Дело № 2-1558/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2021 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Полестеровой О.А.,
при секретаре Горемычкиной М.Д.,
с участием представителя истца Тверской межрайонной природоохранной прокуроры помощника прокурора Вершинского П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указал, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка по обращению Сербинова А.П. о несоответствии контейнерных площадок, расположенных в д. Лебедеве Калининского района Тверской области, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Установлено, что на территории д. Лебедево имеются 2 контейнерные площадки под размещение ТКО, а именно в районе Загородного переулка и дома 56 д. Лебедево.
Согласно постановлению Администрации МО Тверской области «Калининский район» от 16.03.2021 № 294 указанные контейнерные площадки числятся в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО Тверской области «Калининский район».
Проведенным прокуратурой 06.04.2021 осмотром установлено, что контейнерные площадки, расположенные в д. Лебедево, не соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Так, на контейнерной площадке, расположенной в районе Загородного переулка д. Лебедево, отсутствует ограждение. Данная площадка под сбор и вывоз КГО не оборудована, уборка, дезинсекция и дератизация не осуществляется.
На контейнерной площадке, расположенной в районе дома, 56 |д. Лебедево, ограждение находится в неудовлетворительном состоянии, частично разрушено, отсек, либо бункер под складирование KГО отсутствует, уборка, дезинсекция и дератизация не осуществляется.
В целях устранения нарушений норм федерального законодательства прокуратурой 06.04.2021 в адрес главы Калининского района Тверской области внесено представление.
Однако, мер, направленных на фактическое устранение нарушений, администрацией не принято.
Повторная проверка, проведенная 15.06.2021 показала, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Лебедево до настоящего времени не обустроены в соответствии с требованиями федерального законодательства об отходах производства и потребления, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пп. 23 п. 2 ст. 30 Устава МО Тверской области «Калининский район», принятого решением Собрания депутатов Калининского района Тверской области от 26.08.2008 № 43, в пределах своих полномочий администрация Калининского района участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, на территории муниципального района.
С учетом изложенных норм, ответственность за содержание мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов, расположенных в районе Загородного переулка и дома 56 д. Лебедево, лежит на администрации МО Тверской области «Калининский район».
Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться -в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации д Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В статье 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ б охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет о на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Игнорирование органом местного самоуправления Администрацией МО Тверской области «Калининский район» требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права жителей д. Лебедево Калининского района Тверской области, а также других граждан, посещающих указанный населенный пункт, на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, Тверской межрайонный природоохранный прокурор просит возложить обязанность на Администрацию МО Тверской области «Калининский район» обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные в деревне Лебедево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: восстановить ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, оборудовать площадки под сбор и вывоз КГО, проводить в установленном порядке уборку, дезинсекцию и дератацию. Данные мероприятия выполнить в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Представитель прокуратуры Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Вершинский П.В. полностью поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, а также пояснил, что от 15.06.2021 г. проведенной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» проверкой установлено, что площадки ТКО в д. Лебедево не отвечают требования СанПииН, однако, сами площадки расположены от жилых домов более чем в 20 м, таким образом, доводы ответчика о том, что площадки надо переносить, что не представляется возможным, несостоятельны.
Ответчик Администрации МО Тверской области «Калининский район», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика возражал относительно заявленных к ним требований, ссылаясь на то, что в д. Лебедево не имеется свободных участков для обустройства месть накопления ТКО, не противоречащих СанПин. Также представитель ответчика сославшись на Закон Тверской области от 19.11.2014 г. № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», указал, что полномочия по организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО отнесены к вопросам ведения органов местного самоуправлении сельских поселений. Муниципальный район не обладает исключительными абсолютными полномочиями в указанной сфере, однако, может принимать содейственное участие.
Третье лицо Администрация МО «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, после перерыва в судебное заседание своего представителя не направило. В предыдущем судебном заседании представитель сельского поселения возражала относительно заявленных исковых требований, также ссылаясь на отсутствие возможности организовать площадку для сбора ТКО в ином месте в связи с отсутствием свободных земельных участков, на которых можно было бы организовать таковую в соответствии с требованиями СанПин.
Третье лицо Сербинов А.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, после перерыва в судебное заседание не явился. В предыдущим судебном заседании пояснил суда, что проблема с вывозом ТКО в д. Лебедево существует, давно он не однократно, как и другие жители деревни обращались и в администрацию и ООО «Тверьспецавтохозяйство» с жалобами о решении данной проблемы. В настоящее время площадка для сбора мусора находится в разрушенном состоянии. На нее привозят мусор со всех близлежаших деревень.
Третьи лица, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, ООО «Тверспецавтохозяйство», Управление Роспотребназдора по Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией России Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула).
К общим принципам организации местного самоуправления получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросы местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких запросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 част 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 01 января 2015 года называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при -этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26.04.2016 № 13-П, законодатель будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 1) (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признаётся складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в цепях их дальнейших обработки, утилизации обезвреживания, размещения. К твердым коммунальным отходом отнесены отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, Индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья Федерального закона № 89-ФЗ).-
Статьёй 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на друг лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
На территории сельских поселений указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
Как следует из содержания ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов- (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами.
Вопросы местного значения за сельскими поселениями Тверской области закреплены Законом Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 (ред. 2016). Согласно ст. 1 указанного Закона дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местого самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения предусмотренные пунктами 4 -8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона. В силу ст. 2 Закона Тверской облает 19.11.2014 № 92-30, настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие в период с 27 мая 2014 года по 04 июля 2014 года включительно. Положения статьи 1 настоящего Закона применяют правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов муниципальных районов и сельских поселений Тверской области, начиная с бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, согласно положений которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО (должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановленим Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, формы котарой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15-19 Правил обустройства места скопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Требования к обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов также определены санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Так, согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 (далее - СанПиН 2.1,3684-21), утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г, № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО и специальные площадки для накопления КГО. Контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (бетонное, асфальтовое) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на контейнерных площадках должно размещаться не более 2 бункеров для накопления КГО.
Пунктом 8 СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной площадки обеспечивает проведение ее уборки, дезинсекции и дератизации.
Согласно п. 2 ст. 1 Правил обустройства мест (площадок) накопления коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пп. 23 п. 2 ст. 30 Устава МО Тверской области «Калининский район», принятого решением Собрания депутатов Калининского района Тверской области от 26.08.2008 № 43, в пределах своих полномочий администрация Калининского района участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, на территории муниципального района.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что организация надлежащего обустройства мест (площадок) накопления твердых в Никулинском сельском поселении Калининского района Тверской области относится к компетенции Администрации МО Тверской области «Калининский район».
Судом установлено, что на основании обращения Сербинова А.П. в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратур Тверской по вопросу нарушения законодательства об отходах на территории Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в апреле 2021 года была проведена проверка с выездом на в д. Лебедево, д. Курово, и д. Раслово Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Проверкой от 06.04.2021 года установлено, что на территории д. Лебедево имеются 2 контейнерные площадки под размещение ТКО, а именно в районе Загородного переулка и дома 56 д. Лебедево. Данные площадки в реестр мест накопления ТКО на территории Калининского района Тверской области внесены. По информации администрации Калининского района Тверской области, а также согласно графику вывоза ТКО, вывоз отходов осуществляется ежедневно подрядной организацией ООО «ТСАХ».
Контейнерная площадка, расположенная в районе Загородного переулка д. Лебедево, оборудована 4 контейнерами, имеется твердое бетонное покрытие, ограждение отсутствует. На момент осмотра навалов мусора на данной площадке не зафиксировано, контейнеры пустые.
Контейнерная площадка, расположенная в районе дома 56 д. Лебедево, оборудована 4 контейнерами, имеется твердое бетонное покрытие, частичное ограждение. На момент осмотра навалов мусора на данной площадке не зафиксировано, контейнеры пустые. Установлено размещение отходов на прилегающей территории к данной площадке.
В д. Курово и д. Раслово организован бесконтейнерный (пкетированный) вывоз ТКО (по графику - среда и воскресенье). Установка контейнерных площадок в д. Курово и д. Раслово невозможна в связи с плотной застройкой территории, а также отсутствия свободных земельных участков для обустройства мест (площадок) накопления ТКО, не противоречащим действующим нормам СанПиН.
Вместе с тем, администрацией Калининского района в настоящее время с целью обеспечения жителей д. Лебедево качественной коммунальной услугой по сбору и вывозу ТКО рассматривается вопрос по организации безконтейнерного (по графику) вывоза ТКО. Согласно пояснениям гражданин Сербинова А.П. установлено, что жителями д. Лебедево проведено собрание по данному вопросу, на котором принято решение о согласии организации бесконтейнерного (пакетированного) вывоза ТКО с территории д. Лебедево.
Кроме того, прокуратурой в ходе проверки установлено, что в д. Лебедево, д. Курово и д. Раслово не организован надлежащим образом сбор и вывоз КТО, в данных населенных пунктов отсутствуют контейнерные площадки для сбора KГO, в том числе бункеры под КГО.
Согласно справке о результатах проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 06.04.2021 г. вынесено представление ООО «Тверьспецатохозяйство» с предписанием безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителей Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Представление в отношении Главы Калининского района Тверской области от 06.04.2021г. по устранению нарушений по размещению мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра.
В ответ на представление Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Администрация МО Тверской области «Калининский район» ответила, что собственник земельного участка, на котором расположена площадка накопления ТКО должен самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, затраты на ремонт площадок возложены на Администрацию Никулинского сельского поселения.
15.06.2021 года Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры вновь была проведена проверка по обращению Сербинова А.П. о несоответствии контейнерных площадок, расположенных в д. Лебедево калининского района тверской области, требования санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки установлено следующее, что на территории д. Лебедево имеются 2 контейнерные площадки под размещение ТКО, а именно в районе Запрудного переулка и дома 56 д. Лебедево.
Контейнерная площадка, расположенная в районе Загородного переулка д. Лебедево, оборудована 4 контейнерами под ТКО, имеется твердое бетонное покрытие, ограждение отсутствует. На момент осмотра навалов мусора на данной площадке не зафиксировано, контейнеры пустые. Данная площадка под сбор и вывоз КГО не оборудована.
Контейнерная площадка, расположенная в районе дома 56 д. Лебедево, оборудована 7 контейнерами под ТКО, имеется твердое бетонное покрытие, частичное ограждение. На момент осмотра навалов мусора на данной площадке не зафиксировано, контейнеры пустые, отсек, либо бункер под складирование КТО отсутствует.
Также согласно справке составленной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в тверской области» 15.06.2021 года площадки накопления ТКО расположены на обочине дорог местного значения. Расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов на момент проверки выдержано более 20 метров. Площадки не имеют ограждений с трех сторон высотой не менее 1 метра, территория около площадок не спланирована, разрыта, не имеют твердое (асфальтированное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод – п. 3 г. II СанПиН 2.1.3684-21.
При накоплении ТКО, владельцем контейнерной площадки не исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку далее на окружающую территорию (нет ограждения с трех сторон площадки, контейнеры не имеют крышек) – нарушение п. 9 гл. II СанПиН 2.1.3684-21.
На момент проверки контейнеры не заполнены (в основном пустые), ТБО вывезены, однако территория вокруг загрязнена отставками мусора.
С боковых сторон площадок образованы углубления, в которых видны остатки ТБО (бумага, мусор, ветки, шины автошин).
В местах накопления твердых отходов не выделены и не оборудованы площадки для складирован6ия крупногабаритных отходов или для установки кагата (бункера) – не соответствие п. 6 гл. II СанПиН 2.1.3684-21.
В целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов имеется договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на полигон, старосте д. Лебедево пересылаются квитанции на оплату за выполненные работы.
Также судом установлено, что на основании Постановления № 382 от 18.03.2020 года «Об утверждении Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Калининский район» изменений к нему утвержденных Постановлении Администрации МО Тверской области «Калининский район» №294 от 16.03.2021 года и реестра мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Калининского района были возведены и размещены Муниципальным образованием Калининского района Тверской области.
Согласно данного реестра площадки накопления ТКО размещены в д. Лебедево Калининского района Тверской области на Запрудном переулке и у дома №1.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что действительно на территории Никулинского сельского поселения в д. Лебедево в соответствие с требованиями действующего законодательства установлены две площадки для сбора ТКО.
Однако как установлено выездной проверкой Природоохранной прокуратуры Тверской области от 06.04.2021 года с участием представителя Администрации Калининского района Тверской области, представителя Администрации Никулинского сельского поселения, представителя ООО «ТСАХ», от 15.06.2021 г. с участием представителя Администрации Калининского района Тверской области, представителя Администрации Никулинского сельского поселения, представителем ООО «ТСАХ» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области», площадки для сбора мусора расположенные в д. Лебедево не соответствуют требованиям СанПиН, в частности, отсутствует ограждение площадок, не имеется крышек на контейнерах, площадки не имеют твердого покрытия, а кроме того площадки не оборудованы местом для сбора КГО. Указанные обстоятельства стороны не оспаривали.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что площадки сбора ТКО расположенные в д. Лебедево Никулинского сельского поселения Тверской области не отвечают требованиям ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требованиям СанПиН, следовательно данные нарушения затрагивают права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Установив изложенное и руководствуясь названными положениями закона, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию МО Тверской области «Калининский район» обязанности об обустройстве мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в д. Лебедево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствие с требованиями законодательства об отходах и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: восстановить ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, оборудовать площадки под сбор и вывоз КГО, проводить в установленном порядке уборку, дезинсекцию и дератизацию.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» обустроить места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенные в деревне Лебедево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: восстановить ограждения с трех сторон высотой не менее 1м, оборудовать площадки под сбор и вывоз КГО, проводить в установленном порядке уборку, дезинсекцию и дератизацию, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца с момента изготовления его судом в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Председательствующий О.А. Полестерова
Мотивированное решение составлено 09 ноября 2021 года.
Дело № 2-1558/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2021 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Полестеровой О.А.,
при секретаре Горемычкиной М.Д.,
с участием представителя истца Тверской межрайонной природоохранной прокуроры помощника прокурора Вершинского П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указал, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка по обращению Сербинова А.П. о несоответствии контейнерных площадок, расположенных в д. Лебедеве Калининского района Тверской области, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Установлено, что на территории д. Лебедево имеются 2 контейнерные площадки под размещение ТКО, а именно в районе Загородного переулка и дома 56 д. Лебедево.
Согласно постановлению Администрации МО Тверской области «Калининский район» от 16.03.2021 № 294 указанные контейнерные площадки числятся в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО Тверской области «Калининский район».
Проведенным прокуратурой 06.04.2021 осмотром установлено, что контейнерные площадки, расположенные в д. Лебедево, не соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Так, на контейнерной площадке, расположенной в районе Загородного переулка д. Лебедево, отсутствует ограждение. Данная площадка под сбор и вывоз КГО не оборудована, уборка, дезинсекция и дератизация не осуществляется.
На контейнерной площадке, расположенной в районе дома, 56 |д. Лебедево, ограждение находится в неудовлетворительном состоянии, частично разрушено, отсек, либо бункер под складирование KГО отсутствует, уборка, дезинсекция и дератизация не осуществляется.
В целях устранения нарушений норм федерального законодательства прокуратурой 06.04.2021 в адрес главы Калининского района Тверской области внесено представление.
Однако, мер, направленных на фактическое устранение нарушений, администрацией не принято.
Повторная проверка, проведенная 15.06.2021 показала, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Лебедево до настоящего времени не обустроены в соответствии с требованиями федерального законодательства об отходах производства и потребления, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пп. 23 п. 2 ст. 30 Устава МО Тверской области «Калининский район», принятого решением Собрания депутатов Калининского района Тверской области от 26.08.2008 № 43, в пределах своих полномочий администрация Калининского района участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, на территории муниципального района.
