Дело № 2-90/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Ишуткиной И.О.,
с участием представителя истцов Баевой О.В., действующей на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года
представителя ответчика Агалаковой Г.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 06 февраля 2018 года
дело по иску Смирновой Валентины Михайловны, Смирнова Сергея Алексеевича к администрации Беловского городского округа о признании дома ветхим, непригодным для проживанияпо критериям безопасности в результате ведения горных работ АООТ «Шахта «Пионерка», обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова В.М., Смирнов С.А. обратились в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о признании дома ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ АООТ «Шахта «Пионерка», обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Свои требования мотивируют тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Беловского нотариального округа ФИО7, зарегистрированного в реестре за №, истцы Смирнова В.М., Смирнов С.А., в порядке универсального правопреемства, приобрели право собственности, на жилой дом, назначение: жилое, общая площадь 44, 5 кв.м., по адресу: <адрес> приняв наследство после смерти ФИО10, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Смирнова В.М. фактически проживала (и проживает), зарегистрирована по месту жительства, по указанному адресу, с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время, истец Смирнов С.А. - с рождения по настоящее время.
Иного жилого помещения в собственности истцов нет. На момент ликвидации шахты проживали в указанном жилом доме.
Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, износ жилого дома составляет 66%. Жилой дом является ветхим, непригоден для проживания. По мнению истцов, причина приведения непригодности, ветхости жилого дома взаимосвязана с ведением горных работ на ликвидированной АООТ «Шахта Пионерка» (12.03.2004г., дата прекращения деятельности согласно выписки из ЕГРЮЛ).
Практически все жилые дома по <адрес> признаны ветхими, непригодными для проживания, в результате ведения горных работ, на ликвидированной АООТ «ШАХТА ПИОНЕРКА». Собственники жилых помещений и члены семей переселены из жилых помещений на подработанной местности.
Указанный жилой дом истцов не признан ветхим, непригодным для проживания, по критериям безопасности, в результате ведения горных работ АООТ «ШАХТА «ПИОНЕРКА», право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, за истцами не признано, в связи с тем, что истцы не включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной АООТ «ШАХТА ПИОНЕРКА», который подлежит ежегодному уточнению.
Истцы нуждаются в социальной помощи государства, в связи с аварийностью, ветхостью жилого дома, расположенного указанному адресу, подлежащего сносу, в результате ведения горных работ на АООТ Шахта «ПИОНЕРКА», в связи с отсутствием иного жилого помещения в собственности, в целях приобретения иного жилья, и их необходимо включить в списки граждан для переселения из ветхого жилья за счет средств федерального бюджета.
Перечисленное право истцов возникло на момент ликвидации шахты, однако, не было признано, по вине ответчика, который не произвел соответствующие мероприятия, впоследствии, собственник и члены семьи (истцы) не включены в указанный список. В связи с закрытым перечнем оснований для уточнения соответствующих списков граждан, до судебно разрешить спор не представляется возможным. Необходимо восстановить нарушенные права в судебном порядке.
В силу ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч.2, ч.4 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования. Одним из таких мероприятий являются: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (п. 8).
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 утверждены «Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков». Мероприятия по реструктуризации угольной промышленности финансируются из средств федерального бюджета в виде субвенций (социальных выплат). Субвенции предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Управление субвенциями осуществляется соответствующими местными органами исполнительной власти.
В частности, из выделяемых государством субвенций гражданам, проживающим в домах, подлежащих сносу, предоставляются субсидии на приобретение жилья взамен сносимого.
Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, согласно положениям ЖК РФ, гражданин, проживающий в доме, подлежащем сносу (в результате ведения горных работ), вправе требовать предоставления ему другого жилья по договору социального найма (а собственник - возмещения выкупной цены). В то же время в соответствии с указанными выше постановлениями Правительства РФ гражданин вправе требовать предоставления субсидии на приобретение жилья (в собственность) взамен сносимого.
В соответствии с подп.«а» п.5 «Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); п.8, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Субсидии предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членом семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.
Согласно п.2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01.11.2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Из анализа положений, закрепленных в Порядке, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности (т.е. граждане, подлежащие переселению, должны владеть домом на праве собственности либо проживать в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащем сносу, на основании договора социального найма на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности), и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Указанием Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 19.02.1996 г. г. № Е-25 принято решение о ликвидации АО «Шахта Пионерка».
В соответствии со ст.292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашения между собственником и членами его семьи.
Просят признать жилой дом, назначение: жилое, общая площадь 44, 5 кв.м., адрес (местоположение): <адрес> «А», ветхим, непригодным для проживания, по критериям безопасности, подлежащим сносу, в результате ведения горных работ АООТ «ШАХТА «ПИОНЕРКА». Обязать ответчика Администрацию Беловского городского округа Кемеровской области включить истцов Смирнову Валентину Михайловну, <данные изъяты>.р., м.р.: <адрес>, Смирнова Сергея Алексеевича, <данные изъяты>.р., м.р.: <адрес>, в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания, по критериям безопасности, в результате ведения горных работ на ликвидированной АООТ «ШАХТА ПИОНЕРКА».
В судебное заседание истцы Смирнов С.А., Смирнова В.М. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, на которых они основаны, дала показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Агалакова Г.В. не возражала против удовлетворения требований, в связи с тем, что согласно представленного заключения, дом рекомендован сносу по критериям безопасности, из-за последствий подработки шахтой «Пионерка».
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы по делу, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ собственник, чьи права нарушены, имеет право на защиту своего нарушенного права.
Согласно Федеральному закону РФ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования. Одним из таких мероприятий являются: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (п.8).
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428 утверждены "Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".
Мероприятия по реструктуризации угольной промышленности финансируются из средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов (социальных выплат). Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Управление межбюджетными трансфертами осуществляется соответствующими местными органами исполнительной власти.
Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Социальные выплаты предоставляются при условии что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющим обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счёт средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обстоятельства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина (п.11 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428).
Согласно п.2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01.11.2001 года N 308 переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В судебном заседании установлено, что Смирнова В.М., Смирнов С.А. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Беловского нотариального округа Кемеровской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ реестровый № (л.д.11).
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, Смирновой В.М., Смирнову С.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ принадлежали следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок по адресу: <адрес> «<адрес> на праве общей долевой собственности 1/2 доля в праве.
Аналогичные сведения содержатся в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Смирновой В.М. на праве общей долевой собственности: 1/2 доля в праве, принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> <адрес>», на основании Распоряжения Администрации г.Белово Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность» (л.д.25-26).
Как следует из домовой книги на домовладение по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> (л.д.21-23), Смирнова В.М., Смирнов С.А. зарегистрированы по указанному адресу.
Согласно справкам, выданным Филиалом № 2 БТИ г.Белово Смирнова В.М., <данные изъяты> года рождения, Смирнов С.А., <данные изъяты> года рождения не числятся собственниками строений в городе Белово и Беловском районе.
Как следует из технического паспорта жилого дома по адресу: <адрес> «<адрес>», составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого дома составляет 44,5 кв.м, год постройки 1968, процент износа 66 % (л.д.12-20).
Из сведений о юридическом лице АООТ шахта «Пионерка», размещенных на официальном сайте ФНС России, следует, что указанное юридическое лицо ликвидировано по решению суда 12.03.2004 года (л.д.30-34).
В соответствии с заключением СФ АО «ВНИМИ» от 09.10.2017 года №/з дом, расположенный по адресу: <адрес> «<адрес>», неоднократно подрабатывался горными работами АООТ шахты «Пионерка» по 1976 год. Суммарные горизонтальные деформации земной поверхности от горных работ ликвидированного АООТ шахты "Пионерка" для жилого дома по адресу: <адрес> «<адрес>» составили 16,3 мм/м, при допустимых деформациях - 3,4 мм/м.
Согласно выполненным расчётам, горные работы ликвидированного АООТ шахты "Пионерка" повлияли на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> «<адрес>», с суммарными горизонтальными деформациями земной поверхности, превышающими допустимые значения.
Согласно п.2.2 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:каменные дома с физическим износом свыше 70 %;
деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
Жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес><адрес><адрес>», согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, имеет физический износ 66 %, то есть является ветхим.
Причиной ветхого состояния жилого дома по адресу: <адрес> «<адрес>», является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундамента, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения горных работ, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированного АООТ шахты "Пионерка", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, жилой дом по адресу: <адрес> «<адрес>», может быть рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ «Шахта «Пионерка» (л.д.53-63).
Суд считет указанное экспертное заключение относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена на основании определения суда, эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертное заключение содержит сведения о специальности и стаже работы эксперта, мотивированные и полные выводы по поставленным вопросам со ссылкой на источники получения необходимой информации. Не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется. Сторонами данное заключение не оспаривалось.
Вышеизложенное, по мнению суда, дает истцам Смирновой В.М., Смирнову С.А. право заявлять требования о включении их в список для переселения из ветхого жилья. Истцы проживают и имеют регистрацию в спорном жилом доме по <адрес> «<адрес>», другого жилья не имеют.
Право собственности у истцов установлено, принадлежащее им жилое помещение признано непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, по мнению суда, юридически значимые обстоятельства установлены. В этой связи требования истцов подлежат удовлетворению. Целью предоставления социальных выплат является обеспечение жильем граждан, лишившихся жилых помещений в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, и не имеющих других жилых помещений. Государство, предоставляя гражданам право на получение социальной выплаты гарантирует гражданам, лишившимся жилья в результате ведения горных работ, и не имеющих других жилых помещений, право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
На основании представленных доказательств в их совокупности, положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о полном удовлетворении завяленных требований с учетом установленных обстоятельств по делу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>«<адрес> ветхим, непригодным для проживания, по критериям безопасности, подлежащим сносу, в результате ведения горных работ АООТ «ШАХТА «ПИОНЕРКА».
Обязать Администрацию Беловского городского округа Кемеровской области включить Смирнову Валентину Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Смирнова Сергея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Список сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию АООТ «ШАХТА ПИОНЕРКА».
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Председательствующий (подпись) А.В. Шпирнов