УИД 21RS0023-01-2021-005712-20
-----а-3 976/2021
РЕШЕНИЕ
ИФИО2
6 декабря 2021 г. адрес
Ленинский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Мурадовой C.Л.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора адрес в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о признании информации, распространяемой в сети Интернет запрещенной
установил:
Административный истец - прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о признании информации, распространяемой в сети Интернет запрещенной. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере распространения информационных ресурсов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». По итогам проверки выявлены нарушения указанного законодательства. Так, по итогам мониторинга информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте со следующим доменным именем, указанном в административном иске, выявлены сведения о реализации поддельных документов о высшем и среднем образовании. Доступ на данные сайты является свободным, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной в административном иске страницы может любой интернет- пользователь. В ходе проверки установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанных сайтов, его юридическом адресе, отсутствуют. На выявленном Интернет - сайте размещена информация о продаже (в том числе дистанционной) поддельных документов о высшем и среднем профессиональном образовании. Контент сайта ориентирован на совершение покупки, для этого на странице размещена информация о стоимости товара, указаны контактные данные, по которым возможно связаться с продавцом. Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению аттестата и диплома - прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов. Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лип относительно допустимости приобретения и использования дипломов без прохождения обучения и иных документов без законных на то оснований, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, и нарушает права граждан. Учитывая, что приобретение за деньги дипломов и иных документов может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Истец просит признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети «Интернет» на странице с доменным именем: адрес запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Определением суда от дата в производство суда принято уточненное административное исковое заявление. В связи с тем, что в ходе дополнительной проверки при переходе на адрес сайта адрес происходит автоматическая переадресация на другую интернет страницу адрес/ просит признать информацию, размещенную на Интернет-страницах: https://novocheboksarsk.diplomzgosznak.com, адрес запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Определением суда от датаг. принято уточненное административное исковое заявление, истец просит признать информацию, размещенную на Интернет-странице: http://novocheboksarsk.diplomgoznakg.com/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Административный истец - прокурор адрес извещен, в суд явку представителя не обеспечил, свою позицию не изложил, позицией Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу не ознакомился.
Административный ответчик - Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу представил позицию на иск, просит рассмотреть дело без участия представителя, указав, что по состоянию на датаг. доступ к указанному Интернет-ресурсу http://novocheboksarsk.diplomgoznakg.com/ не ограничен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от дата №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно- телекоммуникационной сетью.
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от дата ------ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 вышеуказанного Федерального закона). Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются уголовно наказуемыми преступлениями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от дата ----- формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Анализ содержания положений ч. 6 ст. 10 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
К предмету регулирования КАС РФ ч. 1 ст. 1 настоящего Кодекса законодателем отнесено осуществление административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата ----- «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст.46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч.ч. 1 и 2 ст. 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично- властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что прокуратурой адрес проведена проверка исполнения требований Федерального закона от дата №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере соблюдения законодательства об образовании. На интернет-странице, указанном в административном иске, содержится предложение о продаже (в том числе дистанционной) поддельных документов о высшем и среднем профессиональном образовании. Контент сайта ориентирован на совершение покупки, для этого на странице размещена информация о стоимости товара, указаны контактные данные, по которым возможно связаться с продавцом. Вход на данные сайты свободный, не требуется предварительной регистрации и пароля, любой Интернет-пользователь может ознакомиться с содержанием указанной страницы. Информация на указанной интернет-странице доступна на территории Российской Федерации. В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанных сайтов, его юридическом адресе, отсутствуют. На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы и иные документы, для получения которых законодателем установлен определенный порядок. Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению аттестата и диплома - прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования дипломов без прохождения обучения и иных документов без законных на то оснований, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, и нарушает права граждан.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество получить ответы на любые вопросы, касающиеся изготовления официальных документов и приобрести официальные документы, фактически способствует совершению преступлений, тем самым могут повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. Учитывая, что приобретение за деньги дипломов и иных документов может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
К материалам дела приложены акт осмотра интернет - страниц, фототаблица к акту проведения проверки, которыми подтверждаются наличие на указанном сайте предложений о продаже (в том числе дистанционной) поддельных документов о высшем и среднем профессиональном образовании.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15Л вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата -----.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд
решил:
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице:
адрес/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской адрес службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд адрес.
Председательствующий судья Мурадова С.Л.
Мотивированное решение составлено дата