Дело № 2а-2420/2021
37RS0005-01-2021-003059-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года г. Иваново Ивановской области
Ивановский районный суд Ивановской области в составе
Председательствующего судьи Трубецкой Г.В.
при секретаре Емельяновой Д.А.
с участием административного ответчика Кузнецовой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Ивановской области к Кузнецова Н.С. о взыскании налога, пени
установил:
Межрайонная ИФНС России № по Ивановской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления, взыскать с ответчика задолженность по требованию от ДД.ММ.ГГГГ № единый налог на вмененный доход за 3,4 квартал 2015 года, по требованию от ДД.ММ.ГГГГ № по единому налогу на вмененный доход налогов за 4 квартал 2014 года в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что мировым судьей судебного участка №2 Ивановского судебного района в Ивановской области определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ по делу № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Кузнецовой Н.С. недоимки по налогами и пени в размере 9944,00 руб. Кузнецова Н.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецова Н.С. состояла на учете в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видом деятельности. Кузнецовой Н.С. представлены в Межрайонную ИФНС России № по Ивановской области налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2014 года, 3,4 кварталы 2015 года. согласно данных деклараций сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет составила за 4 квартал 2014 года – <данные изъяты> руб., за 3,4 кварталы 2015 года – <данные изъяты> за каждый квартал. В соответствии с п. 1 ст. 346.32 Налогового кодекса уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. В установленный срок налог не оплачен. В связи с неуплатой налога в указанный в уведомлении срок, в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ должнику направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ №, задолженность по которому в настоящее время составляет <данные изъяты> руб., требование от ДД.ММ.ГГГГ № которое до настоящего времени не исполнено.
Ходатайство о восстановлении процессуального срока о взыскании недоимки мотивировано тем, что срок обращения за выдачей судебного приказа пропущен налоговым органом в связи с большим объемом работы и большим количеством налогоплательщиков имеющих задолженность,
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по Ивановской области для участия в судебном заседании не явился. От начальника Инспекции поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Административный ответчик Кузнецова Н.С. в судебном заседании пояснила что вопрос о восстановлении пропуска срока она оставляет на усмотрение суда, акт наличия задолженности по платежам за 2014, 2015 года не оспаривала.
Во исполнение требований части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ информация о времени и месте рассмотрения административного дела размещена на сайте Ивановского районного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 и Налоговый кодекс РФ в статье 23 устанавливают обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, которая возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п. 2 и 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ сума налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст. 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Глава 26.3 Налогового кодекса Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видом деятельности(СТАТЬИ 346.26 - 346.33) утратила силув связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 305-ФЗ.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 346.29 Налогового кодекса (в редакции действовавший до ДД.ММ.ГГГГ) объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Согласно ст. 346.30 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
В соответствии с п. 1 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 (ранее действовавшей редакции) Налогового кодекса РФ, которое должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Целью направления налогоплательщику требования является информирование налогоплательщика об имеющейся у него задолженности (с указанием основания взимания налога, срока его уплаты и других сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации), а также предоставление возможности урегулирования спора на данном этапе путем добровольного исполнения налогоплательщиком требования в установленный в нем срок, с истечением которого закон связывает возникновение у налогового органа права принудительного взыскания указанной в требовании задолженности.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица такая сумма налога, сбора, пеней, штрафов превысила 3000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня, когда сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица такая сумма налога, сбора, пеней, штрафов не превысила 3000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Положения части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что административному ответчику требование № по уплате недоимки по ЕНДВ за 3,4 кварталы 2015 года год в сумме <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., выставлено ДД.ММ.ГГГГ, срок для добровольного исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Требование направлено налогоплательщику почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой Н.С. выставлено требование № по уплате ЕНДВ за 4 квартал 2014 года в сумме <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. Срок для добровольного исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела №, истребованного у мирового судьи, следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении шестимесячного срока.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании с Кузнецовой Н.С. задолженности по налогу на вмененный доход в размере <данные изъяты> руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Ивановского судебного района в Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и указанной нормы Кодекса административного судопроизводства РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
Административное исковое заявление после определения от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа направлено в суд, согласно почтового штемпеля ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением в установленного законом срока.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в соответствии с указанной нормой части 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодателем не определены. Процессуальным законодательством также не установлены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Согласно п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Безусловная значимость взыскания в бюджет не уплаченных налогоплательщиком налогов, взносов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска, какие в рассматриваемом деле не представлены, а судом не установлены.
Установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П; определение от ДД.ММ.ГГГГ N 191-О).
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В Налоговом кодексе РФ Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению.
В соответствии с пп. 1, 2, п. 1 ст. <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, указанные налоговым органом основания пропуска срока, судом таковыми не признаются, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
При этом суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Межрайонной ИФНС России № по Ивановской области в восстановлении процессуального срока для обращения в суд с исковым заявлением к Кузнецова Н.С. о взыскании налоговых платежей, пени.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № по Ивановской области к Кузнецова Н.С. о взыскании единого налога на вмененный доход за 3,4 кварталы 2015 года в размере <данные изъяты> руб., за 4 квартал 2014 года в размере <данные изъяты> руб. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Трубецкая Г.В.
Решение принято в окончательной форме 26 ноября 2021 года.