ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2018 г. гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Сокол В.С., |
судей: |
Онищенко Т.С., Пономаренко А.В., |
при секретаре: |
Николаевой А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Судака к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак, Администрации г. Судака, третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Брянскгражданпроект» об обязании устранения нарушений противопожарной безопасности, по апелляционной жалобе Администрации г. Судака на решение Судакского городского суда Республики Крым от 20 февраля 2018 г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Алушты обратился в суд с настоящим иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и просил обязать ответчиков устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: установить систему автоматической пожарной сигнализации и обеспечить помещение образовательного учреждения системой оповещения людей о пожаре, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой в рамках надзорной деятельности установлены факты нарушения законодательства о пожарной безопасности и федерального законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБОУ «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак, а именно: отсутствие автоматической пожарной сигнализации (ст. 54 Федерального закона №123-ФЗ от 27.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), а также системы оповещения людей о пожаре (ст. 54 Федерального закона №123-ФЗ от 27.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Считает выявленные нарушения недопустимыми и влекущими нарушение прав учащихся в общеобразовательных учреждениях на безопасные условия обучения.
Обжалуемым решением постановлено: «Исковые требования прокурора г. Судака – удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак, Администрацию г. Судака устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: а именно: установить систему автоматической пожарной сигнализации, а также систему оповещение людей при пожаре в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по адресу: <адрес>, в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу».
В апелляционной жалобе Администрация г. Судака просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к утверждению о том, что в настоящее время проводятся все необходимые действия по устранению выявленных нарушений.
Стороны о времени и месте разбирательства по делу извещены надлежаще, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем их неявка признана неуважительной, дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, прокуратурой г. Судака по поручению аппарата прокуратуры Республики Крым проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в части создания безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних, а также противодействий терроризму в МБОУ «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак, по результатам которой, кроме всего прочего, установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В частности было установлено, что в здании детского сада отсутствуют системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
Установление данных нарушений также подтверждается письмом Отдела надзорной деятельности по г. Судаку Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым от 19 июля 2017 г. (л.д.10-11).
19 июля 2017 г. заместителем прокурора г. Судака заведующему МБОУ «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак было вынесено представление № по принятию в течении месяца действенных мер по устранению нарушений законодательства (л.д.6-9).
В соответствии с п.п.1.2, 1.4, 1.5 устава, МБОУ «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак является бюджетным дошкольным образовательным учреждением, находящимся в ведении муниципального образования городской округ Судак республики Крым, которое является учредителем детского сада №3 и собственником его имущества (л.д.16-44).
Согласно договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 06 июля 2017 г. № 29 МБОУ «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак передан в безвозмездное пользование объект недвижимости – здание детского сада, что подтверждается актом приема-передачи имущества от 06 июля 2017 г. (л.д.47-51).
11 сентября 2017 г. заместителем прокурора г. Судака предъявлено требование главе Администрации г. Судака – в срок до 18 сентября 2017 г. предоставить в прокуратуру города информацию о согласованном проекте реконструкции здания детского сада, а также о сроках и сумме предоставления денежных средств для реконструкции здания детского сада. Кроме того, указать информацию о начале выполнения строительных работ (л.д.14).
Согласно письма Администрации г. Судака от 15 сентября 2017 г. в настоящее время осуществляется проектирование объекта детского сада. Указаны ориентировочные сроки реконструкции – 2018-2019 гг. (л.д.15).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что осуществление деятельности МБОУ «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак при отсутствии систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные и причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Судебная коллегия находит данные выводы суда обоснованными по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу положений ст. 37 указанного закона руководители организаций обязаны помимо прочего, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 этого же закона, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Рособразования от 14.11.2009 г. № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средств на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390 (далее Правила).
В соответствии с п. 61 Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Из указанных положений следует, что установка систем автоматической пожарной сигнализации и обеспечение помещения образовательного учреждения системой оповещения людей о пожаре является обязательной.
Факт нарушения данных Правил и норм пожарной безопасности судом установлен и подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается.
Отсутствие системы автоматической пожарной сигнализации и обеспечения помещения образовательного учреждения системой оповещения людей о пожаре ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, нарушает права учащихся на безопасность и здоровье.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на принятие мер по устранению выявленных нарушений не подтверждают выполнение ответчиком всего комплекса мероприятий по приведению образовательного учреждения согласно стандартам безопасности.
Доказательства, подтверждающие, что МБОУ «Детский сад №3 «Малышляндия» городского округа Судак были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований пожарной безопасности до проведения в отношении учреждения проверки в помещениях данного образовательного учреждения, не представлены.
Фактические доводы апелляционной жалобы о достаточности действий по приведению здания школы на соответствие противопожарным нормам и правилам, по установке системы пожарной безопасности, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, не могут являться основаниями к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, при этом, судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 20 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Судака - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: