Решение по делу № 2-558/2021 от 28.01.2021

Дело № 2-558/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего     судьи                Юрченко Д.А.,

при секретаре судебного заседания                    Балахничевой Г.А.,

с участием истца     Ерохова ФИО6.,

представителя истца     Ерохова ФИО7

представителя ответчика     Багровой ФИО8

22 марта 2021 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерохова ФИО6 к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

установил:

Ерохов ФИО6 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от 04 декабря 2020 года №177710 об отказе в признании безработным; возложить обязанность на ответчика признать Ерохова ФИО6 безработным, начиная с 26 ноября 2020 года, с назначением пособия по безработице.

В обоснование заявленных требований указано, что 23 июня 2020 года истец был уволен с должности директора ООО «Юр-Центр» в соответствии со ст. 78 ТК РФ. С момента увольнения и по настоящее время в трудовых отношениях ни с кем не состоял, заработка и иных доходов не имеет. 26 ноября 2020 года Ероховым ФИО6 подано заявление в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. 07 декабря 2020 года истец узнал об отказе в признании безработным и назначении пособия. 10 декабря 2020 года на электронную почту заявителя было выслано письмо от заместителя начальника ОЗН Ворошиловского и Центрального районов ГКУ ЦЗН г. Волгограда, в котором было указано, что отказ связан с тем, что Ерохов ФИО6 является учредителем (участником) ООО «Юр-Центр» с 24 июля 2020 года и относится к категории граждан, занятых трудовой деятельностью, в связи с чем не может быть признанным безработным гражданином. С принятым решением истец не согласен, поскольку 23 июня 2020 года его трудовые отношения с ООО «Юр-Центр» прекращены. 16 июля 2020 года решением единственного участника ООО «Юр-Центр» на Ерохова ФИО6. возложены полномочия ликвидатора. Согласно договору от 16 июля 2020 года, заключенному между единственным участником ООО «Юр-Центр» Ероховым ФИО7 и ликвидатором Ероховым ФИО6., деятельность ликвидатора не является трудовой и осуществляется на безвозмездной основе. Считает указанный отказ незаконным и необоснованным, что послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.

Истец Ерохов ФИО6, он же представитель третьего лица ООО "Юр-Центр", представитель истца- Ерохов ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ "Центр занятости населения г. Волгограда" Багрова ФИО8 исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованием о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В силу требований статей 2,7,8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как в социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересы сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель вправе был установить для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ).

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п. 2 ст. 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

При рассмотрении этой категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (статьи 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации).

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан (далее – Правила регистрации безработных граждан).

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Из материалов дела следует, что 23 июня 2020 года в связи с наличием соглашения сторон, прекращено действие трудового договора с Ероховым ФИО6 который был уволен из ООО «Юр- Центр» 23 июня 2020 года по ст. 78 ТК РФ в соответствии с приказом-№ от 23 июня 2020 года (л.д. 6). Что также подтверждается записью в трудовой книжке Ерохова ФИО6

16 июля 2020 года между единственным участником ООО «Юр-Центр» Ероховым ФИО7 (заказчик) и ликвидатором Ероховым ФИО6 (исполнитель) заключен договор, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности ликвидатора Общества в процедуре добровольной ликвидации Общества по решению участника от 16 июля 2020 года.

В соответствии с п. 3 указанного договора, стороны договорились о том, что услуги ликвидатора не являются трудовыми отношениями между Обществом и гражданином и между гражданином и участником общества. Услуги ликвидатора со стороны исполнителя являются добровольным принятием на себя безвозмездных услуг (л.д. 8).

26 ноября 2020 года Ерохов ФИО6 обратился в ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (л.д. 16-18).

Из переписки, представленной сторонами, следует, что заявителем Ероховым ФИО6 были представлены: копии паспорта, трудовой книжки, диплома о высшем образовании, справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Истцом была представлена справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице, в соответствии с которой средний заработок за последние три месяца составил 0 рублей.

Согласно справке от 27 ноября 2020 года, на основании запроса установлено, что Ерохов ФИО6 состоит в ООО «Юр-Центр» в статусе руководитель юридического лица с 29 ноября 2019 года по 23 июля 2020 года; в ООО «Юр-Центр» в статусе руководитель юридического лица с 24 июля 2020 года.

В соответствии с приказом № от 04 декабря 2020 года, Ерохову ФИО6 отказано в признании безработным в связи с тем, что заявитель является учредителем (участником) организации.

Далее, по запросу суда ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда представлены сведения в отношении ООО «Юр-Центр», в частности, решение единственного участника о добровольной ликвидации общества, в соответствии с которым ликвидатором назначен Ерохов ФИО6 О чем впоследствии в адрес налогового органа было направлено уведомление о ликвидации юридического лица, полученное адресатом 17 июля 2020 года.

В соответствие с абз. 6 ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются в том числе граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).

Согласно абзацу 10 статьи 2 указанного Закона занятыми считаются, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 3 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Согласно подпункту "д" пункта 9 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в том числе в случае представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

Вместе с тем, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 24 июля 2020 года в отношении ООО «Юр-Центр» Ерохов ФИО6 является ликвидатором указанного юридического лица (л.д. 7).

Сведения, указанные в приказе ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от 04 декабря 2020 года №, о том Ерохов ФИО6. является учредителем (участником) ООО «Юр-Центр» материалами дела не подтверждены.

В этой связи приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от 04 декабря 2020 года № нельзя признать законным, поскольку он принят вопреки фактическим обстоятельствам дела, а потому подлежит отмене.

Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о признании незаконным отказа в признании гражданина безработным.

Вместе с тем, по смыслу статьи 2 ГПК РФ судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

При принятии обжалуемого решения об отказе Ерохову ФИО6 ответчиком указано только одно основание – является учредителем (участником) организации.

Вместе с тем, в своих возражениях сторона ответчика приводит иные основания, по которым считает, что истец не имеет право состоять на учете в качестве безработного, которые не были предметом соответствующей оценки должностными лицами ответчика, и не получили своего отражения акте уполномоченного органа.

Указанные обстоятельства не оспорены сторонами в судебном заседании.

Вместе с тем, суд, будучи органом правосудия, не вправе подменять орган, к компетенции которого относится рассмотрение заявлений о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

В соответствии с п. 2 правил регистрации безработных граждан, при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.

Также в соответствии с приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам", органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, обеспечивают и организуют на территории соответствующих субъектов РФ деятельность центров занятости населения по осуществлению социальных выплат.

Таким образом, анализ указанных фактических обстоятельств и вынесение соответствующего решения отнесено к компетенции ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда», в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Ерохова ФИО6 от 26 ноября 2020 года.

В связи с тем, что на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ерохова ФИО6 соответственно суд не находит оснований для возложения на ответчика в судебном порядке обязанности признать Ерохова ФИО6 безработным, начиная с 26 ноября 2020 года, с назначением пособия по безработице.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ерохова ФИО6 к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» о признании действий незаконными, возложении обязанности– удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить приказ Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от 04 декабря 2020 года № об отказе в признании Ерохова ФИО6 безработным.

Обязать Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» повторно рассмотреть заявление Ерохова ФИО6 от 26 ноября 2020 года о присвоении статуса безработного с выплатой пособия по безработице.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ерохова ФИО6 к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» о возложении обязанности– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                     Юрченко Д.А.

Мотивированное решение суда составлено 29 марта 2021 года.

Судья                                Юрченко Д.А.

2-558/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ерохов Евгений Викторович
Ответчики
ГКУ "Центр занятости населения г. Волгограда"
Другие
ООО "Юр-Центр"
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Судья
Юрченко Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
vor.vol.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Подготовка дела (собеседование)
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее