РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2018 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Галкиной Т.В.,
с участием помощника Желеногорского
межрайонного прокурора Жилкиной О.В.,
представителя 3-его лица на стороне истца
Комитета лесного хозяйства Курской области Кирилловой И.И., представителя ответчика – Малахова Ю.М. Кретовой О.В.,
представителей ответчика – администрации
Железногорского района Васькова И.И., Кулаковой И.В.,
при секретаре Долбиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора к Малахову Ю.М. и администрации Железногорского района Курской области о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, прекращении зарегистрированного права собственности на него, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании недействительной постановку на кадастровый учёт земельных участков и исключении сведений о данных участках из кадастра недвижимости,
у с т а н о в и л:
Железногорский межрайонный прокурор, с учетом уточнения требований, обратился в суд иском в защиту интересов Российской Федерации к Малахову Ю.М. и администрации Железногорского района Курской области, указывая, что Железногорской межрайонной прокуратурой по обращению начальника отдела Комитета лесного хозяйства Курской области по Железногорскому лесничеству проведена проверка исполнения требований лесного и земельного законодательства при постановке на кадастровый учет и предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: № *** и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № ***
В результате проверки установлено, что 06.04.2015 года администрацией Железногорского района с Малаховым Ю.М. заключен договор купли-продажи земельного участка № ***, в соответствии с условиями которого, в собственность Малахова Ю.М. передан земельный участок с кадастровым номером № ***, площадью <данные изъяты>., с местоположением: ***, из категории земель – земли промышленности и иного специального назначения, с разрешенным использованием - для размещения базы отдыха в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. 18.05.2017 года право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Малаховым Ю.М. в ЕГРН. Объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют.
Кроме того постановлением администрации Железногорского района от 24.10.2007 № *** был образован земельный участок с кадастровым номером № *** площадью <данные изъяты>. с местоположением: ***, отнесенный к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения базы отдыха. Право собственности на данный земельный участок за юридически и физическими лицами не зарегистрировано, в аренду не передавался.
Проведенной проверкой установлено, что указанные земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет с нарушениями требований земельного и лесного законодательства, поскольку земельный участок с кадастровым номером № ***, а также частично земельный участок с кадастровым номером № *** с категорией - земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты>., и площадью <данные изъяты> расположенные по адресу: ***, сформированы на землях лесного фонда, расположенных по адресу: квартал № *** выдел № *** Железногорского лесничества, Кармановского участкового лесничества, в границах лесного участка с кадастровым номером № ***
В связи с этим прокурор считает, что постановка земельных участков с кадастровыми номерами № *** и № *** кадастровый учет подлежит признанию недействительной, а сведения о земельных участках исключению из государственного кадастрового учета.
Кроме того указывает, что по смыслу действующего законодательства, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом, при этом решения об образовании земельных (лесных) участков принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставление гражданам лесных участков для размещения базы отдыха действующим Лесным кодексом РФ не предусмотрено. Перевод спорных земельных участков из категории лесного фонда в иную категорию в установленном порядке не производился.
Вместе с тем за Малаховым Ю.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № ***, при наличии существующего зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок, чем существенно нарушены права Российской Федерации, соответственно, по его мнению, зарегистрированное право собственности Малахова Ю.М. подлежит прекращению.
С учетом изложенного, а также ссылаясь на то, что положения Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ не подлежат применению в отношении спорных земельных участков, прокурор просил суд признать недействительным указанный выше договор купли-продажи земельного участка от 06.04.2015 № ***, заключенный между администрацией Железногорского района и Малаховым Ю.М., прекратить зарегистрированное право собственности Малахова Ю.М. на земельный участок с кадастровым номером № *** площадью <данные изъяты> истребовать из чужого незаконного владения Малахова Ю.М. данный земельный участок, признать недействительной постановку на кадастровый учет и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № *** и № ***
В судебном заседании помощник прокурора – Жилкина О.В. уточненные исковые требования прокурора поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что при продаже администрацией Железногорского района Малахову Ю.М. спорного земельного участка, были нарушены требования действующего законодательства, поскольку отчужденный администрацией в частную собственность земельный участок входит в состав земель государственного лесного фонда и является собственностью Российской Федерации. Договор купли-продажи нарушает требования закона, посягает на публичные интересы, в связи с чем в силу ст.168 ГК РФ подлежит признанию недействительным в силу ничтожности.
Представитель 3-его лица на стороне истца – Комитета лесного хозяйства Курской области – Кириллова И.И. в судебном заседании требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Малахов Ю.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Кретовой О.В.
Представитель ответчика Кретова О.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, мотивируя тем, что спорный земельный участок приобретен Малаховым Ю.М. в соответствии с законом, право собственности Малахова Ю.М. на него зарегистрировано в установленном законом порядке. Сведениями о том, что земельный участок располагается на землях лесного фонда, Малахов Ю.М. не располагал; по данным ЕГРН земельный участок относится к категории земель – земли промышленности. Срок для обращения в суд с требованиями о признании недействительной сделки пропущен. Кроме того, считает, что в данном случае, с учетом изменений, внесенных ФЗ от 29.07.2017 года №280-ФЗ, сведения о категории земельного участка Малахова Ю.М., имеющиеся в ЕГРН, имеют приоритет перед сведениями лесного реестра, поскольку в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу указанного закона и выявления противоречий между сведениями лесного реестра и сведениями ЕГРН относительно данного земельного участка, уполномоченный федеральный орган не подал в орган государственной регистрации прав уведомление об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Представители ответчика – администрации Железногорского района - Кулакова И.В. и Васьков И.И. в судебном заседании исковые требования прокурора не признали, поддержали доводы, приведенные в письменном отзыве на иск от 25.12.2017 года, пояснив, что спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет в установленном порядке, межевые планы никем не оспаривались. Утверждения в иске о том, что границы спорных участков пересекают границы лесного участка, необоснованны, поскольку границы последнего до настоящего времени не установлены. В том случае, если, по мнению истца, в документах, предоставленных при постановке спорных земельных участков, была допущена ошибка, и это привело к ошибочной постановке земельных участков на кадастровый учет, что является кадастровой ошибкой, то исковые требования могут быть исполнены только органами кадастровыми учета, администрация по ним является ненадлежащим ответчиком. Просили в иске прокурору полностью отказать.
Третьи лица – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, Управление Росреестра по Курской области, Воронежский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.
В отзыве на иск филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области указывает, что при постановке на кадастровый учет спорных земельных участков оснований для отказа, приостановления осуществления кадастрового учета выявлено не было.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в 2014 году Малахов Ю.М. обратился в администрацию Железногорского района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты>., с местоположением: ***, для использования в целях размещения базы отдыха.
Комиссией администрации Железногорского района по распоряжению земельными участками, расположенными в границах территории Железногорского района, по результатам рассмотрении данного заявления было принято решение, оформленное протоколом от 06.08.2015 года, объявить аукцион о предоставлении в собственность данного земельного участка, после его формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
Постановлением администрации Железногорского района от 10.09.2014 № *** по заявлению Малахова Ю.М. утверждена схема расположения земельного участка из категории земель промышленности и иного специального назначения, площадью <данные изъяты>., с местоположением: ***, с разрешенным использованием - для размещения базы отдыха.
Земельный участок сформирован и 27.10.2014 года поставлен на кадастровый учет как земли промышленности и иного специального назначения, с разрешенным использованием – для размещения базы отдыха, присвоен кадастровый номер № ***
После этого администрацией Железногорского района организован и в период с 12.02.2015 года по 12.03.2015 года проведен открытый аукцион по продаже земельного участка.
06.04.2015 года по результатам аукциона администрацией Железногорского района вынесено постановление № *** о предоставлении Малахову Ю.М в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером № ***
06.04.2015 года между администрацией Железногорского района и Малаховым Ю.М. заключен договор купли-продажи № *** спорного земельного участка по цене <данные изъяты> рублей.
Право собственности Малахова Ю.М. на земельный участок зарегистрировано 18.05.2015 года в ЕГРН за номером № ***
Объекты недвижимости на данном земельном участке отсутствуют, что следует и из объяснений сторон.
Кроме того установлено, что постановлением администрации Железногорского района от 24.10.2007 № *** был утвержден проект границ земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: ***, планируемого для предоставления в аренду сроком на 49 лет.
26.10.2007 года указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, в границах согласно описанию земельного участка, как земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения базы отдыха, присвоен кадастровый № ***.
Согласно сведениям ЕГРН ( выписка ЕГРН от 27.07.2017 года), а также объяснениям представителей ответчика администрации Железногорского района, права на данный земельный участок ни за кем не зарегистрированы, земельный участок в аренду не передавался, договор аренды в отношении земельного участка не заключался, он является свободным от прав третьих лиц.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что в собственности Российской Федерации находится лесной участок с кадастровым номером № ***, общей площадью <данные изъяты> с категорией – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – противоэрозионные леса, с местоположением ***, квартал № ***, выдел № ***.
Право собственности Российской Федерации на данный лесной участок зарегистрировано за № ***, что подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права № *** от 08.11.2011 года, выпиской из ЕГРН от 18.07.2017.
Данный участок лесного фонда 04.12.2006 года был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, имеет статус ранее учтенный, его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается кадастровой выпиской ЕГРН о правах на данный земельный участок, и следует из отзыва филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области.
Согласно положениям части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов, о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр является первичная документация, в том числе, материалы лесоустройства.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (статья 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (статья 4.2).
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № ***, с привлечением кадастрового инженера ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» выявлено пересечение границы данного лесного участка с границей земельного участка с кадастровым номером № *** и с границей земельного участка, с кадастровым номером № ***, сведения о которых содержатся в ГКН, что подтверждается заключением кадастрового инженера в межевом плане от 30.12.2016 года.
В подтверждение доводов иска о месте положении спорных земельных участков на землях лесного фонда в материалы дела прокурором представлены: схемы формирования земельного участка Государственного лесного фонда на территории Кармановского лесничества, <данные изъяты> с/совет 15 и 12 га; координатное описание поворотных точек границы квартала № *** Кармановского участкового лесничества, полученного картометрическим методом по материалам лесоустройства 2012 года, подготовленного Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с нанесенными границами лесных кварталов, выкопировка из лесоустроительных планшетов № *** от 2001 г. по материалам лесоустройства 2000 года, № *** от 2013 года по материалам лесоустройства 2011 года, таксационное описание Кармановского (бывшего <данные изъяты>) участкового лесничества 2001, 2012 года, из которого следует, что квартал № *** выдел № *** имеет в своем составе лесные культуры, в границах указанного квартала и выдела расположен земельный участок с кадастровым номером № ***, отнесенный к землям лесного фонда.
Из заключения кадастрового инженера в межевом плана от 30.12.2016 года следует, что материалы и данные на территорию Железногорского района Курской области, являющиеся картографической основой государственного кадастра недвижимости и (или) карт(планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, топокарты масштаба 1:5000 до 2000 года издания в государственном фонде данных отсутствуют.
При выполнении работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером № *** кадастровым инженером использовался следующий картографический материал: планшет № 22 (масштаб 1:10000) от 2001 г. по материалам лесоустройства 2000 года, планшета №6 (масштаб 1:10000) от 2013 г. по материалам лесоустройства 2011 года, ортофотоплан (масштаб 1:2000 от 2010 года), фрагмент плана лесонасаждений, ранее находящихся в ведении сельскохозяйственных организаций Железногорского района (масштаб 1:10000 от 2008 года). При камеральной обработке в ходе выполнения кадастровых работ но уточнению границы и площади земельного участка с кадастровым номером № *** выявлено пересечение границы данного земельного участка с границами спорных земельных участков, сведения о которых содержатся в ГКН.
В судебном заседании представители ответчиков выводы кадастрового инженера не оспаривали, о проведении землеустроительной экспертизы не ходатайствовали.
Заключение кадастрового инженера составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, выводы мотивированы, основаны на анализе правоустанавливающих документов, материалов лесоустройства, ортофотопланов, соответствуют имеющимся в деле материалам лесоустройства, в связи с чем, суд полагает возможным положить данное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства в обоснование решения суда.
Также из имеющегося в материалах межевого плана земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № *** ортофотоплана 2010 года следует, что большая часть территории земельного участка с кадастровым номером № *** покрыта лесными насаждениями, частично земельный участок с кадастровым номером № *** покрыт лесными насаждениями, границы указанных земельных участков пересекаются с границами участка лесного фонда.
Таким образом, давая оценку собранным по делу доказательствам, суд считает доказанным, что земельный участок с кадастровым номером № ***, а также частично земельный участок с кадастровым номером № *** сформированы на землях лесного фонда, расположенного по адресу: квартал № *** выдел № *** Железногорского лесничества, Кармановского участкового лесничества, в границах лесного участка с кадастровым номером № ***, и являются федеральной собственностью.
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли промышленности, земли лесного фонда (ст. 7 ЗК РФ).
Как следует из положений ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли ( земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных ( лесных ) участков в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Статьей 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков «для размещения базы отдыха» действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.
Из представленных материалов следует, что перевод спорных земельных участков из категории лесного фонда в иную категорию в установленном законом порядке не производился, доказательств обратного ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ распоряжение имуществом относится к исключительному правомочию собственника.
Согласно пункту 1 статьи 125 и пункту 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В судебном заседании установлено, что администрация Железногорского района, произведя отчуждение Малахову Ю.М. земельного участка с кадастровым номером № *** по договору купли-продажи земельного участка № *** от 06.04.2015 года, нарушила не только законодательный запрет на предоставление в частную собственность лесных участков, но и в нарушение вышеприведенных норм закона распорядилась земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации, что противоречит положениям действующего законодательства, уполномочивающего на распоряжение принадлежащим имуществом собственников, нарушает публичные интересы, в связи с чем суд считает правильным признать договор купли-продажи, заключенный между Малаховым Ю.М. и администрацией Железногорского района, недействительным в силу его ничтожности ( ч.2 ст.168 ГК РФ).
Суд также считает установленным, что спорные земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет с нарушениями требований земельного и лесного законодательства, положений ст.ст. 7, 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действующим на день постановки спорных земельных участков на кадастровый учет, а их формирование произведено в нарушение раздела 2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года, а также п. 9 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 года, поскольку сведения о нахождении спорных земельных участков на землях промышленности, населенных пунктов не соответствуют действительности, так как земельный участок с кадастровым номером № ***, а также частично земельный участок с кадастровым номером № *** сформированы на землях лесного фонда, расположенного по адресу: квартал № *** выдел № *** Железногорского лесничества, Кармановского участкового лесничества, а межевание объектов произведено без изучения геодезических, картографических и других исходных документов, без учета фактически сложившихся границ земельного участка, занятого лесными насаждениями.
Доводы об отсутствии сведений о пересечении границ земельного участка при постановке на государственный кадастровый спорных земельных участков с границами земельного участка, собственником которого является Российская Федерация, относящимся к землям лесного фонда, суд не принимает во внимание, и считает, что отсутствие сведений о пересечении границ земельного участка при постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков, с границами ранее учтенного земельного участка, собственником которого является Российская Федерация, относящимся к землям лесного фонда, не может служить основанием для ущемления законных прав и интересов собственника ранее учтенного земельного участка и не свидетельствует о законности формирования спорных земельных участков.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, а в силу п.4 ч. 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Поскольку образование спорных земельных участков произведено с нарушением закона, соответственно постановка на кадастровый учет спорных земельных участков является незаконной, в связи с чем сведения о данных земельных участках подлежат исключению из ЕГРН.
В силу ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как разъяснено в пунктах 34 и 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ; если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).
Поскольку сделка по продаже земельного участка с кадастровым номером № ***, заключенная между Малаховым Ю.М. и администрацией Железногорского района, является ничтожной, выбытие спорного земельного участка из состава земель лесного фонда произошло при отсутствии волеизъявления собственника имущества и иному доказательств ответчиками не представлено, спорный участок не находится во владении Российской Федерации, суд считает правильным требования прокурора об истребовании из незаконного владения Малахова Ю.М. спорного земельного участка удовлетворить.
Также, учитывая, что право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером № *** возникло у Малахова Ю.М. без законных оснований, по ничтожной сделке, суд считает правильным зарегистрированное за Малаховым Ю.М. в ЕГРН право собственности на этот земельный участок прекратить.
При этом суд считает установленным, что установленный ст.181 ГК РФ трехгодичный срок исковой давности по требованиям о признании недействительной ничтожной сделки не пропущен.
Доводы представителя ответчика Кретовой О.В. о необходимости применения к спорным правоотношениям, положений ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую ( в редакции ФЗ от 29.07.2017 года №280-ФЗ), по тем основаниям, что в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу указанного закона и выявления противоречий между сведениями лесного реестра и сведениями ЕГРН относительно категории земельного участка, уполномоченный федеральный орган не подал в орган государственной регистрации прав уведомление об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, что, по мнению представителя, является обязательным в силу ч.3 ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ, не состоятельны для суда, основаны на ошибочном толковании норм права.
В данном случае положения части 3 ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ связаны с порядком устранения возникшей в силу противоречия сведений ЕГРН и ГЛР реестровой ошибки при осуществлении государственного кадастрового учета указанных в частях 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ земельных участков, и к спорным правоотношениям не применены.
При таких обстоятельствах, суд считает правильным иск прокурора удовлетворить полностью.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Железногорского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.
Признать недействительным в силу ничтожности договор от 06.04.2015 № *** купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером № ***, площадью 45153 кв.м., с местоположением: ***, заключенный между администрацией Железногорского района и Малаховым Ю.М.
Прекратить зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Малахова Ю.М. на земельный участок с кадастровым номером № ***, площадью <данные изъяты>., с местоположением: ***
Истребовать из незаконного владения Малахова Ю.М. земельный участок, с кадастровым номером № ***, площадью <данные изъяты>., с местоположением: ***, в пользу Российской Федерации.
Признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № ***, площадью <данные изъяты>., с местоположением: ***, и земельного участка с кадастровым номером № *** площадью <данные изъяты>. с местоположением: *** и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о данных земельных участках.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31.01.2018 года.
Председательствующий: Галкина Т.В.