С учетом изложенных норм, ответственность за содержание мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов, расположенных в районе Загородного переулка и дома 56 д. Лебедево, лежит на администрации МО Тверской области «Калининский район».
Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться -в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации д Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В статье 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ б охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет о на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Игнорирование органом местного самоуправления Администрацией МО Тверской области «Калининский район» требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права жителей д. Лебедево Калининского района Тверской области, а также других граждан, посещающих указанный населенный пункт, на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, Тверской межрайонный природоохранный прокурор просит возложить обязанность на Администрацию МО Тверской области «Калининский район» обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные в деревне Лебедево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: восстановить ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, оборудовать площадки под сбор и вывоз КГО, проводить в установленном порядке уборку, дезинсекцию и дератацию. Данные мероприятия выполнить в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Представитель прокуратуры Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Вершинский П.В. полностью поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, а также пояснил, что от 15.06.2021 г. проведенной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» проверкой установлено, что площадки ТКО в д. Лебедево не отвечают требования СанПииН, однако, сами площадки расположены от жилых домов более чем в 20 м, таким образом, доводы ответчика о том, что площадки надо переносить, что не представляется возможным, несостоятельны.
Ответчик Администрации МО Тверской области «Калининский район», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика возражал относительно заявленных к ним требований, ссылаясь на то, что в д. Лебедево не имеется свободных участков для обустройства месть накопления ТКО, не противоречащих СанПин. Также представитель ответчика сославшись на Закон Тверской области от 19.11.2014 г. № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», указал, что полномочия по организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО отнесены к вопросам ведения органов местного самоуправлении сельских поселений. Муниципальный район не обладает исключительными абсолютными полномочиями в указанной сфере, однако, может принимать содейственное участие.
Третье лицо Администрация МО «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, после перерыва в судебное заседание своего представителя не направило. В предыдущем судебном заседании представитель сельского поселения возражала относительно заявленных исковых требований, также ссылаясь на отсутствие возможности организовать площадку для сбора ТКО в ином месте в связи с отсутствием свободных земельных участков, на которых можно было бы организовать таковую в соответствии с требованиями СанПин.
Третье лицо Сербинов А.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, после перерыва в судебное заседание не явился. В предыдущим судебном заседании пояснил суда, что проблема с вывозом ТКО в д. Лебедево существует, давно он не однократно, как и другие жители деревни обращались и в администрацию и ООО «Тверьспецавтохозяйство» с жалобами о решении данной проблемы. В настоящее время площадка для сбора мусора находится в разрушенном состоянии. На нее привозят мусор со всех близлежаших деревень.
Третьи лица, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, ООО «Тверспецавтохозяйство», Управление Роспотребназдора по Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией России Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула).
К общим принципам организации местного самоуправления получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросы местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких запросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 част 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 01 января 2015 года называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при -этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26.04.2016 № 13-П, законодатель будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 1) (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признаётся складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в цепях их дальнейших обработки, утилизации обезвреживания, размещения. К твердым коммунальным отходом отнесены отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, Индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья Федерального закона № 89-ФЗ).-
Статьёй 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на друг лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
На территории сельских поселений указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
Как следует из содержания ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов- (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами.
Вопросы местного значения за сельскими поселениями Тверской области закреплены Законом Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 (ред. 2016). Согласно ст. 1 указанного Закона дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местого самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения предусмотренные пунктами 4 -8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона. В силу ст. 2 Закона Тверской облает 19.11.2014 № 92-30, настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие в период с 27 мая 2014 года по 04 июля 2014 года включительно. Положения статьи 1 настоящего Закона применяют правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов муниципальных районов и сельских поселений Тверской области, начиная с бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, согласно положений которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО (должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановленим Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, формы котарой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15-19 Правил обустройства места скопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Требования к обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов также определены санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Так, согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 (далее - СанПиН 2.1,3684-21), утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г, № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО и специальные площадки для накопления КГО. Контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (бетонное, асфальтовое) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на контейнерных площадках должно размещаться не более 2 бункеров для накопления КГО.
Пунктом 8 СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной площадки обеспечивает проведение ее уборки, дезинсекции и дератизации.
Согласно п. 2 ст. 1 Правил обустройства мест (площадок) накопления коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пп. 23 п. 2 ст. 30 Устава МО Тверской области «Калининский район», принятого решением Собрания депутатов Калининского района Тверской области от 26.08.2008 № 43, в пределах своих полномочий администрация Калининского района участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, на территории муниципального района.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что организация надлежащего обустройства мест (площадок) накопления твердых в Никулинском сельском поселении Калининского района Тверской области относится к компетенции Администрации МО Тверской области «Калининский район».
Судом установлено, что на основании обращения Сербинова А.П. в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратур Тверской по вопросу нарушения законодательства об отходах на территории Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в апреле 2021 года была проведена проверка с выездом на в д. Лебедево, д. Курово, и д. Раслово Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Проверкой от 06.04.2021 года установлено, что на территории д. Лебедево имеются 2 контейнерные площадки под размещение ТКО, а именно в районе Загородного переулка и дома 56 д. Лебедево. Данные площадки в реестр мест накопления ТКО на территории Калининского района Тверской области внесены. По информации администрации Калининского района Тверской области, а также согласно графику вывоза ТКО, вывоз отходов осуществляется ежедневно подрядной организацией ООО «ТСАХ».
Контейнерная площадка, расположенная в районе Загородного переулка д. Лебедево, оборудована 4 контейнерами, имеется твердое бетонное покрытие, ограждение отсутствует. На момент осмотра навалов мусора на данной площадке не зафиксировано, контейнеры пустые.
Контейнерная площадка, расположенная в районе дома 56 д. Лебедево, оборудована 4 контейнерами, имеется твердое бетонное покрытие, частичное ограждение. На момент осмотра навалов мусора на данной площадке не зафиксировано, контейнеры пустые. Установлено размещение отходов на прилегающей территории к данной площадке.
В д. Курово и д. Раслово организован бесконтейнерный (пкетированный) вывоз ТКО (по графику - среда и воскресенье). Установка контейнерных площадок в д. Курово и д. Раслово невозможна в связи с плотной застройкой территории, а также отсутствия свободных земельных участков для обустройства мест (площадок) накопления ТКО, не противоречащим действующим нормам СанПиН.
Вместе с тем, администрацией Калининского района в настоящее время с целью обеспечения жителей д. Лебедево качественной коммунальной услугой по сбору и вывозу ТКО рассматривается вопрос по организации безконтейнерного (по графику) вывоза ТКО. Согласно пояснениям гражданин Сербинова А.П. установлено, что жителями д. Лебедево проведено собрание по данному вопросу, на котором принято решение о согласии организации бесконтейнерного (пакетированного) вывоза ТКО с территории д. Лебедево.
Кроме того, прокуратурой в ходе проверки установлено, что в д. Лебедево, д. Курово и д. Раслово не организован надлежащим образом сбор и вывоз КТО, в данных населенных пунктов отсутствуют контейнерные площадки для сбора KГO, в том числе бункеры под КГО.
Согласно справке о результатах проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 06.04.2021 г. вынесено представление ООО «Тверьспецатохозяйство» с предписанием безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителей Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Представление в отношении Главы Калининского района Тверской области от 06.04.2021г. по устранению нарушений по размещению мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра.
В ответ на представление Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Администрация МО Тверской области «Калининский район» ответила, что собственник земельного участка, на котором расположена площадка накопления ТКО должен самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, затраты на ремонт площадок возложены на Администрацию Никулинского сельского поселения.
15.06.2021 года Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры вновь была проведена проверка по обращению Сербинова А.П. о несоответствии контейнерных площадок, расположенных в д. Лебедево калининского района тверской области, требования санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки установлено следующее, что на территории д. Лебедево имеются 2 контейнерные площадки под размещение ТКО, а именно в районе Запрудного переулка и дома 56 д. Лебедево.
