Дело № 2-3030/19
73RS0004-01-2019-004099-72
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2019 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Мочаловой О.И.,
при секретаре Юткиной М.А.,
с участием помощника судьи Радаевой К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующей в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновская международная природоохранная прокуратура, действующая в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к акционерному обществу Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, мотивируя свои требования следующим.
В собственности АО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» находятся гидротехнические сооружения оградительные дамбы с технологической дорогой. Данные объекты расположены по адресу: ул. Мостостроителей, г. Ульяновск.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, установлении обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС, урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 года № 117-ФС «О безопасности гидротехнических сооружений».
Согласно ст. 9 Закона №117-ФЗ Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
В соответствии со ст. 17 Закона №117-ФЗ Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
В связи с не проведением расчета вероятного вреда и несогласованием его с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого может быть причинен этот вред, прокуратурой 19.07.2019 в адрес генерального директора общества внесено представление. Однако до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения законодательства о безопасности ГТС не устранены. Требования прокурора направлены на защиту прав жителей муниципального образования «город Ульяновск» на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории.
Просит суд обязать АО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск», в течении трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений оградительные дамбы с технологической дорогой, и согласовать его с министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Семенюк С.С. в судебном заседании исковое заявление поддержала, по доводам изложенном в заявлении.
Представитель ответчика АО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Направили в суд отзыв, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, требования не оспаривают.
Представители третьих лиц Средне-Поволжское управление Ростехнадзора, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явиись, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.12.2017 года акционерное общество «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» является собственником следующих объектов: 1) производственная база, назначение: нежилое, общей площадью 6 054,6 кв.м., кадастровый номер №; 2) хозяйственная постройка, назначение: хозяйственная постройка, площадь застройки 74,4 кв.м., кадастровый номер № 3) гараж, общая площадь 170,5 кв.м., назначение: нежилое здание, кадастровый номер № 4)гараж, назначение: нежилое здание, общая площадь 74,0 кв.м., кадастровый номер №5) гараж из 7 гаражных боксов, назначение: нежилое здание, общая площадь 525,6 кв.м., кадастровый номер №; 6)заправочный пункт, назначение: заправочный пункт, площадь застройки 85,6 кв.м., кадастровый номер №; 7) здание операторской со складом ГСМ, назначение: нежилое здание, общая площадь 128,4 кв.мм., кадастровый номер №; 8)площадка для открытого хранения сыпучих материалов, назначение: площадка для открытого хранения сыпучих материалов, площадь застройки 1075,4 кв.м., кадастровый номер №; 9)сооружение, назначение: бетонная площадка, площадь застройки 3088,5 кв.м., кадастровый номер №; 10)сооружение, назначение: причал, площадь застройки 143,6 кв.м., кадастровый номер №; 11)сооружение, назначение: асфальтобетонная площадка, площадь застройки 1256,1 кв.м., кадастровый номер №; 12)оградительные дамбы с технологической дорогой, назначение: сооружения гидротехнические, площадь застройки 26983,8 кв.м., кадастровый номер №, расположенных по адресу: Ульяновская область город Ульяновск Заволжский район, улица Мостостроителей.
Ульяновской межрайонной природоохранной прокураруторой была проведена проверка соблюдения АО «ПОЭЗ «Ульяновск» законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проверкой было выявлено, что по вышеуказанным гидротехническим сооружениям отсутствуют расчеты вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения (ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ).
В соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения обязан: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного: самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 Закона N 117-ФЗ ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее - Правила N 876) величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации двух и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
В соответствии со ст. 17 Закона №117-ФЗ Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 №876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» утвержден порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен при жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
Согласно пп.2-4 Правил определения величины финансового обеспечения, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
При наличии у собственника ГТС или у эксплуатационной организации двух и более ГТС величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из ГТС.
Расчет вероятного вреда производится владельцем ГТС и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом органами в соответствии с их полномочиями.
Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности ГТС, на основании представляемых ему владельцем ГТС:
расчета вероятного вреда, выполненного в соответствии с утвержденными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС и, настоящими правилами;
документов, необходимых для обоснования величины финансового обеспечения ответственности.
Приказом МЧСРФ №243, Минэнерго РФ №150, МПР РФ №270, Министра РФ №68, Госгортехнадзора РФ №89 от 18.05.2002 «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» утвержден Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
Согласно п. 1 Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС.
В соответствии с п.2 Порядка исходной информации для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварии ГТС, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии ГТС, значения величины негативных воздействий аварии ГТС, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.
Определение вероятного вреда производится для сценария наиболее тяжелой аварии ГТС, а так же для сценария наиболее вероятной аварии ГТС.
При определении сценария аварии ГТС и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силы. если интенсивность такого воздействия превышает значение, на которые рассчитаны ГТС в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации ГТС в результате противоправных действий других лиц.
Согласно пунктами 3 и 4 Правил вероятный вред определяется в денежном выражении.
При определении вероятного вреда проводится расчет убытков результате аварии ГТС, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии ГТС по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварии ГТС.
Основными составляющими по определению вероятного вреда являются, помимо прочего, прогнозы количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющимися работниками ГТС, при исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС.
Методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии ГТС, утверждена Приказом Минэнерго РФ от 26.04.2001 г. №130 «О введении в действие Временной методики оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения (РД 153-34.0-002.01) и Приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 №120 «Обь утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
Из материалов дела следует, что в нарушение требований ст. ст. 8, 9, 17 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственником указанных выше ГТС АО «ПОЭЗ «Ульяновск» не обеспечена и не организована разработка расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории г.Ульяновска в результате аварии гидротехнического сооружения, что влечет за собой отсутствие необходимой подготовки собственников и эксплуатирующих организаций по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а именно: невозможность определения финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнических сооружений; отсутствие возможности возмещения ущерба (вреда), который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в обязанности граждан, а в частности и собственника ГТС, входит соблюдение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, непринятие АО «ПОЭЗ «Ульяновск» мер по обеспечению безопасности ГТС, может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состояние окружающей природной среды, то есть, имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры об обязании АО «ПОЭЗ «Ульяновск» произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровья физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии спорных гидротехнических сооружений и обязать его принять меры по обеспечению их безопасности, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ : ░.░.░░░░░░░░