№ 2а-481/2021
УИД 21RS0017-01-2021-000647-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года г. Шумерля Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Бочкаревой И.И.,
с участием заместителя Шумерлинского межрайпрокурора Ксенофонтова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шумерлинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице _____________, информацией, распространение которой запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайпрокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице _____________/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административный иск мотивирован тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой в мае 2021 года проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «Яндекс». В ходе проведения проверки выявлен сайт _____________, на котором у неустановленного круга лиц имеется возможность осуществить покупку импульсного прибора, способного остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета воды, газа, электричества. Использование, применение продукции, информация о распространении которой содержится на указанном сайте, является противоправной, поскольку ведет к незаконному уклонению от уплаты потребляемых коммунальных ресурсов.
Заместитель Шумерлинского межрайпрокурора Ксенофонтов Н.М. в судебном заседании административный иск поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, представил отзыв, из которого следует, что передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с положениями ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Внесение в единый реестра информации по судебному решению возможно, если данное решение содержит: заключение о том, что информация признана запрещенной на все территории Российской Федерации; доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, описание запрещенной информации; пункт о направлении копии решения суда оператору Единого реестра (Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу) для внесения сведений в Единый реестр. На 23.06.2021 доступ к сайту не ограничен.
Выслушав заместителя Шумерлинского межрайпрокурора Ксенофонтова Н.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ граждан к ней с помощью Интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В силу статьи 3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в числе прочих, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Статьей 9 названного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №149 - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 10 закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149 - ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149 - ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.153, ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Статьей 165 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере.
Ст. 7.27.1 КРФоАП предусмотрена административная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, информация, размещенная на данной Интернет-странице, является противоправной, поскольку ведет к незаконному уклонению от уплаты потребляемых коммунальных ресурсов.
Данная информация находится в свободном доступе, доступна неограниченному кругу лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрены уголовная и административная ответственность.
Из представленных материалов усматривается, что при проведении Шумерлинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», был выявлен факт размещения на сайте, расположенном по адресу https://silmag12.ru/, информации о продаже устройств для остановки счетчиков с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Указанный сайт нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Факт размещения информации о применении продукции, которая ведет к незаконному уклонению от уплаты потребляемых коммунальных ресурсов, подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
На момент проверки указатели страниц данных сайтов, на которых размещена информация, в Едином реестре отсутствуют.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Часть 5 указанной нормы предусматривает основания включения сведений в названный реестр, в том числе одним из оснований является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 часть5 статьи 15.1).
Устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только путем признания информации, размещенной на Интернет-странице _____________, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Учитывая вышеизложенное, требования Шумерлинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227, 265.1-265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Шумерлинского межрайпрокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет – странице _____________ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..
Судья Н.Б. Миронова