Контейнерная площадка, расположенная в районе Загородного переулка д. Лебедево, оборудована 4 контейнерами под ТКО, имеется твердое бетонное покрытие, ограждение отсутствует. На момент осмотра навалов мусора на данной площадке не зафиксировано, контейнеры пустые. Данная площадка под сбор и вывоз КГО не оборудована.
Контейнерная площадка, расположенная в районе дома 56 д. Лебедево, оборудована 7 контейнерами под ТКО, имеется твердое бетонное покрытие, частичное ограждение. На момент осмотра навалов мусора на данной площадке не зафиксировано, контейнеры пустые, отсек, либо бункер под складирование КТО отсутствует.
Также согласно справке составленной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в тверской области» 15.06.2021 года площадки накопления ТКО расположены на обочине дорог местного значения. Расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов на момент проверки выдержано более 20 метров. Площадки не имеют ограждений с трех сторон высотой не менее 1 метра, территория около площадок не спланирована, разрыта, не имеют твердое (асфальтированное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод – п. 3 г. II СанПиН 2.1.3684-21.
При накоплении ТКО, владельцем контейнерной площадки не исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку далее на окружающую территорию (нет ограждения с трех сторон площадки, контейнеры не имеют крышек) – нарушение п. 9 гл. II СанПиН 2.1.3684-21.
На момент проверки контейнеры не заполнены (в основном пустые), ТБО вывезены, однако территория вокруг загрязнена отставками мусора.
С боковых сторон площадок образованы углубления, в которых видны остатки ТБО (бумага, мусор, ветки, шины автошин).
В местах накопления твердых отходов не выделены и не оборудованы площадки для складирован6ия крупногабаритных отходов или для установки кагата (бункера) – не соответствие п. 6 гл. II СанПиН 2.1.3684-21.
В целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов имеется договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на полигон, старосте д. Лебедево пересылаются квитанции на оплату за выполненные работы.
Также судом установлено, что на основании Постановления № 382 от 18.03.2020 года «Об утверждении Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Калининский район» изменений к нему утвержденных Постановлении Администрации МО Тверской области «Калининский район» №294 от 16.03.2021 года и реестра мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Калининского района были возведены и размещены Муниципальным образованием Калининского района Тверской области.
Согласно данного реестра площадки накопления ТКО размещены в д. Лебедево Калининского района Тверской области на Запрудном переулке и у дома №1.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что действительно на территории Никулинского сельского поселения в д. Лебедево в соответствие с требованиями действующего законодательства установлены две площадки для сбора ТКО.
Однако как установлено выездной проверкой Природоохранной прокуратуры Тверской области от 06.04.2021 года с участием представителя Администрации Калининского района Тверской области, представителя Администрации Никулинского сельского поселения, представителя ООО «ТСАХ», от 15.06.2021 г. с участием представителя Администрации Калининского района Тверской области, представителя Администрации Никулинского сельского поселения, представителем ООО «ТСАХ» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области», площадки для сбора мусора расположенные в д. Лебедево не соответствуют требованиям СанПиН, в частности, отсутствует ограждение площадок, не имеется крышек на контейнерах, площадки не имеют твердого покрытия, а кроме того площадки не оборудованы местом для сбора КГО. Указанные обстоятельства стороны не оспаривали.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что площадки сбора ТКО расположенные в д. Лебедево Никулинского сельского поселения Тверской области не отвечают требованиям ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требованиям СанПиН, следовательно данные нарушения затрагивают права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Установив изложенное и руководствуясь названными положениями закона, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию МО Тверской области «Калининский район» обязанности об обустройстве мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в д. Лебедево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствие с требованиями законодательства об отходах и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: восстановить ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, оборудовать площадки под сбор и вывоз КГО, проводить в установленном порядке уборку, дезинсекцию и дератизацию.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» обустроить места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенные в деревне Лебедево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: восстановить ограждения с трех сторон высотой не менее 1м, оборудовать площадки под сбор и вывоз КГО, проводить в установленном порядке уборку, дезинсекцию и дератизацию, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца с момента изготовления его судом в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Председательствующий О.А. Полестерова
Мотивированное решение составлено 09 ноября 2021 года.