Решение по делу № 2-2283/2021 от 12.05.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск                                02 декабря 2021 года.

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Авдеева К.В.,

при секретаре Ворониной И.Г., с участием помощника Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Шистеева В.В., действующего на основании доверенности Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 26.11.2021 года, представителя ответчика Макаровой К.В., действующей на основании доверенности № 12 от 10.04.2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2283/2021 по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Казачка Лес» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде – животному миру и среде его обитания,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры установлено неисполнение ООО «Казачка Лес» обязанности по возмещению ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания в 2019 году в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Казачка Лес» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере лесопиления и лесозаготовок.

Установлено, что ООО «Казачка Лес» в 2019 году осуществляло заготовку древесины на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области на основании договоров аренды лесного участка

За 2019 год ООО «Казачка Лес» представлены отчеты по использованию лесов, лесовосстановлению, охране и защите лесов по указанным договорам аренды.

По информации ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству от 12.05.2020 года, ООО «Казачка Лес» по договорам аренды фактически заготовлено древесины в 2019 году в объеме куб.м. на общей площади 714,08 га.

Фактически на арендованных ответчиком лесных участках ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы, что является очевидным фактом антропогенного воздействия производственной деятельности человека на окружающую среду.

Согласно расчету ущерба (вреда) объектам животного мира, выполненного министерством лесного комплекса Иркутской области по запросу природоохранной прокуратуры, размер вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, причиненного ООО «Казачка Лес» в результате лесозаготовок по договорам аренды от 16.01.2009 года году, составляет рублей копейка.

По мнению истца, неосуществление ООО «Казачка Лес» возмещения вреда, причиненного животному миру и среде его обитания, нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования в сфере охраны окружающей среды и ее компонентов, а также гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, истец просит взыскать с ООО «Казачка Лес» в бюджет муниципального образования « ущерб, причиненный окружающей среде - животному миру и среде его обитания в 2019 году в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договорам аренды лесного участка от 16.01.2009 года в размере рублей копейку.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и просил их удовллетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Казачка Лес» Макарова К.В. против удовлетворения исковые требования возражала, предоставила возражения, где изложила правовую позицию по иску, при этом пояснила, что ответчик на арендуемом лесном участке проводил лесовосстановительные мероприятия, что отражено в отчетах по форме ВЛ-1. Указанное, по мнению представителя ответчика, свидетельствует о том, что полном уничтожение среды обитания охотничьих животных исключено и не могло быть допущено ООО «Казачка Лес» в результате осуществления им хозяйственной деятельности по заготовке древесины. Из расчета истца невозможно определить каким образом установлен видовой состав охотничьих ресурсов и их плотность; расчет не обоснован. Ответчик полагает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер; не учтены понесенные обоснованные и разумные затраты на проведение работ по восстановлению лесного участка, где осуществлялась рубка деревьев. В связи с этим, ответчик полагает, что иск удовлетворению не подлежит.

Представители третьих лиц ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, Министерства лесного комплекса Иркутской области, администрации МО «Казачинско-Ленский район» Иркутской области не явились, извещены надлежащим образом, в материалах дела представлены отзывы на иск, в которых поддержали требования прокурора, и заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается также положениями ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.ст. 42, 58 Конституции РФ).

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») определено, что окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности (ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды»).

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды»).

На основании ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. (п.п. 1, 2 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды»).

Статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее по тексту - Закон «О животном мире») установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 56 Закона «О животном мире»).

Согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов») возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В силу статьи 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Как установлено судом, ООО «Казачка Лес» (ОГРН 1133850026441, ИНН 3808230515) является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере лесопиления и лесозаготовок (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 13.07.2020).

Между ТУ агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству (арендодателем) с одной стороны, и ООО «Областной лесхоз» (арендатором) с другой стороны, заключен ряд договоров аренды лесного участка, по условиям которых арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное возмездное пользование лесные участки, находящиеся в собственности РФ, определенные в п. 2 договоров:

1) по договору от Дата в аренду предоставляется лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре , площадью га, имеет местоположение: ........:

- «Казачинско-Ленская дача», кварталы № эксплуатационные леса;

- «Карнауховская дача», кварталы №№ эксплуатационные леса.

Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – тыс.куб.м., в т.ч. по хвойному хозяйству – тыс.куб.м.

2) по договору от Дата в аренду предоставляется лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 49-2009-01, площадью 29091 га, имеет местоположение: ........

Магистральное участковое лесничество:

- «Небельская дача», кварталы № эксплуатационные леса;

Карамское участковое лесничество:

- «Туколоньская дача», кварталы № эксплуатационные леса;

- «Новоселовская дача», кварталы № эксплуатационные леса.

Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – тыс.куб.м., в т.ч. по хвойному хозяйству – тыс.куб.м.

3) по договору от Дата в аренду предоставляется лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 63-2009-01, площадью 9221 га, имеет местоположение: ........:

- «Ульканская дача», кварталы № эксплуатационные леса;

- «Тарасовская дача», кварталы № эксплуатационные леса.

Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – тыс.куб.м., в т.ч. по хвойному хозяйству – тыс.куб.м.

Срок действия договоров 49 лет.

На основании соглашений от Дата к договорам аренды лесного участка № от Дата, все права и обязанности по договорам, заключенным для использования лесов в целях заготовки древесины, перешли новому арендатору ООО «Казачка Лес».

Из материалов дела усматривается, что заготовка древесины ведется в соответствии с проектами освоения лесов, переданных в аренду ООО «Казачка Лес» для заготовки древесины по договорам аренды лесного участка № от Дата.Между тем, согласно указу губернатора Иркутской области от 04.02.2019 года № 22-уг «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Иркутской области» территория Казачинско-Ленского лесничества, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Казачка Лес», является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

По информации ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству от 12.05.2020 года, ООО «Казачка Лес» фактически заготовлено древесины в 2019 году – в объеме куб.м. на общей площади га, из них:

- куб.м. на площади га по договору аренды лесного участка от Дата,

- куб.м. на площади га по договору аренды лесного участка от Дата,

- куб.м. на площади га по договору аренды лесного участка от Дата.

За 2019 год ООО «Казачка Лес» представлены отчеты по использованию лесов, лесовосстановлению, охране и защите лесов по указанным договорам аренды (по форме 1-ИЛ, 1-ВЛ).

Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утверждена приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948.

Согласно указанной Методике, под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

В силу ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 22 Закона «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - государственный мониторинг).

Государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий (ч. 1 ст. 36 Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»).

Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных на территории Иркутской области определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных».

Подготовка расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, отнесена к функциям Министерства лесного комплекса Иркутской области в соответствии с подп. 57 п. 8 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области».

Как отмечено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 05.03.2013 № 5-П, природопользование объективно влечет причинение экологического вреда.

Согласно п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 № 12-П, одним из принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», который, как следует из ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В п. 3.1 того же Постановления Конституционным Судом РФ отмечено, что лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например, лесной растительности, животному миру, подземным водам.

Зачастую вред, причиненный окружающей среде, трудновосполним или невосполним вовсе, а прежнее ее состояние, существовавшее до правонарушения, невосстановимо. Поэтому денежные средства в возмещение вреда, причиненного лесам, государство как публичный собственник, на котором лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству лесов, вправе направлять не на восстановление конкретного участка леса, а в бюджет в качестве компенсации за причинение вреда его имуществу.

В свою очередь, в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 № 1197-О разъяснено, что правовые позиции, сформулированные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 № 12-П, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины. Такой вывод подтверждается как обращением к принципу «загрязнитель платит», который имеет самостоятельное значение и не исчерпывается иными принципами, закрепленными в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в том числе принципом ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды), так и толкованием оспариваемого п. 2 ст. 77 этого же Федерального закона, допускающего возмещение вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельностью, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 № 1197-О, проведение мероприятий по лесовосстановлению является не мерой возмещения экологического вреда в натуральной форме (ст. 1082 Гражданского кодекса РФ), а непременным условием получения разрешения на осуществление деятельности по заготовке древесины.

Между тем, по смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 12-П, лес является особенно сложной экосистемой, состоящей из таких компонентов (элементов природной среды), как, например, лесная растительность, животный мир, подземные воды, что качественно отличает его от озелененных территорий населенных пунктов. Следовательно, воспроизводство лесов хотя и выполняет важнейшую климаторегулирующую роль (способствует выработке кислорода, защите от ветровой и водной эрозии почв, абсорбции вредных выбросов и т.д.), оно не способно в полной мере восстановить нарушенное хозяйственной деятельностью равновесие в экосистеме.

