение /не включение пристроев).
Данный факт подтверждается и справкой о характеристиках объекта государственного технического учета (том 1, л.д. 7).
Согласно экспертному заключению ООО «Экспертный центр «А группа» (том 2, л.д. 3-24), <адрес> пригоден для постоянного проживания, при этом основное строение и пристрой были возведены с небольшой разницей во времени, что позволяет суду прийти к выводу, что домовладение полностью возведено при жизни ФИО9
Пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что истец, фактически приняв наследство после смерти ФИО9, лишен возможности зарегистрировать свое право на недвижимое имущество во внесудебном порядке, а потому его право подлежит судебной защите, в связи с чем следует признать за истцом право собственности как на земельный участок, площадью 797 кв.м. (кадастровый №), так и на расположенный на данном участке жилой дом, общей площадью 55,9 кв.м. (кадастровый №) в порядке наследования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218 1112, 1152, 1153 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Патрушева Александра Александровича к Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени, Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени о признании права собственности, удовлетворить.
Признать право собственности ФИО4 на земельный участок, площадью 797 кв.м., кадастровый №, с расположенным на нем жилым домом общей площадью 55, 9 кв.м., с кадастровым номером 72:23:0208001:3511, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий судья /подпись/ С.Н.Молокова
Решение принято в окончательной форме 06 ноября 2020 года
Копия верна
Судья С.Н.Молокова