2-420/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2018 года село Усть-Кулом
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи О.В. Барбуца, при секретаре судебного заседания О.П. Евпловой, с участием истца И. С. Мищишиной,
представителя ответчика О.В. Десятовой, действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мищишиной И.С. к администрации сельского поселения «Кебанъёль» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
установил:
Мищишина И.С. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Кебанъёль» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма площадью не менее 31 кв.м., расположенного в границах п. Кебанъель Усть-Куломского района Республики Коми, отвечающего требованиям санитарной и технической безопасности, благоустроенного применительно к условиям п. Кебанъель Усть-Куломского района Республики Коми. В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она проживает по адресу: <адрес>. Квартира является муниципальной собственностью муниципального образования «Кебанъёль». С ДД.ММ.ГГГГ с ней на указанную квартиру общей площадью 31 кв.м заключен договор социального найма. В настоящее время она является основным и единственным нанимателем квартиры. В период проживания в указанной квартире ее родители, а затем и она регулярно делали в квартире посильный ремонт: меняли печь, утепляли полы и стены в комнатах и др. Однако квартира пришла в негодность, поскольку ответчиком не проводился капитальный ремонт жилого помещения, и она вынуждена более 15 лет проживать в хозяйственной постройке, расположенной во дворе дома (зимняя кухня). Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ квартира признана непригодной для проживания, не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Более того, многоквартирный дом, в котором расположено указанное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации сельского поселения «Кебанъёль» от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанное постановление основано на заключении межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ
выявившей основания для признания многоквартирного дома аварийным. Кроме того, признаки аварийности выявлены также специализированной организацией - филиал АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Коми. После признания вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания она обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении другого жилого помещения взамен непригодного, на что был получен ответ о том, что пригодного к проживанию муниципального жилья в наличии нет. До настоящего времени администрацией сельского поселения «Кебанъель» иное жилое помещение, отвечающее требованиям, установленным законом и предъявляемым к жилым помещениям, взамен непригодного для проживания не предоставлено, что вынуждает ее находиться в условиях, угрожающих жизни и здоровью.
В судебном заседании истец Мищишина И.С. на исковых требованиях настаивала по основаниям, указанным в иске, дополнила, что малоимущей не признавалась, в качестве нуждающейся в жилом помещении на учете не состоит.
Представитель ответчика Десятова О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поскольку соответствующего жилого помещения предоставить истцу не представляется возможным в виду его отсутствия. Мищишина И.С.
не признавалась малоимущей в установленном порядке и на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит. Администрация не бездействует и предпринимает меры по обеспечению нуждающихся граждан жилыми помещениями.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу положений статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьями 53 и 55 ЖК РФ).
Исходя из требований части 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖКРФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
На основании пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Как следует из представленных ответчиком документов, ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № между администрацией сельского поселения «Кебанъёль» и Мищишиной И.С. заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно справке, предоставленной администрацией сельского поселения «Кебанъёль» от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес>, зарегистрирована Мищишина И.С.
ДД.ММ.ГГГГ Мищишина И.С. обратилась в администрацию сельского поселения «Кебанъёль» с заявлением (вход. №) о предоставлении жилого помещения взамен признанного непригодным к проживанию. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик сообщил заявителю, что в настоящее время свободного и пригодного к проживанию муниципального жилья в наличии нет.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Мищишиной И.С. межведомственной комиссией администрации сельского поселения «Кебанъёль» проведено обследование занимаемого ею по договору социального найма жилого помещения, по итогам которого были составлены акт обследования помещения и заключение от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением администрации сельского поселения «Кебанъёль» от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по вышеуказанному адресу признанно непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией на основании отчета по обследованию здания многоквартирного <адрес>, Республики Коми, составленного филиалом по Республике Коми АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», выявлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу.
На основании постановления администрации сельского поселения «Кебанъёль» от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а также назначены сроки расселения граждан, проживающих в нем, до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Как установлено Мищишина И.С. с заявлением о признании ее малоимущей для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в Республике Коми в порядке, установленном законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми» в администрацию сельского поселения «Кебанъёль» не обращалась, определение размера среднедушевого дохода ее семьи и стоимости имущества с целью признания относящегося к данной категории граждан
ответчиком не производилось. Истец Мищишина И.С. не обращалась к ответчику и с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Данные факты не оспариваются стороной истца.
Принимая во внимание, что истец Мищишина И.С. не признана малоимущей, не состоит на учете в качестве нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, следовательно, оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу с учетом заявленных иных граждан, имеющих право на проживание, жилое помещение во внеочередном порядке, не имеется.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Мищишиной И.С. к администрации сельского поселения «Кебанъёль» о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 22 октября 2018 года. Копия верна. Судья