В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 № 1197-О сформулирован вывод об отсутствии оснований полагать, что размеры ставок арендной платы за пользование лесным участком в своем составе учитывают расходы на возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания.

Таким образом, проведение мероприятий по лесовосстановлению и внесение арендной платы за пользование лесным участком не освобождает ответчика от обязанности по возмещению вреда, причиненного охотничьим ресурсам (животному миру) и среде его обитания в результате законной лесозаготовительной деятельности.

Из этого следует, что обязанность лица, осуществляющего законную заготовку древесины, возместить вред, причиненный животному миру и среде его обитания в результате такой деятельности основано на положениях п. 3 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ и возникает в силу прямого указания закона (ст. ст. 1, 77 Закона «Об охране окружающей среды»).

Приведенный вывод согласуется с п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», согласно которому основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

Согласно расчетам ущерба (вреда) объектам животного мира, выполненного министерством лесного комплекса Иркутской области по запросу природоохранной прокуратуры, размер вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, причиненного ООО «Казачка-Лес» в результате лесозаготовок по договорам аренды лесного участка от Дата, в 2019 году составил рублей копеек в т.ч.:

- по договору от Дата общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений – га. Размер ущерба (вреда), причиненного на лесном участке – рубль;

- по договору от Дата общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений – га. Размер ущерба (вреда), причиненного на лесном участке – ;

- по договору от Дата общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений – 154,2 га. Размер ущерба (вреда), причиненного на лесном участке – .

Данные расчеты судом приняты во внимание, поскольку соответствуют Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, составленные министерством лесного комплекса Иркутской области с учетом периодов воздействия по отчетам 1-ИЛ за 2019 год, представленным ООО «Казачка Лес».

При этом контррасчет причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира в связи с осуществлением деятельности в сфере лесопиления и лесозаготовок в 2019 году в Казачинско-Ленском районе Иркутской области ООО «Казачка Лес» не может быть принят судом во внимание как обоснованный, поскольку не подтвержден доказательствами и не соответствует Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.

Фактически на арендованных ответчиком лесных участках ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы, что является очевидным фактом антропогенного воздействия производственной деятельности человека на окружающую среду.

Анализируя вышеуказанное суд приходит к убеждению, что в нарушение требований федерального законодательства об охране окружающей среды, ООО «Казачка Лес» в результате деятельности в сфере лесопиления и лесозаготовок в 2019 году в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, не осуществило возмещения вреда, причиненного животному миру и среде его обитания, чем нарушило интересы Российской Федерации и муниципального образования в сфере охраны окружающей среды и ее компонентов, а также гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доказательств возмещения такого ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира в результате деятельности в сфере лесопиления и лесозаготовок в 2019 году, в том числе в его части, ответчиком до настоящего времени не представлено.

Таким образом, установив факт причинения ущерба действиями ответчика объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате заготовки древесины по договорам аренды лесного участка от Дата в 2019 году и его размер, подтвержденный представленными расчетами вреда охотничьим ресурсам на арендованной ответчиком площади, учитывая, что реальность причинения такого вреда предусматривается самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира, суд пришел к выводу наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению ущерба, причиненного ООО «Казачка Лес» животному миру и среде его обитания, в размере рублей копейки.

Следовательно, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральной бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 333.19, 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования г. Иркутск подлежит взысканию государственная пошлина в размере рублей копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Казачка Лес» в бюджет муниципального образования «Казачинско-Ленский район» Иркутской области ущерб, причиненный окружающей среде - животному миру и среде его обитания в 2019 году в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договорам аренды лесного участка от 16.01.2009 года №№ 29/8, 30/8, 31/8 в размере 541 658 рублей 31 копейки.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Казачка Лес» в доход муниципального образования г. Иркутска государственную пошлину в размере 8 616 рублей 58 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда 09.12.2021 года.

Судья:

2-2283/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пролетарский пер., 5а, г. Северобайкальск, Республика Бурятия, 671700
Северобайкальский межрайон природоохран прокурор Байкальской межрегиональной природоохр. прокуратуры
Ответчики
ООО "Казачка Лес"
Другие
Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству
Администрация МО "Казачинско-ленский район"
Данилов Александр Сергеевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Авдеев Константин Владимирович
Дело на странице суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.05.2021Передача материалов судье
13.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2021Предварительное судебное заседание
09.07.2021Предварительное судебное заседание
10.11.2021Производство по делу возобновлено
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Судебное заседание
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее