Решение по делу № 2-305/2023 от 11.09.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-305/2023

УИД 43RS0031-01-2023-000379-42

03 октября 2023 года                             п. Подосиновец

Подосиновский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Доника О.М., при секретаре Вязьминовой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ложкиной О.А. к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Ложкина О.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов, понесенных медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, на оплату коммунальных услуг, указывая, что с 10.02.2003 по настоящее время работает в КОГБУЗ «Подосиновская ЦРБ им. Н.В.Отрокова» в должности медицинской сестры. С ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу: пгт.<адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, с 2005 года ей выплачивается частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. В период с января 2022 года по декабрь 2022 года понесенные расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению составили 67 471,39 руб. За указанный период ей выплачена частичная компенсация по оплате коммунальных услуг на общую сумму 9 486 руб. Ссылалась на то, что на основании ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» имеет право на льготы по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, поселке городского типа, однако, указанная льгота в полном объеме не предоставлена, просит взыскать с ответчика уплаченные расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению за период января 2022 г. по декабрь 2022 г. в сумме 57 985,39 руб. и расходы по уплате госпошлины в сумме 1 939,56 руб.

В судебное заседание истец Ложкина О.А. не явилась, согласно заявлению просит рассмотреть дело без ее участия.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Кировской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица КОГБУЗ «Подосиновская ЦРБ им. Н.В.Отрокова» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен, согласно заявлению просит рассмотреть дело без участия представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как подтверждается материалами дела, Ложкина О.А. с 10.02.2003 без перерывов по настоящее время работает в должности медицинской сестры Подосиновской ЦРБ, которая после неоднократных реорганизаций и переименований с 10.01.2012 относится к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Подосиновская ЦРБ им. Н.В.Отрокова». При этом в течение всего периода трудовой деятельности непосредственное место работы истца находится п. Демьяново Подосиновского района, которое относится к сельской местности.

Ложкина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает вместе с членами семьи по адресу: <адрес>

Согласно паспорту жилого помещения указанная квартира, расположенная в жилом доме, 1970 года ввода в эксплуатацию, договору о безвозмездной передаче квартиры в собственность, имеет общую площадь 62,5 кв.м.

Согласно Постановлению Правительства Кировской области № 97/118 от 05.04.2011 плотный куб. метр дров на кв.метр в отопительный сезон исходя из нормативов отопления многоквартирных домов и жилых домов при наличии печного отопления двухэтажного жилого дома составляет 0,374.

Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 30.11.2021 N 42/46-пр-2022 "О ценах на твердое топливо, реализуемое населению на территории Кировской области, на 2022 год" установлены предельные (максимальные) розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению на территории муниципальных образований Кировской области, в соответствии с которыми предельная (максимальная) розничная цена на твердое топливо, реализуемое населению на территории Подосиновского муниципального образования в 2022 г. – 621,9 руб. (с 01.01.2023 по 30.06.2022), 646,7 руб. (с 01.07.2023 по 31.12.2022).

Следовательно, по нормативам сумма компенсации за отопление составит за 2022 год - 15 116,61 руб. (62,5 кв.м. х 0,374 х 646,7 руб.).

Из сведений, содержащихся в товарной накладной, счет-фактуре № 124 от 14.09.2022 и выписке из лицевого счета, представленной Кировским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», следует, что с января 2022 года по декабрь 2022 года Ложкина О.А. понесла расходы на приобретение дров в сумме 15 132,78 руб. и оплате за электроэнергию жилого помещения на сумму 52 338,61 руб.

Общая сумма полученной истцом частичной компенсации за указанный период составила 9 486 руб.

Размер невозмещенных истцу расходов за отопление и освещение за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 составит 53 696,22 руб. (52 338,61 + 15 116,61 – 9 486).

Факт предоставления Ложкиной О.А. льгот как медицинскому работнику по отоплению и освещению в период до 01.01.2005 подтверждается первичной бухгалтерской документацией: счетами-фактурами от 26.06.2003, 26.08.2004, 28.05.2004, 25.06.2004, 25.10.2004 реестром по возмещению сумм льгот по коммунальным услугам сельской интеллигенции (медработникам) за июль 2003 г., май, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2004 г., а также имеющим преюдициальное значение судебным решением Подосиновского районного суда Кировской области по делу №2-203/2020 от 09.11.2022, которым в пользу Ложкиной О.А. уже взыскана компенсация за отопление и освещение за 2021 г.

Из п.1.5 Устава КОГБУЗ «Подосиновская центральная районная больница им. Н.В.Отрокова» следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область, функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области.

Полагая, что предоставленные меры социальной поддержки за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО не покрывают в полном объеме все понесенные расходы по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг и разница между затраченными истцом денежными средствами и выплаченной компенсацией за вышеуказанный период составляет 53 696,22 руб., истец обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Ранее, в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487 и статья 35 Федерального закона N 122-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанным законом с 1 января 2012 года Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 ЖК о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

До вступления 1 января 2005 года в силу Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.

Согласно правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в определениях данного суда (от 12 июля 2006 года N 375-О, от 4 декабря 2007 года N 947-О-П, от 07 февраля 2008 N 383-О-П) Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.

Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области N 267-ЗО от 03 ноября 2004 "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области", которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.

Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 рублей, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.

Из представленных документов следует, что истец в 2003 г. получила компенсацию в мае 116,87 руб., июле и сентябре по 112,51 руб., октябре 161,07 руб., ноябре 169,81 руб.

Доказательств того, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до 01 января 2005 года и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года уменьшился, не представлено.

Представленные истцом документы о приобретении дров не свидетельствуют о выплате компенсации в этом же размере.

Из изложенного следует, что требования истца о наличии права на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат не основаны на нормах материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 01 января 2005 года утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.

Работники медицинских организаций, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, имеют меры на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации, которую истец получила.

При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ложкиной О.А. к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Подосиновский районный суд Кировской области.

Судья О.М. Доника

2-305/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ложкина Оксана Александровна
Ответчики
Министерство финансов Кировской области
Другие
КОГБУЗ "Подосиновская ЦРБ имени Н.В. Отрокова"
Суд
Подосиновский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
podosinovsky.kir.sudrf.ru
11.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2023Передача материалов судье
14.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2023Судебное заседание
03.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее