Дело № 2-5622/18 (17) 66RS0004-01-2018-005019-90
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
(мотивированное решение изготовлено 06.08.2018 года)
г. Екатеринбург 01 августа 2018 года
Ленинский районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рвановой Рћ.Рђ. РїСЂРё секретаре судебного заседания Романычевой Рћ.Р’.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малаховой Наили Лекмановны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Малахова Рќ.Р›. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области РїРѕ Октябрьскому району Рі. Екатеринбурга (далее РўРћРОГВ – РЈРЎР—Рќ РїРѕ Октябрьскому району Рі. Екатеринбурга) Рѕ признании права РЅР° присвоение звания «Ветеран труда». Р’ обоснование заявленных требований указала, что 21.03.2018 РѕРЅР° обратилась СЃ заявлением РІ РўРћРОГВ – РЈРЎР—Рќ РїРѕ Октябрьскому району Рі. Екатеринбурга Рѕ включении ее РІ СЃРїРёСЃРѕРє лиц, претендующих РЅР° присвоение звания «Ветеран труда». Р’ удовлетворении указанного заявления ей было отказано. РЎ данным решением РѕРЅР° РЅРµ согласна, поскольку ее общий трудовой стаж РЅР° момент обращения составлял более 35 лет, РёР· которых 14 лет – РІ отрасли энергетики. 11.07.2013 приказом Министерства энергетики Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 65Рї РѕРЅР° была награждена Благодарностью Министерства энергетики Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р·Р° заслуги РІ развитии энергетического комплекса. Считает, что отказ РІРѕ включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє лиц, претендующих РЅР° присвоение звания «Ветеран труда» является незаконным Рё необоснованным. Учитывая изложенное, просила признать незаконным решение РўРћРОГВ – РЈРЎР—Рќ РїРѕ Октябрьскому району Рі. Екатеринбурга РѕР± отказе РІРѕ включении ее РІ СЃРїРёСЃРєРё лиц, претендующих РЅР° присвоение звания «Ветеран труда», взыскать СЃ ответчика РІ ее пользу расходы РЅР° оплату услуг представителя РІ размере 5000 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., расходы РїРѕ оплате государственной пошлины РІ размере 300 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї.
Р’ судебном заседании истец Малахова Рќ.Р›. Рё ее представитель Рванова Рќ.Р›., действующая РЅР° основании доверенности, поддержали исковые требования РІ полном объеме РїРѕ указанным РІ РёСЃРєРµ основаниям.
Представитель ответчика РўРћРОГВ – РЈРЎР—Рќ РїРѕ Октябрьскому району Рі. Екатеринбурга Левчук Рќ.Рђ., действующая РЅР° основании доверенности, РІ судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований РїРѕ основаниям, указанным РІ представленном РІ СЃСѓРґ отзыве РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление.
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.
Такие акты, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССРили Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации полномочий, установленных названной нормой, Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Согласно подп. 1 п. 1 названного Положения звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями СССРили Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССРили Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
В силу п. 5 вышеуказанного Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется указанными органами, организациями.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Малахова Н.Л. работает в ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» Свердловской области с 11.03.2004 по настоящее время.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11.07.2013 № 65п она была награждена Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации за заслуги в развитии энергетического комплекса.
21.03.2018 истец обратилась СЃ заявлением РІ РўРћРОГВ – РЈРЎР—Рќ РїРѕ Октябрьскому району Рі. Екатеринбурга Рѕ включении ее РІ СЃРїРёСЃРѕРє лиц, претендующих РЅР° присвоение звания «Ветеран труда». Р’ удовлетворении указанного заявления ей было отказано.
На момент обращения истца с заявлением к ответчику о включении в Список действовала редакция подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", определенная Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, согласно которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССРили Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССРили Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Такая редакция закона действует с 01.07.2016.
Аналогичным образом на момент обращения истца был урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и Положением N 458-УГ (подп. 1 п. 1).
РР· редакции этих РЅРѕСЂРј следует, что Сѓ лица, претендующего РЅР° присвоение звания "Ветеран труда" должна быть ведомственная награда Р·Р° заслуги РІ труде (службе) Рё продолжительную работу (службу) РЅРµ менее 15 лет РІ соответствующей сфере деятельности (отрасли СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё), С‚.Рµ. РІ самом положении Рѕ награде должно содержаться указание РЅР° награждение Р·Р° продолжительную работу (службу) РЅРµ менее 15 лет РІ соответствующей сфере деятельности.
