Дело № 12-2-2018
РЕШЕНИЕ
п. Балезино 29 января 2018 года
Судья Балезинского районного суда Удмуртской республики Дзюин В.В. с участием представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности - исполнительного директора Акционерного общества «Балезинский литейно-механический завод» Хлебникова В.В., действующего на основании доверенности,
при секретаре Коротаевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Балезинский литейно-механический завод» Кудрякова В.Ю. на постановление начальника отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами, объектами нефтедобычи, газораспределения и газопотребления по Удмуртской Республике Западно-Уральского управления Ростехнадзора Горланкина С. В. <номер> от 08 ноября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Акционерное общество «Балезинский литейно-механический завод» и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200000 (Двести тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами, объектами нефтедобычи, газораспределения и газопотребления по Удмуртской Республике Западно-Уральского управления Ростехнадзора Горланкина С. В. <номер> от 08 ноября 2017 года Акционерное общество «Балезинский литейно-механический завод» (далее АО «БЛМЗ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выразившемся в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Генеральным директором АО «БЛМЗ» В.Ю. Кудряковым подана жалоба, в которой он просит отменить постановление начальника отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами, объектами нефтедобычи, газораспределения и газопотребления по Удмуртской Республике Западно-Уральского управления Ростехнадзора Горланкина С.В. ссылаясь на то, что Общество не было уведомлено надлежащим образом о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, постановление административного органа <номер> о назначении административного наказания от 08 ноября 2017 года было вынесено в отсутствие заинтересованного лица и вручено лишь 30 ноября 2017 года, что свидетельствует о лишении заинтересованного лица гарантий защиты, предоставленных ему действующим законодательством.
Кроме того, согласно доводам жалобы генеральный директор АО «БЛМЗ» Кудряков В.Ю. также не согласен с выявленными нарушениями, указанными в постановлении по делу об административном правонарушении, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Относительно переоформления лицензии № ВП-46-000853(МС) от 06.04.2009 года генеральный директор Общества указывает, что в силу части 5 статьи 10 Закона N 22-ФЗ (Предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности), выданные ранее Обществу лицензии сохраняют силу после дня вступления в силу названного закона, на основании части 3 статьи 22 Закона N 99-ФЗ действуют бессрочно и предоставляют право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В части 6.1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, подлежат переоформлению. Однако положения данного закона, обязывающие обладателей лицензии переоформлять их при изменении наименования вида деятельности, на который выдана лицензия, вступили в силу позднее, чем изменено наименование вида деятельности. При этом, ни Закон N 99-ФЗ, ни Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не содержат положений об их применении к правоотношениям, возникшим до введения их в действие, то есть не имеют обратной силы.
Таким образом, необходимость переоформления лицензии в связи со вступлением в силу с 15.11.2014 части 6.1 статьи 22 Закона N 99 у Общества не появилась, поскольку к этому моменту имевшаяся лицензия в силу пункта 5 статьи 10 Закона N 22-ФЗ сохранила свое действие и не требовала переоформления.
В этой связи, Общество заявляет о необходимости исключения названного эпизода из объективной стороны вменяемого Обществу административного правонарушения в связи с его недоказанностью.
Относительно не проведения регистрации опасного производственного объекта «Сети газопотребления предприятия» Общество считает, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
Согласно статье 2 Закона опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В результате плановой выездной проверки установлено и Административным органом не отрицается, что взрывоопасные производственные объекты, эксплуатируемые Обществом: "Участок литейный черных металлов", peг. N А56-72707-0001 от 08.06.2016 года, (III класс опасности) и «Участок литейный цветного литья», peг. N А56-72707-0003. от 08.06.2016 года, (III класс опасности) зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов: свидетельство о регистрации А56-7207 выдано Уральским управлением Ростехнадзора 08.06.2016 года.
Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 10.09.2014 N 00-04-05/1497 "О недостатках при перерегистрации опасных производственных объектов” было разъяснено, что понятие производственного объекта подразумевает осуществление на нем производственной деятельности, в связи с чем не следует относить к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации, например, сети газопотребления финансовых, образовательных, социальных и медицинских учреждений, административных зданий, жилых домов и подобных объектов.
Также, газопроводы, газовые установки и газовое оборудование, эксплуатируемые Обществом, не подпадают под критерии самостоятельного опасного производственного объекта, в силу следующего. Они не являются единым производственно-технологическим комплексом, а в силу своего назначения предназначены для использования в составе и являются неотъемлемой частью двух вышеуказанных опасных производственных объектов Общества: "Участок литейный черных металлов" (III класс опасности) и «Участок литейный цветного литья» (III класс опасности), которые зарегистрированы в установленном порядке.
В силу изложенного, Общество заявляет о необходимости исключения и этого эпизода из объективной стороны вменяемого Обществу административного правонарушения в связи с его отсутствием.
Относительно не проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте «Сети газопотребления предприятия» ранее в жалобе Общество уже указало, что самостоятельный опасный производственный объект «Сети газопотребления предприятия» не существует. Газопроводы, газовые установки и оборудование используются в составе двух зарегистрированных опасных производственных объектов Общества. В соответствии с страховыми полисами серии III <номер> и <номер> от 25.10.2016 года, выданными СК «Согласие», обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах: "Участок литейный черных металлов" (III класс опасности) и «Участок литейный цветного литья» (III класс опасности), было проведено надлежащим образом.
В силу изложенного, Общество также заявляет о необходимости исключения третьего эпизода из объективной стороны вменяемого Обществу административного правонарушения в связи с его отсутствием.
Кроме того, генеральным директором Кудряковым В.Ю. в жалобе также указывается на его несогласие с составлением двух протоколов об административном правонарушении в отношении должностного лица и юридического лица, а также на несоразмерность назначенного Обществу административного штрафа выявленным нарушениям.
В судебном заседании исполнительный директор АО «БЛМЗ» Хлебников В.В., действующий на основании доверенности, жалобу поддержал, подтвердил доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора (далее по тексту Западно-Уральское управление Ростехнадзора) в судебное заседание не явился, имеется почтовое уведомление, расписка.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно предоставленной представителем лица, привлекаемого к административной ответственности лицензии №ВП-46-000853 (МС) от 06 апреля 2009 года, предоставленной на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов (использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов), срок её действия установлен до 06 апреля 2014 года.
Вместе с тем, в силу ч.3ст.22 Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены, и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
Кроме того, согласно ч.5ст.10 Федерального закона №22-ФЗ от 04 марта 2013 года «О внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации», предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Таким образом, доводы жалобы АО «БЛМЗ» о том, что необходимость переоформления лицензии №ВП-46-000853 (МС) от 06 апреля 2009 года на момент проведения проверки отсутствовала, судья считает обоснованными.
Рассматривая доводы жалобы относительно не проведения регистрации опасного производственного объекта «Сети газопотребления предприятия», судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В пункте 1 Приложения N 1 указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
В то же время, согласно части 2 этой же статьи, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила регистрации).
Пунктом 2 Правил регистрации предусмотрено, что информация об объектах классифицируется также по следующим разделам:
а) признаки объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
б) виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Согласно Письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 14 мая 2015 года №00-01-33/243 «О сетях газораспределения и газопотребления» в связи с подготовкой изменений и дополнений в Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе в части идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов, признать не подлежащими применению письма Ростехнадзора от 10.09.2014 N 00-04-05/1497, от 25.10.2013 N 00-01-35/1332 и от 23.08.2013 N 00-01-35/955.
До вступления в силу указанных изменений идентификацию сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов, их регистрацию, перерегистрацию в реестре опасных производственных объектов и исключение из реестра надлежит осуществлять в соответствии с действующими нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Поскольку газопроводы, газовые установки и газовое оборудование АО «БЛМЗ» являются неотъемлемой частью опасных производственных объектов "Участок литейный черных металлов" (III класс опасности) и «Участок литейный цветного литья» (III класс опасности), которые зарегистрированы в установленном порядке, регистрация опасного производственного объекта «Сети газопотребления предприятия» не требуется.
Поскольку в ходе рассмотрения жалобы нарушений требований ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в действиях АО «БЛМЗ» не усмотрено, проведение обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте «Сети газопотребления предприятия» не требуется.
Рассматривая доводы жалобы АО «БЛМЗ» в части составления двух административных протоколов в отношении должностного лица и юридического лица судья нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривает.
Рассматривая доводы жалобы АО «БЛМЗ» относительно несоразмерности административного штрафа, наложенного административным органом за указанные в Акте проверки <номер> а от 07 июля 2017 года нарушения, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании достоверно установлено, что при осуществлении деятельности Акционерным обществом «Балезинский литейно-механический завод» имелись нарушения требований Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФНиП, которые частично нашли свое отражение в Акте проверки <номер> а от 07 июля 2017 года, что позволяет суду прийти к выводу о виновности АО «БЛМЗ» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленные нарушения и назначенный Акционерному обществу «БЛМЗ» административный штраф, по мнению судьи, явно не соразмерен, назначен без учета и мотивации того, что ранее ОА «БЛМЗ» к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось. Возможность снижения административного штрафа и применения положения ч.3.2ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания административным органом не обсуждалась, финансовое положение юридического лица не изучалось.
С учетом изложенного, судья считает возможным жалобу Акционерного общества «Балезинский литейно-механический завод» удовлетворить частично, постановление по делу об административном правонарушении изменить. Исключить из мотивировочной части постановления указание на нарушение АО «БЛМЗ» промышленной безопасности в части организации и осуществления производственного контроля, а именно:
- не переоформлена в установленном порядке лицензия №ВП-46-000853(МС) от 06.04.2009г. на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в связи с изменением вида деятельности, установленной изменениями в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- не проведена регистрация опасного производственного объекта «Сети газопотребления предприятия» в государственном реестре опасных производственных объектов;
- не проведено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте «Сети газопотребления предприятия», с учетом чего снизить размер административного штрафа, применив положения ч.3.2ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для прекращения производства по делу в судебном заседании не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7ч.1п.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора Акционерного общества «Балезинский литейно-механический завод» В.Ю. Кудрякова – удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами, объектами нефтедобычи, газораспределения и газопотребления по Удмуртской Республике Западно-Уральского управления Ростехнадзора Горланкина С.В. <номер> от 08 ноября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Акционерное общество «Балезинский литейно-механический завод» и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200000 (Двести тысяч) рублей - изменить.
Исключить из мотивировочной части постановления указание на нарушение АО «БЛМЗ» промышленной безопасности в части организации и осуществления производственного контроля, а именно:
- указание на не переоформление в установленном порядке лицензии №ВП-46-000853(МС) от 06.04.2009 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в связи с изменением вида деятельности, установленной изменениями в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- указание на не проведение регистрации опасного производственного объекта «Сети газопотребления предприятия» в государственном реестре опасных производственных объектов;
- указание на не проведение обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте «Сети газопотребления предприятия».
Снизить размер административного штрафа назначенного Акционерному обществу «Балезинский литейно-механический завод» до 100000 (Сто тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано через Балезинский районный суд в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения решения.
Судья Балезинского районного суда УР В.В.Дзюин