Решение по делу № 2а-2489/2021 от 09.11.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2021 года                 Керченский городской суд Республики Крым в составе:

                                   судьи Коротковой Л.М.

                                   при секретаре Ивановой Я.Е.

                                   с участием прокурора Согановой Т.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Керчи административный иск Федерального Казенного учреждения исправительная колония – 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю к Алиеву Махмуд Низами Оглы об установлении административного надзора,-

УСТАНОВИЛ:

                Истец - Федеральное Казенное учреждение исправительная колония – 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю (далее ФКУ ИК-2 УФСИН) обратился с настоящим административным иском в суд и просит установить в отношении ответчика административный надзор сроком на три года и в период действия административного надзора возложить на него административные ограничения: не посещать места проведения массовых мероприятий, митингов, демонстраций и участие в них; не пребывать вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 06:00 часов; не выезжать за пределы места проживания без разрешения органов внутренних дел; являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

               Свои исковые требования мотивирует тем, что ответчик, осужден ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по УК РФ к <данные изъяты> годам <данные изъяты> месяцам лишения свободы. Ранее не судим. Отбывая наказание в ИК-2 с ДД.ММ.ГГГГ года зарекомендовал себя с отрицательной стороны. К оплачиваемому труду не привлечен. Участие в работах по благоустройству исправительного учреждения категорически не принимает. Допустил <данные изъяты> нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что привлечен к различным мерам дисциплинарной ответственности, <данные изъяты> из которых, в виде водворения в штрафной изолятор.. Поощрений не имеет. ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания С ДД.ММ.ГГГГ года переведен в обычные условия отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ года у него заканчивается срок отбывания наказания, однако, он требует контроля за своим поведением на основании п.2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

                 В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить.

                 Ответчик в судебное заседание не явился, был извещен о слушании дела, его обязательное участие в рассмотрении дела судом не было признано, возражений каких-либо в суд не поступило. Желание участвовать в судебном заседании не высказал.

                 При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, поскольку его неявка не препятствует рассмотрению и разрешению дела.

                 Исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора, полагавшего в связи с тем, что административный ответчик не является гражданином Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований отказать, суд приходит к следующим выводам.

                  В соответствии с ч.5 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

                  Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04. 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – 64-ФЗ)- административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

                  В силу ст. 2 64-ФЗ - административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

                   Частью 2 ст. 173-1 УИК РФ предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

                   При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч.8 ст.272 КАС РФ).

                    Судом установлено, что ответчик Алиев Махмуд Низами Оглы осужден ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам <данные изъяты> месяцам лишения свободы. Ранее не судим. Отбывая наказание в ИК-2 с ДД.ММ.ГГГГ года зарекомендовал себя с отрицательной стороны. К оплачиваемому труду не привлечен. Участие в работах по благоустройству исправительного учреждения категорически не принимает. Допустил 14 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что привлечен к различным мерам дисциплинарной ответственности, 5 из которых, в виде водворения в штрафной изолятор.. Поощрений не имеет. ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания (л.д.2-3).

                     Согласно справки о поощрениях и взысканиях ответчик имеет 14 взысканий. Признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.4-5).

                    Принимая во внимание поведение осужденного в местах лишения свободы, приведённые выше нормы закона, учитывая описанные обстоятельства дела, данные Алиева Махмуд Низами Оглы, характеризующие его поведение как нестабильное, в целях предупреждения совершения им преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия, суд приходит к выводу о том, что по формальным признакам административное исковое заявление Федерального Казенного учреждения исправительная колония – 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю соответствует требованиям, предъявляемым п.1 ч.1 п.1 ч.3 ст.3 64-ФЗ для установления административного надзора, а именно – осужденный Алиев Махмуд Низами Оглы отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, имеет непогашенную либо неснятую судимость и в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

                  Вместе с тем суд находит заслуживающими внимания, что Алиев Махмуд Низами Оглы не является гражданином Российской Федерации, имеет гражданство Азербайджана, постоянного места жительства на территории РФ не имеет, ранее осужден за совершение тяжкого преступления, в связи с чем его пребывание на территории Российской Федерации в силу действующего миграционного законодательства запрещено, поскольку лица, имеющие судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления после освобождения из мест лишения свободы не имеют права (или утрачивают его) на проживание на территории РФ.

