Решение по делу № 2-1449/2022 от 04.04.2022

Дело (УИД) 57RS0022-01-2022-001357-32

Производство № 2-1449/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Соловьевой З.А.,

с участием истца Алёшиной Т.Н.,

представителя истца Хапилина В.О.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области – Ковалевой Н.Л.,

при секретаре судебного заседания Камзоловой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Алёшиной ФИО14 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Алёшина ФИО7 (далее – Алёшина Т.Н., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ГУ – ОПФ РФ по Орловской области, ответчик) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ей было отказано, в связи с отсутствием права.

Отказ ответчика в назначении пенсии считает необоснованным, поскольку она с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживала в д. (адрес обезличен)

Просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения пенсионного возраста на три года и назначить ей пенсию.

В судебном заседании истец Алёшина Т.Н. и ее представитель Хапилин В.О. заявленные требования поддержали, просили признать за истцом право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения пенсионного возраста на три года и назначить истцу пенсию с (дата обезличена). Требования о признании решения незаконным не поддержали.

В судебном заседании представитель ГУ - ОПФР по Орловской области по доверенности Ковалева Н.Л. исковые требования не признала. Возражая против заявленных требований, указала, что факт проживания истца в спорный период регистрацией не подтвержден.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. (номер обезличен)-р действовавшем до (дата обезличена), указан населенный пункт – д. (адрес обезличен), как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации
истец Алёшина ФИО7 (до брака ФИО13) родилась (дата обезличена) в д. (адрес обезличен)

Родителями истца являются ФИО1 и ФИО2.

(дата обезличена) истец обратилась в ГУ - ОПФ РФ по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением от (дата обезличена) ГУ - ОПФ РФ по Орловской области истцу отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием права.

Указано, что период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в (адрес обезличен), с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 8 лет 8 месяцев 20 дней.

Период проживания в (адрес обезличен) с (дата обезличена) по (дата обезличена) не засчитывается, так как в домовой книге Ленинского сельского Совета отсутствует отметка о снятии с регистрационного учета.

Указано, что поскольку период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 8 лет 8 месяцев 20 дней, то это дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 2 года, право у истца возникнет с (дата обезличена), по достижении 53 лет.

Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд.

Судом установлено следующее.

Согласно справке Администрации Ленинского сельского поселения (адрес обезличен) Орловской области Алёшина ФИО7, (дата обезличена) года рождения, постоянно проживала и была зарегистрирована с (дата обезличена) по (дата обезличена) в д. Верхняя (адрес обезличен) Орловской области, расположенной на территории проживания с льготным социально-экономическим статусом. Основанием выдачи справки является домовая книга по д. Верхняя (адрес обезличен) Орловской области.

Из похозяйственной книги (номер обезличен) Ленинского сельского Совета народных депутатов за (дата обезличена) годы, (адрес обезличен) следует, что главой семейства является ФИО3, в качестве членов семьи указана, в том числе, ФИО4 (падчерица), на (дата обезличена) год имеется запись-Ком.ср.шк., 9 кл. (так в документе).

Согласно справки Администрации Ленинского сельского поселения (адрес обезличен) следует, что колхоз «Завет Ленина», реорганизованный в ТНВ «Завет Ленина», располагался в (адрес обезличен) с (дата обезличена) по (дата обезличена).г. на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из справки Администрации Ленинского сельского поселения (адрес обезличен) Орловской области усматривается, что колхоз имени Свердлова, КП «Александровское», СПК «Александровский» располагался с (дата обезличена) по (дата обезличена).г. на территории (адрес обезличен) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно справки Администрации Ленинского сельского поселения (адрес обезличен) Орловской области следует, что МБОУ «Каменская сош», расположена в н.п.д. (адрес обезличен) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из справки МБОУ (адрес обезличен) «Каменская средняя общеобразовательная школа» следует, что ФИО5, (дата обезличена) г.р. уроженка (адрес обезличен) Орловской области, в (дата обезличена) году поступила и в (дата обезличена) году закончила Каменскую среднюю школу (адрес обезличен). Основанием справки является алфавитная книга записи учащихся.

Согласно алфавитной книги записи учащихся усматривается, что ФИО5, (дата обезличена) году поступила в 4 класс и в (дата обезличена) году окончила 10 классов.

Свидетель ФИО10 пояснила, что знает истца с рождения, ранее у истца была фамилия ФИО13. Они с истцом обучались в Каменской школе. Истец жила в деревне (адрес обезличен) до (дата обезличена), позже вышла замуж и уехала к мужу в соседнюю деревню.

Оценив представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец в спорный период (дата обезличена) по (дата обезличена) проживала в д. В-(адрес обезличен)

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец с учетом тех периодов, которые были засчитаны ответчиком, имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку право истца на досрочную пенсию возникло с момента достижения возраста 52 лет, при этом истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии (дата обезличена), суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения права – с (дата обезличена).

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Алешиной ФИО15 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.

Признать за Алешиной ФИО16 право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом снижения пенсионного возраста на три года.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Алешиной ФИО17 с (дата обезличена).

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Алешиной ФИО18 расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 30 мая 2022 года.

Судья                      З.А. Соловьева

2-1449/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Алешина Татьяна Николаевна
Ответчики
ГУ - ОПФ РФ по Орловской области
Другие
Хапилин Владислав Олегович
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Соловьева Зоя Александровна
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2022Передача материалов судье
08.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Дело оформлено
23.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее