РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Кырен 21 мая 2021 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
судьи Низовцева А.В.,
при секретаре Таряшиновой Б.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда административное дело № 2а-116/2021:
по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска к Медвежонкову Сергею Васильевичу о взыскании задолженности по налогам и пени в общей сумме 4 802 рубля 16 копеек;
по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия к Медвежонкову Сергею Васильевичу о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании задолженностипо налогам и пени в общей сумме 1 256 рублей 41 копейки;
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска обратилась в районный суд с административным иском к Медвежонкову С.В., в котором просит взыскать задолженностьпо налогам и пени в общей сумме 4 802 рубля 16 копеек.
Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Республике Бурятия обратилась в районный суд с административным иском к Медвежонкову С.В., в котором просит взыскать задолженность по обязательным платежам и взыскать задолженность по налогам, пени в общей сумме 1 256 рублей 41 копейку.
Определением Тункинского районного суда от 31 марта 2021 года вышеуказанные административные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска мотивированы тем, что Медвежонков С.В. состоит на учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска по регистрации по месту жительства. Ответчик в 2017-2018 годы имел в собственности квартиру, расположенную по адресу: г. Иркутск, ул. Кайская, 53-6. Физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения должны уплачивать налог на имущество. Налог подлежит уплате в порядке и сроки, установленные ст. 409 Налогового кодекса. За несвоевременную уплату налогов начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Медвежонкову С.В. начислено к уплате по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 года 4 755 рублей, пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2017-2018 года 47 рублей 16 копеек. В настоящее время задолженность по налогам в общей сумме 4 802 рубля 16 копеек Медвежонковым С.В. не уплачена. 10.02.2019, 19.01.2020 Медвежонкову С.В. направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 13855, 69097, которыми налогоплательщику предлагалось погасить задолженность, образовавшуюся по состоянию на 01.02.2019 и 26.12.2019 в срок до 20.03.2019 и 11.02.2020 года. Судебный приказ о взыскании задолженности от 14.07.2020 года № 2а-3137/2020 отменен 31.07.2020 года в связи с поступлением от Медвежонкова С.В. возражений относительно его исполнения. До настоящего времени задолженность в размере 4 802 рубля 16 копеек не уплачена.
Исковые требованияМежрайонной инспекции ФНС России № 8 по Республике БурятияМРИ мотивированы тем, что Медвежонков С.В. состоит на учете в МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия. В связи с неоплатой в установленный срок транспортного и земельного налога Медвежонкову С.В. было направлено требование № 97883 от 25.12.2019 года с предложением в срок до 07.04.2020 уплатить недоимку и пени в общей сумме 8 472 рубля 33 копейки.Истец обратился к мировому судье судебного участка Тункинского района Республики Бурятия с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Медвежонкова С.В. задолженности по транспортному и земельному налогу. Судебный приказ № 2а-3386/2020 от 27.07.2020 года о взыскании с должника Медвежонкова С.В. в доход государства недоимки по транспортному и земельному налогу за 2018 год в общей сумме 9 838 рублей 60 копеек отменен 18.08.2020 года в связи с поступившими возражениями от должника. Сумма задолженности, подлежащая взысканию составляет 1 256 рублей 41 копейку (по земельному налогу в размере 284 рубля и пени в размере 20 рублей 21 копейка, по транспортному налогу в размере 443 рубля и пени 509 рублей 20 копеек), в связи с частичной оплатой задолженности. Пени рассчитаны по стоянию на 25.01.2021 года.
В судебное заседание представители административных истцов ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска, МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Административный ответчик Медвежонков С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска и МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия.
Выслушав ответчика Медвежонкова С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по местужительствафизическоголица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Как следует из материалов дела в адрес должника Медвежонкова С.В. ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска были выставлены и направлены требования № 13855 от 01.02.2019 года об уплате пени в размере 35 рублей 29 копеек и налога в размере 2 332 рубля в срок до 20.03.2019 года и № 69097 от 26.12.2019 года об уплате пени в размере 11 рублей 87 копеек и налога в размере 2 423 рубля в срок до 11.02.2020 года.
Суммы налога и пени по указанным требованиям Медвежонковым С.В. в установленные сроки не уплачены.
Определением мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 31.07.2020 года судебный приказ № 2а-3137/2020 от 14.07.2020 года о взыскании с должника Медвежонкова С.В. в пользу ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов – 4 755 рублей, пени 47 рублей 16 копеек, всего на общую сумму 4 802 рубля 16 копеек, а также государственной пошлины в доход государства в размере 200 рублей отменен в связи с поступившими возражения должника относительного его исполнения.
В связи с чем, 03.02.2021 года в порядке статьи 48 НК РФ, статьи 286 КАС РФ ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска направлено в районный суд административное исковое заявление.
В адрес должника Медвежонкова С.В. Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Бурятия было выставлено и направлено требование № 97883 от 25.12.2019 года об уплате пени в размере 1 рубля 33 копеек, транспортного налога в размере 8 186 рублей, земельного налога в размере 284 рубля в срок до 07.04.2020 года.
Суммы налога и пени по указанным требованиям Медвежонковым С.В. в установленные сроки не уплачены.
Определением мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 18.08.2020 года судебный приказ № 2а-3386/2020 от 27.07.2020 года о взыскании с должника Медвежонкова С.В. в пользу МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия задолженности по транспортному налогу – 8 186 рублей, пени -113 рублей 45 копеек, транспортному налогу – 794 рубля, пени 423 рубля 06 копеек, земельному налогу – 284 рубля, пени 38 рублей 09 копеек, всего на общую сумму 9 838 рублей 60 копеек отменен в связи с поступившими возражения должника относительного его исполнения.
19.02.2021 года, в порядке статьи 48 НК РФ, статьи 286 КАС РФ МРИ ФНС России № 8 по Республики Бурятия направлено в районный суд административное исковое заявление.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48Налогового Кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Исковое заявление направленов суд административным истцом ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска 03.02.2021 года, административным истцом МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия 19.02.2021 года, то есть за пределами установленного законом срока, тем самым, истец пропустил срок подачи искового заявления о взыскании задолженности.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В данной ситуации своевременность подачи административных исковых заявления зависела исключительно от волеизъявления административных истцов, наличия у них реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию ими права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административными истцами не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оснований для восстановления административным истцам пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия и ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Медвежонкову С.В. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, суд исходит из того, что административными истцами пропущен процессуальных срок для обращения с административным иском к Медвежонкову С.В. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, оснований для восстановления процессуального срока не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявленияИнспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска к Медвежонкову Сергею Васильевичу о взыскании задолженности по налогам и пени в общей сумме 4 802 рубля 16 копеек.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия к Медвежонкову Сергею Васильевичу о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании задолженностипо налогам и пени в общей сумме 1 256 рублей 41 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья Тункинского районного суда А.В. Низовцев