В приложениях NN 1, 15 к приказу Минэнерго Российской Федерации от 14.07.2008 N 11 указано, что благодарность Министерства энергетики Российской Федерации является ведомственной наградой Министерства энергетики Российской Федерации, которая объявляется рабочим, специалистам, служащим, руководителям организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работникам центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 2 лет, добившимся высоких результатов в труде.
Таким образом, благодарность не соответствует тем критериям, которые в настоящее время предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда".
Вместе с тем, истец, будучи награждена не той ведомственной наградой, которая названа в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", подп. 1 п. 1 Положения N 458-УГ, вправе претендовать на присвоение ей звания "Ветеран труда" с учетом этой награды в силу нормы ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости".
Согласно этой норме за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, которой в 2013 году награждена истец, относится к ведомственным знакам отличия в труде (по требованиям, предъявляемым к таким наградам до 30.06.2016), т.к. по подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", подп. 1 п. 1 Положения N 458-УГ в редакциях, действовавших по состоянию на 30.06.2016, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССРили Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а в силу приложений NN 1, 2 к приказу Минэнерго Российской Федерации от 14.07.2008 N 11, благодарность этого министерства отнесена к числу ведомственных наград Министерства энергетики Российской Федерации. Пунктами 4, 5 Положения N 458-УГ благодарность федерального министерства поименована в числе ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
РР· содержания приложения N 2 Рє этому приказу следует, что благодарность Министерства энергетики Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации является первой ведомственной наградой Р·Р° отличия РІ труде, высшим ведомственным знаком отличия РІ труде является почетное звание "Почетный работник топливно-энергетического комплекса".
В приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 11.07.2013 N 65п указано, что благодарность истцу объявлена за заслуги в развитии топливно-энергетического коплекса, многолетний добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником – Днем работников нефтяной и газовой промышленности.
Поскольку по состоянию на 30.06.2016 законодательством не предъявлялись к ведомственным знакам отличия в труде требования о награждение за 15-летний стаж работы в отрасли, благодарность, которой награждена истец, относилась к ведомственным знакам отличия в труде, право на присвоение звания "Ветеран труда" с учетом этой награды у истца было по состоянию на 30.06.2016, истец сохраняет такое право и в настоящее время с учетом нормы ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости".
По изложенным мотивам отказ ответчика в принятии к рассмотрению заявления истца о включении в Список в части указания на то, что благодарность, которой награждена истец, не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", является не соответствующим закону.
Учитывая изложенное, СЃСѓРґ находит обоснованными исковые требования Малаховой Рќ.Р›. РІ части признания незаконным решения РўРћРОГВ – РЈРЎР—Рќ РїРѕ Октябрьскому району Рі. Екатеринбурга РѕР± отказе РІРѕ включении ее РІ СЃРїРёСЃРєРё лиц, претендующих РЅР° присвоение звания «Ветеран труда».
В силу ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истцом Малаховой Н.Л. понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей 00 копеек, что подтверждается договором об оказании услуг, актом приема-передачи по указанному договору и распиской представителя истца на указанную сумму.
В целях соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, принимая во внимание доказанность понесенных Малаховой Н.Л. расходов на оплату услуг представителя, учитывая размер взыскиваемой суммы, количество судебных заседаний, суд считает требование Малаховой Н.Л. подлежащим удовлетворению частично, а поэтому с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей 00 копеек.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 333.19. Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Малаховой Наили Лекмановны Рє Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области РїРѕ Октябрьскому району Рі. Екатеринбурга Рѕ признании права РЅР° присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району г. Екатеринбурга об отказе во включении Малаховой Наили Лекмановны в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району г. Екатеринбурга обязанность включить Малахову Наилю Лекмановну в список лиц, претендующих на присвоение звание «Ветеран труда».
Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району г. Екатеринбурга в пользу Малаховой Наили Лекмановны расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 руб. 00 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
РЎСѓРґСЊСЏ Рћ.Рђ. Рванова