                  Так, согласно п.2 и 3 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – 115-ФЗ) в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.

                  В соответствии с п.6 ч.1 ст.7 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

                 Кроме того, следует учитывать положения ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в соответствии с которыми в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

                Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

                Согласно Инструкции о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 N 171 и разработанной в целях реализации части третьей статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обязанность оформлять в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения опросный лист, заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России и направлять эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении, возложена на администрацию учреждения, исполняющего наказание.

                Таким образом, при рассмотрении заявленных ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю требований об установлении административного надзора в отношении иностранного гражданина, суд должен исходит не только из обстоятельств, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 3 64-ФЗ, но также необходимо установить обстоятельства законности проживания (пребывания) иностранного гражданина Алиева Махмуд Низами Оглы, освобождаемого из мест лишения свободы, на территории Российской Федерации.

               Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранный гражданин пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

               По смыслу ст. 4 64-ФЗ, административные ограничения не могут применяться в отношении лиц, не имеющих места жительства либо пребывания на территории Российской Федерации.

              Подобный вывод согласуется и с нормами, закрепленными в ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно ч. 5 которой при освобождении из мест лишения свободы лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано направиться по предписанию администрации исправительного учреждения к избранному месту жительства или пребывания. Неприбытие указанного лица к избранному им месту жительства или пребывания, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влекут уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ (уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений).

                    Обязательными критериями относимости лица к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, согласно ч. 1 ст. 3 64-ФЗ являются совершение этим лицом тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Эти же критерии служат основанием в соответствии со ст.ст. 7, 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" для аннулирования в отношении иностранного гражданина разрешения на временное пребывание или вида на жительство, либо принятия в отношении него решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, что влечет невозможность его дальнейшего проживания либо пребывания на территории Российской Федерации с возложением на иностранного гражданина обязанности покинуть территорию государства, а случае неисполнения этой обязанности - его принудительной депортации. Международными договорами не предусмотрено оказание помощи в исполнение на территории Азебайджана решений судов Российской Федерации об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

                    Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.

                   Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в соответствии с которыми применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно только при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.                 В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 2 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

                Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ предусмотрено, что выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.

                Согласно приговора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Алиева Махмуд Низами Оглы (л.д.6-12), Апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.13 -16) последний является гражданином <данные изъяты>, где и проживает на постоянной основе, имеет регистрацию. Вида на жительство в РФ не имеет.

                 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установление судом административного надзора в отношении иностранного гражданина, отбывшего наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации, не имеющего законных оснований на пребывание на территории России после его освобождения, может явиться препятствием для его возвращения в государство, гражданином которого он является.

                  Кроме того, обеспечить осуществление административного надзора и выполнение административных ограничений на территории России таким иностранным гражданам не представляется возможным, поскольку после освобождения у Алиева Махмуд Низами Оглы не имеется ни регистрации по месту жительства либо пребывания в РФ, фактическое его место жительства неизвестно, законных источников к существованию (доходов) он не имеет, официально не трудоустроен, то есть отсутствуют обстоятельства, которые необходимы для установления административного надзора и реализации административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре.

                  То обстоятельство, что административный ответчик может после отбывания наказания уклоняться от выезда с территории России, не является основанием для установления административного надзора, а может служить поводом для применения в отношении него установленных законодательством мер по перемещению за пределы Российской Федерации.

                       При описанных обстоятельствах требования ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю об установлении административного надзора в отношении Алиева Махмуд Низами Оглы и вменении ему административных ограничений удовлетворению не подлежат.

                     Руководствуясь ст.ст. 272, 273 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:

                    В удовлетворении требований административного искового заявления Федерального Казенного учреждения исправительная колония – 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю к Алиеву Махмуд Низами Оглы об установлении административного надзора – отказать.

                    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течении десяти дней.

Судья

2а-2489/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г.Севастополю
Ответчики
Алиев Махмуд Низами оглы
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Короткова Любовь Михайловна
Дело на странице суда
kerch.krm.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация административного искового заявления
09.11.2021Передача материалов судье
09.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее