11RS0001-01-2021-001119-83 Дело № 2а-3435/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Колокольниковой П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
10 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Афхалимова Руслана Мухамедьяновича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Афхалимов Р.М. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении. Требования мотивированы тем, что действиями (бездействием) административных ответчиков, пренебрегавшими мерами предосторожности, был заражен коронавирусной инфекцией. В результате не оказания своевременной медицинской помощи работниками Филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России 23 октября 2020 года в машине скорой медицинской помощи был доставлен в ГБУЗ «Коми Республиканскую больницу» с высокой температурой, с диагнозом «вирусная пневмония» с поражением легких на 75% помещен в «красную зону» травматологического отделения.
Определением судьи от 13 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец Афхалимов Р.М., проведенной с использованием видео-конференц-связи, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Гиниатулин Е.Ш. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать, поскольку медицинская помощь осужденному оказывалась своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Рижко О.В. с административным исковым заявлением не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. Возражения мотивированы тем, что диагноз коронавирусная инфекция осужденному Афхалимову Р.М. установлен не был, сотрудниками исправительного учреждения для предотвращения и недопущения распространения коронавирусной инфекции проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, медицинская помощь была оказана административному истцу своевременно и надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном поименованным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу статьи 218 и положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, осужденный Афхалимов Р.М., ..., отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 01 мая 2017 года. В данном исправительном учреждении наблюдается в филиале «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России».
Согласно медицинской документации, в оспариваемый период, осужденный прибыл из филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России 11 октября 2020 года. По прибытии осмотрен терапевтом. ...
19 октября 2020 года осмотрен врачом – терапевтом, Афхалимов Р.М. предъявлял жалобы на выраженную общую слабость, ломоту в теле, боли в мышцах. Из анамнеза болен второй день. Объективно: .... Диагноз: «...». Назначено: ...; назначен постельный режим по 21 октября 2020 года, ОАК – полный анализ крови, который был готов 20 октября 2020 года.
21 октября 2020 года осужденный не явился на прием.
23 октября 2020 года осмотр терапевтом. Осужденный предъявлял жалобы на слабость, ломоту, повышение температуры до 38, кашель сухой. Объективно врачом зафиксировано: состояние относительно удовлетворительное. ... Рекомендована явка 24 октября 2020 года.
23 октября 2020 года расшифрован анализ крови осужденного; проведено ЭКГ.
24 октября 2020 года осмотр терапевтом. При осмотре осужденный предъявлял жалобы на одышку, утомляемость, общую слабость, кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой. Объективно врачом установлено: ... Диагноз: «...» Назначено: ...; госпитализация в ГБУЗ Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница» в экстренном порядке.
24 октября 2020 года на базе ГБУЗ Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница» проведено КТ ОГК – ... (заключение: ... (...).
31 октября 2020 года повторное проведение КТ ОГК с целью контроля (заключение: .... ...).
От 26 октября 2020 года, 29 октября 2020 года ...
С 24 октября 2020 года по 02 ноября 2020 года находился на стационарном лечении в ГБУЗ Республики Коми Коми республиканская клиническая больница» с диагнозом «...». Выписан осужденный в стабильном состоянии, с положительной динамикой.
02 ноября 2020 года осужденный осмотрен по прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. При осмотре предъявлял жалобы на общую слабость, затруднение дыхания, одышку при минимальной физической нагрузке. Диагноз: «...». Рекомендована явка 05 ноября 2020 года.
05 ноября 2020 года при осмотре осужденный предъявлял жалобы на одышку, слабость. Диагноз прежний. Назначен контрольный ОАК.
09 ноября 2020 года осужденный осмотрен с результатами ОАК. При осмотре предъявлял жалобы на одышку, слабость, увеличение в объеме живота. .... Диагноз: «...». ...»?
По телефонному разговору с заведующим гематологического отделения ГБУЗ Республики Коми «Коми республиканский онкологический диспансер» Брайдаковым А.В. получена рекомендация: еженедельный контроль ОАК, назначение т. ..., решение вопроса о направлении осужденного на стационарное обследование в условиях филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
13 ноября 2020 года осужденный осмотрен перед убытием этапом в инфекционное отделение филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, где проходил стационарное лечение и обследование с 14 ноября 2020 года по 07 декабря 2020 года с диагнозом: «...». Выписан осужденный в удовлетворительном состоянии, даны рекомендации.
07 декабря 2020 года осужденный осмотрен врачом – терапевтом по прибытии. Диагноз: «Цирроз ...». Назначено: ...
28 декабря 2020 года проведена контрольная КТ ОГК: состояние после перенесенной пневмонии, обширные остаточные изменения.
Из справки, составленной заместителем начальника отдела – врача ООЛПР ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Булыгина П.В. следует, что Афхалимов Р.М. обратился впервые за медицинской помощью 19 октября 2020 года на второй день после начала заболевания. Осужденному была рекомендована явка 21 октября 2020 года, однако, на прием в назначенную дату не явился. Явился 23 октября 2020 года. В справке врачом отмечено, что одним из основных факторов положительного исхода острого заболевания является своевременное назначение патогенетической терапии именно на ранних стадиях (в начале заболевания) с целью предупреждения осложнений. Патогенетическое лечение, назначенное 23 октября 2020 года: антибиотикотерапия; антигистаминные, отхаркивающие, нестероидные противовоспалительные препараты – могли быть назначены врачом-терапевтом ранее при своевременной явке осужденного в медицинскую часть. Заболевание у осужденного развилось стремительно.
Согласно статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 7 названной статьи, порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 указанной статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В силу пункта 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения (подпункт 2 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314).
В соответствии с абзацем 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года№ 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в местах лишения свободы (далее - Порядок), который в силу пункта 1 устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах (далее - СИЗО, лица, заключенные под стражу, соответственно), а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - осужденные, учреждения УИС, УИС соответственно), в соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации)
Организация медицинской помощи осужденным, а также контроль качества ее оказания и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляется ФСИН России; ведомственный контроль установлен в зависимости от принадлежности лечебно-профилактического учреждения или медицинского подразделения (пункт 3 указанного Порядка).
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном руководителями данных организаций (пункт 4 указанного Порядка).
В силу пункта 13 Порядка для оказания медицинской помощи осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения.
В ходе рассмотрения настоящего спора, установлено, в том числе из объяснений административного истца, что нарушение своих прав истец связывает с действиями (бездействием) административных ответчиков, которые, по его мнению, пренебрегали мерами предосторожности, в результате чего был заражен коронавирусной инфекцией и поскольку ему не была оказана своевременно медицинская помощь был доставлен к критическом состоянии в ГБУЗ Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница».
В пункте 21 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В пункте 1 («Рекомендации») «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 10 (08.02.2021)» (утв. Минздравом России) (вместе с «Инструкцией по проведению диагностики COVID-19 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот», «Инструкцией по проведению диагностики COVID-19 с примением иммунохимических методов», «Рекомендованными схемами лечения в амбулаторных условиях», "Рекомендованными схемами лечения в условиях стационара»", «Рекомендованными схемами медикаментозной профилактики COVID-19», "Инструкцией по соблюдению мер инфекционной безопасности для выездных бригад скорой медицинской помощи») указано, что рекомендовано выбирать методы визуализации при известной/предполагаемой COVID-19 инфекции дифференцированно, в соответствии с имеющимися оборудованием и кадровыми ресурсами медицинской организации, а также структурой и количеством обследуемых пациентов. Применение РГ, КТ и УЗИ для скрининга (выявления патологии при отсутствии клинических симптомов) внебольничных пневмоний в целом и при COVID-19 в частности нецелесообразно.
В пункте 3 данных рекомендаций указано, что применение лучевых методов у пациентов с симптомами ОРВИ легкой степени тяжести и стабильном состоянии пациента, возможно только по конкретным клиническим показаниям, в том числе при наличии факторов риска, при условии достаточных технических и организационных возможностей. Методом выбора в этом случае является КТ легких по стандартному протоколу без внутривенного контрастирования или РГ при ограниченной доступности КТ. Использование УЗИ в этих случаях нецелесообразно. Применение КТ исследования в сроки ранее 3 - 5 дней с момента появления симптомов заболевания является нецелесообразным. Пункт 4 содержит в себе указание на то, что все выявляемые при лучевых исследованиях признаки, включая КТ-симптомы, не являются специфичными для какого-либо вида инфекции и не позволяют установить этиологический диагноз. Вне клинической (эпидемической) ситуации они не позволяют отнести выявленные изменения к пневмонии COVID-19 и дифференцировать их с другими пневмониями и невоспалительными заболеваниями. Данные лучевого исследования не заменяют результаты обследования на РНК SARS-CoV-2. Отсутствие изменений при КТ не исключают наличие COVID-19 и возможность развития пневмонии после проведения исследования.
Как следует из представленных при рассмотрении спора доказательств, в том числе пояснений участников процесса, медицинской документации осужденного, доказательств заражения новой коронавирусной инфекцией административного истца в условиях исправительного учреждения не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Из материалов дела следует, что в отношении административного истца были дважды проведены лабораторные исследования на наличие РНК SARS-Cov-2 c учетом клинических проявлений данного заболевания (от 26 и 29 октября 2020 года), результаты которых показали отрицательный результат.
Вместе с тем, учитывается, что при наличии факторов, свидетельствующих о случае, подозрительном на коронавирусную инфекцию, вызванную SARS-Cov-2, медицинскими работниками медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России проводился комплекс клинических обследований для определения степени тяжести состояния осужденного Афхалимова Р.М., включающий сбор анамнеза, физическое обследование, исследование диагностического материала (сбор крови и расшифровка его результатов), применена инструментальная диагностика (пульсоксиметрия с измерением SpO2) для выявления дыхательной недостаточности. По результатам проведенного комплекса клинического обследования, врачом медицинской части при исправительном учреждении решен вопрос об оказании медицинской помощи Афхалимову Р.М. в условиях стационара, его госпитализации в ГБУЗ Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница». Судом принимается во внимание действия медицинского работника медицинской части №1 по направлению осужденного в ГБУЗ Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница», где имеется подготовленный врачебный персонал, в условиях которого возможно выполнение требуемого объема исследований для оказания эффективной терапии, выбора тактики лечения и проведения дополнительного обследования, лучевой диагностики (КТ ОГК) и в случае необходимости медицинского инструментального вмешательства.
Судом также принимается во внимание несвоевременное обращение административного истца за медицинской помощью (на второй день после начала заболевания- 19 октября 2020 года), последующая его неявка в указанную врачом дату (21 октября 2020 года), его явка только на третий день (23 октября 2020 года), что отсрочило проведение дополнительных исследований, своевременное назначение лечебной терапии, правильной методики лечения с целью предупреждения осложнений.
Оценив приведенные обстоятельства, суд не усматривает оснований, позволяющих судить о нарушении со стороны административного ответчика условий содержания в исправительном учреждении, свидетельствующих о нарушении прав Афхалимова Р.М., в рассматриваемом случае административным ответчиком не допущено бездействия, медицинская помощь осужденному оказывалась надлежащим образом и своевременно, с учетом клинической картины и лабораторных исследований назначалось соответствующее его состоянию здоровья лечение, объем и порядок оказания медицинской помощи не противоречит Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства юстиции от 28 декабря 2017 года № 288.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, полагаю, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия), предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем, требование Афхалимова Р.М. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, выразившиеся в заражении его новой коронавирусной инфекцией и неоказании квалифицированной медицинской помощи, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Афхалимова Руслана Мухамедьяновича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, выразившиеся в заражении его новой коронавирусной инфекцией и неоказании квалифицированной медицинской помощи, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Мотивированное решение составлено 28 июня 2021года.