Решение по делу № 3а-177/2021 от 06.05.2021

Дело №3а-177/2021

                                                        УИД 21OS0000-01-2021-000093-79

                           

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 июня 2021 года                                           г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Э.А.

при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Юрат» Старикова И.Г.,

представителя административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Марковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юрат» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Юрат» (далее – ООО «Юрат») обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, мотивировав тем, что обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами , расположенный по адресу: <адрес>, и , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15702600 рублей, земельного участка с кадастровым номером - 17386155 рублей 34 копейки. Между тем, на основании отчета рыночная стоимость земельного участка и по состоянию на ту же дату составляет 11150977 рублей 40 копеек и 9627763 рубля 85 копеек соответственно. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав и законных интересов административного истца, так как ведет к необоснованному увеличению земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельных участков:

1) с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 11150977 рублей 40 копеек;

2) с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 9627763 рублей 85 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Юрат» Стариков И.Г. просил удовлетворить административное исковое заявление.

Явившаяся на заседание суда представитель административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Маркова Е.В. разрешение административного искового заявления ООО «Юрат» оставила на усмотрение суда, замечаний к представленному административным истцом отчету о рыночной стоимости земельных участков не имела.

Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» в отзыве на административное исковое заявление ООО «Юрат» указало, что разрешение требований административного иска оставляет на усмотрение суда, установленная отчетом об оценке рыночная стоимость спорных земельных участков несущественно (на 36% и 39%) превышает их кадастровую стоимость, что является приемлемым и допустимым расхождением в оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, не может свидетельствовать о допущенной ошибке при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости. Просил рассмотреть административное дело без участия их представителя.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике суду сообщило об отсутствии возражений на административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков, просило рассмотреть дело без участия их представителя.

Заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары представило заявление о рассмотрении дела без участия представителя налогового органа.

На основании ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 и п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке", вступившим в силу с 1 января 2017 года.

При этом Федеральным законом от 31.07.2020 № 269- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон №237-ФЗ).

В частности, ст.22 Федерального закона №237-ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч.4 ст.7 Федерального закона № 269- ФЗ).

Федеральный закон №237-ФЗ дополнен ст.22.1, из ч.1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).

В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22, 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости;

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, не применяются положения ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ, рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке (п.1, пп.«а» п.2, пп.«а-в» п.3 ч.2, ч.3 ст.6 Федерального закона № 269-ФЗ).

По смыслу вышеуказанных норм, установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.

Как следует из материалов дела, ООО «Юрат» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами , расположенный по адресу: <адрес>, и , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 11.04.2021.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года №512 установлено, что с 1 января 2017 года проведение государственной кадастровой оценки на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке".

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года №391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (в настоящее время – бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.04.2020 №149).

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года № 485 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 17386155 рублей 34 копейки (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15702600 рублей (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п.1 ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков затрагивает права и обязанности административного истца.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В обоснование заявленного требования административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 21 апреля 2021 года, подготовленный <данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 11150977 рублей 40 копеек (с кадастровым номером ) и 9627763 рубля 85 копеек (с кадастровым номером ).

Оценивая указанный отчет, суд отмечает следующее.

Определение рыночной стоимости земельных участков произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611.

Представленный отчет содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.

Определение рыночной стоимости исследуемых объектов осуществлено с применением сравнительного подхода, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов. Отказ от использования доходного и затратного подходов к оценке объектов исследования специалистом обоснован и сомнений не вызывает. В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты исследования, количественные и качественные характеристики объектов и элементов, входящих в их состав, анализ рынка объектов оценки, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на их рыночную стоимость. Специалист верно определил сегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования объектов оценки, подобранные экспертом аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям п.22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)».

Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц доводов о необоснованности и противоречивости отчета, представленного административным истцом, не высказывали, ходатайств о проведении экспертизы не заявляли.

При изложенном оснований для вывода о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости спорных объектов у суда не имеется, он содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности.

Учитывая изложенное, суд признает вышеуказанный отчет об оценке надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости объектов недвижимости, и считает возможным при определении рыночной стоимости земельных участков руководствоваться представленным административным истцом отчетом об оценке. Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость спорных земельных участков, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.

Соответственно, заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежит удовлетворению.

Сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, а также недостоверности отчетов, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методами проведения оценки, в связи с этим установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объектов недвижимого имущества, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст.22 Федерального закона № 237- ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Чувашской Республики (в результате массовой оценки) применяются с 1 января 2020 года, а заявление об оспаривании установленной кадастровой стоимости в отношении спорных объектов подано 6 мая 2021 года, подлежит установлению кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости в размере рыночной, на период с 1 января 2021 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенных по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости либо в случае изменения характеристик указанных объектов недвижимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости измененных характеристик.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

установить кадастровую стоимость земельных участков:

общей площадью кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 11150 977 (одиннадцать миллионов сто пятьдесят тысяч девятьсот семьдесят семь) рублей 40 копеек;

общей площадью кв.м. с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 9627 763 (девять миллионов шестьсот двадцать семь тысяч семьсот шестьдесят три) рублей 85 копеек.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 мая 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составлено 9 июня 2021 года.

Председательствующий                                     Э.А. Степанова

3а-177/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Юрат"
Ответчики
БУ "Чуваштехинвентаризация"
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
Кабинет Минситров ЧР
Другие
Администрация г. Чебоксары
Стариков И.Г.
Управление Росреестра "
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Степанова Э.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
06.05.2021Регистрация административного искового заявления
07.05.2021Передача материалов судье
11.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2021Судебное заседание
03.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее