дело № 3а-176/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Калинкович И.С.,
с участием прокурора Белякова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 ноября 2018 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми о признании недействующим приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/9-Т «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»,
установил:
приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/9-Т «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласно приложению, в том числе пунктам 1, 7 и 10 этого приложения - индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями ПАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «Российские железные дороги», между АО «Коми коммунальные технологии» и ОАО «Российские железные дороги», между АО «Оборонэнерго» и ОАО «Российские железные дороги».
Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 29 декабря 2017 года и официально опубликован в издании «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми», 19 января 2018 года, № 2, ст. 29.
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании недействующими приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/8-Т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми» и приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/9-Т «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями». В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые приказы приняты с нарушением законодательства, регулирующего правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике, и нарушают права и законные интересы истца как сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. По мнению истца, установленные тарифы экономически не обоснованы, поскольку регулирующий орган при расчете указанных тарифов применил завышенные показатели объема передачи электроэнергии на 2018 год.
Определением суда от 27 июня 2018 года произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на надлежащего ответчика – Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
Определением суда от 16 августа 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: публичное акционерное общество «МРСК Северо-Запада»; акционерное общество «Коми ЭСК»; общество с ограниченной ответственностью «РУСЭНЕРГОСБЫТ»; акционерное общество «Коми КТ»; открытое акционерное общество «Оборонэнерго».
Определением суда от 10 октября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба России.
В ходе рассмотрения дела ОАО «Российские железные дороги» отказалось от исковых требований о признании недействующим приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/8-Т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми», отказ принят судом, о чем вынесено соответствующее определение, и производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель административного истца ОАО «Российские железные дороги» – Секретарева И.М. в судебном заседании исковые требования о признании недействующим приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/9-Т «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми Мингалев С.А., просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый приказ, полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ПАО «МРСК Северо-Запада» Оботурова Л.Д. с административным иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, поддержав позицию административного ответчика.
Заинтересованные лица – АО «Коми ЭСК», ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»; АО «Коми КТ»; ОАО «Оборонэнерго», Федеральная антимонопольная служба России, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца ОАО «Российские железные дороги» – Секретареву И.М., представителя административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми Мингалева С.А., представителя заинтересованного лица – ПАО «МРСК Северо-Запада» Оботурову Л.Д., заключение прокурора Белякова А.Ю., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 во исполнение данного закона Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).
Закон об электроэнергетике устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1).
Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию в том числе путем установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Пунктами 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что государственному регулированию в электроэнергетике на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
В силу пункта 1 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 01.11.2016 № 519, утратившего силу с 01.01.2018 в связи с принятием Постановления Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 459, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми являлось органом исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов). К компетенции Министерства в силу подпункта 8 пункта 9, подпункта 99 пункта 10 указанного Положения относилось установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31 августа 2017 года № 459 «О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми» утверждено Положение о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
Как следует из Положения, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов). Министерство является правопреемником Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в части функций, переданных Министерству (пункты 1, 7). К компетенции Министерства в силу подпункта 2 пункта 9, подпункта 44 пункта 10 указанного Положения также относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 года № 313-э утверждены Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (приложение 1 к данному приказу) и форма принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (приложение 2 к данному приказу).
Приложением № 12 к названной Форме утверждена форма решения об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Оспариваемый приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/9-Т «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», соответствует приложению № 12 к Форме Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 года № 313-э.
В соответствии со статьей 5 Законом Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа), нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах «Республика», «Коми му», в журнале «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми» либо первое размещение (опубликование) в сетевом издании в порядке, установленном Правительством Республики Коми (статья 8 названного Закона).
Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» размещаются (публикуются) на русском языке на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, договоры Республики Коми, соглашения органов государственной власти Республики Коми, нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми и наделенных правом нормативного правового регулирования в соответствующей области, а также иные правовые акты, документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2014 № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа на заседании Правления по установленной процедуре и в установленной форме, доведен до всеобщего сведения (опубликован) и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В силу пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО «Российские железные дороги» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на основании тарифов, рассчитанных методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Долгосрочные параметры регулирования деятельности на период регулирования 2015 - 2019 гг. установлены приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/25.
В соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с данным разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования, пунктам 49 и 52 Методических указаний № 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 52 Методических рекомендаций № 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный тариф в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
- одноставочный тариф в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт.ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями.
Ставка на содержание электрических сетей, установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик рассчитывается с сетевой организацией - получателем платы, рассчитывается как отношение избытка (недостатка) средств, относимого на содержание сетей, к произведению суммарной величины присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения для точек присоединения сетевой МВА (МВт) и числа месяцев в периоде регулирования.
Ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик рассчитывается с организацией - получателем платы, определяется как отношение избытка (недостатка) средств, относимого на потери электроэнергии, к суммарному сальдированному перетоку электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации-плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения, МВт.ч.
Названные ставки определяются по формулам 15.23 и 15.24 Методических указаний № 20-э/2.
При этом в числителе формулы расчета ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии (15.24) учитывается величина избытка/недостатка средств, относимого на потери электроэнергии, который рассчитывается по формуле 15.22 Методических указаний № 20-э/2 и предусматривает наличие данных о величине планового отпуска из сети электроэнергии потребителям по уровням напряжения, причем в знаменателе формулы (15.24) учитывается величина суммарного сальдированного перетока электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации-плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения, которая также является плановой величиной.
Расчет одноставочного тарифа определяется на основе ставок (формула 13.4 Методических указаний № 20-э/2).
В соответствии с пунктом 57 Методических указаний № 20-э/2 для расчета тарифов (цен) используются в том числе баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6); калькуляция расходов, связанных с передачей электрической энергии (Таблица П1.18.2); расчет ставки по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям (таблица П1.25) и экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей (таблица П1.27).
Обязанность по представлению данных таблиц лежит на регулируемой организации (пункт 17 Правил регулирования цен).
Пунктом 12 Правила регулирования цен предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с приложением обосновывающих материалов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 27.04.2017 ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми с заявлением о корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям на 2018 – 2019 годы.
Письмом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16.05.2017 № 6787 в адрес ОАО «Российские железные дороги» направлено извещение об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Российские железные дороги» на территории Республики Коми на 2018 год.
Письмами от 20.09.2017 № 974/СевНТЭ, от 01.11.2017 № СевНТЭ/1206 ОАО «Российские железные дороги» направило в адрес регулирующего органа дополнительные материалы в рамках тарифного дела.
По итогам заседания правления органа регулирования, его приказом от 28.12.2017 № 75/4-Т «О внесении изменения в приказ Служба Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/25» необходимая валовая выручка ОАО «Российские железные дороги» на 2018 год определена в размере 144316,3 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) и послужила основанием для расчета индивидуальных тарифов. Данный приказ Обществом не оспаривался, с размером необходимой валовой выручки административный истец согласен.
Как следует из материалов дела, вместе с заявлением от 27.04.2017 ОАО «Российские железные дороги» представлен расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии через сети ОАО «Российские железные дороги» на территории Республики Коми на 2018 год, по формам, предусмотренным таблицами Приложения 1 к Методическим указаниям № 20-э/2.
При этом в представленной в составе тарифной заявки таблице П1.4 ОАО «Российские железные дороги» отразило объем полезного отпуска на 2018 год равным 94,2426 млн. кВт*ч, из них собственным абонентам - 45,0275 млн. кВт*ч, транзитным потребителя - 49,2151 млн. кВт*ч; в таблицах П1.6, П1.18.2 также указан общий объем полезного отпуска электроэнергии потребителям Общества в размере 94,2426 млн. кВт*ч, однако в таблице П1.25 общий объем полезного отпуска электроэнергии указан в размере 96926 тыс. кВт*ч, а в таблице П1.27 - 82744 тыс. кВт*ч.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования цен к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 названных правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, в частности документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
Анализ положений пунктов 8, 12, 17 Правил регулирования цен позволяет прийти к выводу, что обязанность представить в тарифный орган документы, подтверждающие плановые показатели отпуска (передачи) электрической энергии потребителям в периоде регулирования, для учета их в расчете тарифов лежит на регулируемой организации.
Регулирующий орган проводит экспертизу представленных документов и в случае необходимости уточнений предложений либо их обоснований запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним (пункты 19, 22 Правил регулирования цен).
Вместе с тем, из показаний сторон и материалов дела следует, что ОАО «Российские железные дороги» в нарушение пунктов ... 12 и 17 Правил регулирования цен не представило в регулирующий орган договоры на осуществление регулируемой деятельности (передачу электрической энергии) на 2018 год, а также какие-либо иные документы, подтверждающие согласованные плановые объемы передачи электрической энергии по сетям Общества потребителям на 2018 год.
Более того, из пояснений представителя ОАО «Российские железные дороги» следует, что Общество на тот момент не заключило договоры на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год ни с потребителями, ни с гарантирующими поставщиками, ни со смежными сетевыми организациями, равно как и не согласовало с ними плановые объемы передачи электрической энергии по сетям Общества на 2018 год.
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования цен в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
В случае, указанном в абзаце первом названного пункта, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчетные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, отсутствие на момент установления индивидуальных тарифов договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями не исключает необходимость государственного регулирования цен (тарифов) названных услуг.
Как следует из материалов дела, при расчете оспариваемых индивидуальных тарифов регулирующим органом применялись имеющиеся данные, в том числе по плановому объему сальдо-перетока электрической энергии, за предшествующий расчетный период регулирования, использованные для установления тарифов на 2017 год, в том числе индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, утвержденных приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 31.07.2017 № 40/3-Т, которые административным истцом не оспаривались. Доказательств обратного суду не представлено.
В данном случае, учет регулирующим органом данных за предшествующий расчетный период регулирования, использованных для установления тарифов на 2017 год, в целях определения величины планового сальдированного перетока электроэнергии соответствует пункту 24 Правил регулирования цен.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые административным истцом показатели объема планового сальдированного перетока электроэнергии сетевой организации являются правильными, а потому их применение не могло повлечь за собой установление экономически необоснованных тарифов.
При этом оспариваемые индивидуальные тарифы рассчитаны в соответствии с пунктами 49, 52 Методических указаний № 20-э/2 на основании разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии.
Избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация, рассчитан в соответствии с формулами 15.21, 15.22, а ставки на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии рассчитаны в соответствии с формулами 15.23, 15.24 пункта 52 Методических указаний № 20-э/2.
Доводы представителя административного истца о необходимости использования при установлении индивидуальных тарифов на 2018 год плановых показателей отпуска электроэнергии заявленных обществом являются необоснованными, поскольку данные плановые показатели в установленном порядке не подтверждены соответствующими документами.
Ссылка представителя ОАО «Российские железные дороги» на то, что установленные оспариваемым приказом индивидуальные тарифы не обеспечивают необходимую валовую выручку данной сетевой организации, не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта. К тому же административный истец не лишен возможности в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования представить в орган регулирования соответствующие отчетные данные о фактически понесенных в 2018 г. обоснованных расходах и недополученном доходе, которые не были учтены при установлении оспариваемых тарифов, что позволяет учесть такие расходы (доход) при установлении индивидуальных тарифов на следующий период регулирования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/9-Т «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» принят уполномоченным органом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и не противоречит законодательству регулирующему спорные правоотношения, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми о признании недействующим приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 75/9-Т «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2018 года.
...
...