Решение по делу № 8Г-4831/2024 [88-6575/2024] от 15.02.2024

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    УИД 51RS0001-01-2023-002266-39

    № 88-6575/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                                     15 апреля 2024 г.

         Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего     Черлановой Е.С.,

    судей     Григорьевой Ю.А., Птоховой З.Ю.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2803/2023 по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Российской Федерации к администрации г. Мурманска, Комитету имущественных отношений г. Мурманска об обязании произвести определенные действия, по кассационной жалобе Комитета имущественных отношений г. Мурманска на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 15 ноября 2023 г.

     Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения прокурора Малышева Я.В., возражавшего против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации г. Мурманска о возложении обязанности произвести определенные действия.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом. По результатам проведенной проверки установлено, что 5 апреля 2021г. ГОУП «Мурманскводоканал» представило в Комитет имущественных отношений г. Мурманска информацию по участку сети холодного водоснабжения, проходящему в районе домов №№61, 63 по ул. Радищева, №№2, 4 по ул. Полухина, №4/6 по ул. Фролова в г. Мурманске, обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.

Приказом Комитета имущественных отношений г. Мурманска от 16 апреля 2021г. №511 отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено провести мероприятия по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении указанного объекта недвижимого имущества. По истечении одного года со дня постановки на учет объекта недвижимого имущества, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества. 20 января 2022г. спорный объект недвижимого имущества принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области как бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером 51:20:0000000:16696. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией г. Мурманска меры по принятию указанного объекта в муниципальную собственность не приняты.

Просил суд обязать ответчика оформить право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - участок сети холодного водоснабжения, проходящего в районе домов №№61, 63 по ул. Радищева, №№2, 4 по ул. Полухина, №4/6 по ул. Фролова в г. Мурманске.

Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от 29 мая 2023г., к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет имущественных отношений города Мурманска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, - ГОУП «Мурманскводоканал».

    Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 7 июня 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 15 ноября 2023 г., исковые требования прокурора удовлетворены.

На администрацию города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска возложена обязанность оформить в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - участок сети холодного водоснабжения в районе домов №№ 61,63 по ул. Радищева, №№ 2,4 по ул. Полухина, № 4/6 по ул. Фролова в г. Мурманске, кадастровый номер 51:20:0000000:16696, протяженностью 147 метров.

В кассационной жалобе Комитет имущественных отношений города Мурманска просит об отмене указанных судебных актов, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.

Ответчики, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом, в ходе которой установлено, что 5 апреля 2021г. ГОУП «Мурманскводоканал» представило в Комитет имущественных отношений г. Мурманска информацию по участку сети холодного водоснабжения, проходящему в районе домов №№61, 63 по ул. Радищева, №№2, 4 по ул. Полухина, №4/6 по ул. Фролова, обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.

23 апреля 2021г. между администрацией г. Мурманска и ГОУП «Мурманскводоканал» заключено соглашение о взаимодействии, предметом которого является определение порядка взаимодействия по вопросам выявления, передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, оформления права собственности муниципального образования г. Мурманск на бесхозяйные объекты в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 2.1 Соглашения, стороны объединяют свои усилия и осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям: выявление бесхозяйных объектов; подготовка необходимых документов и постановка Бесхозяйных объектов на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; передача бесхозяйных объектов в эксплуатацию организации ВКХ; эксплуатация бесхозяйнъпс объектов организацией ВКХ; своевременное обращение в суд с требованием о признании права собственности муниципального образования город Мурманск на бесхозяйные объекты по истечении года со дня постановки таких бесхозяйные объектов на учет в ЕГРН; своевременная государственная регистрация права собственности муниципального образования город Мурманск на основании решения суда, вынесенного в отношении бесхозяйных объектов.

В соответствии с п. 3.1 Соглашения, при выявлении бесхозяйного объекта уполномоченное структурное подразделение администрации - Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска организует совместный осмотр бесхозяйных объектов с представителями организации ВКХ и управляющих компаний (при необходимости) в дни, установленные в организации ВКХ в качестве постоянных дней для осмотра и приема в эксплуатацию бесхозяйных объектов.

В ходе осмотра составляется акт обследования, в котором указывается фактическое состояние объекта, его индивидуализирующие характеристики (диаметр, материал) и конфигурация (условная схема прохождения участка сети).

По итогам осмотра Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обращается в уполномоченное структурное подразделение администрации - Комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйнойё вещи в отношении бесхозяйного объекта, с приложением акта обследования.

Комитет имущественных отношений г.Мурманска на основании своего приказа проводит мероприятия по установлению признаков бесхозяйной вещи, результатом которых является признание вещи бесхозяйной, то есть не имеющей собственника, организует изготовление технической документации на бесхозяйный объект и обеспечивает постановку на учет бесхозяйного объекта в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, либо прекращение мероприятий в связи с выявлением собственника объекта.

В случае признания Комитетом имущественных отношений г. Мурманска объекта бесхозяйным, на этапе подготовки документов, необходимых для постановки бесхозяйного объекта на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, комитет имущественных отношений г. Мурманска формирует перечень бесхозяйных объектов и направляет его в комитет жилищной политике администрации г. Мурманска с указанием контактных данных кадастрового инженера, который будет осуществлять изготовление технической документации.

Комитет имущественных отношений г. Мурманска не позднее 3 месяцев с момента истечения года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой объект в соответствии с действующим законодательством.

ГОУП «Мурманскводоканал» обратилось в Комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о выявлении участка сети холодного водоснабжения, проходящий в районе домов №№61, 63 по ул.Радищева, №№2, 4 по ул. Полухина, №4/6 по ул. Фролова, обладающих признаками бесхозяйного недвижимого имущества.

16 апреля 2021г. Комитетом имущественных отношений г. Мурманска издан приказ №6 о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи.

В соответствии с пунктом 1.1 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено провести мероприятия по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта недвижимости; участок сети холодного водоснабжения, проходящий в районе домов №№61, 63 по ул. Радищева, №№2, 4 по ул. Полухина, №4/6 по ул. Фролова.

Согласно пункту 1.2 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено обеспечить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по мурманской области в качестве бесхозяйных объектов недвижимое имущество, указанное в пункте 1.1 Приказа.

В силу пункта 1.3 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено по истечении одного года со дня постановки на учет объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.1 настоящего приказа, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности.

Согласно сведениям, представленным на основании направленных запросов, спорный участок сети водоснабжения в реестрах федерального имущества, государственного имущества Мурманской области не учитывается, на балансе ГОУП «Мурманскводоканал» не состоит, в хозяйственное ведение предприятия не передавалось, им не обслуживается, право собственности на него в установленном порядке не регистрировалось.

20 января 2022г. объект недвижимого имущества - участок сети холодного водоснабжения, проходящий в районе домов №№61, 63 по ул. Радищева, №№2, 4 по ул. Полухина, №4/6 по ул. Фролова, принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, как бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером 51:20:0000000:16696, что следует из выписки от 20.01.2021.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, которым утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, устанавливающий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установив, что спорный участок водопроводной сети является бесхозяйным недвижимым имуществом, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку бездействие администрации г. Мурманска по непринятию мер к постановке на учет спорного объекта бесхозяйного недвижимого имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права неопределённого круга лиц.

Также суд исходил из того, что спорный участок системы водоснабжения не является государственной, муниципальной собственностью, на балансе организаций и предприятий не состоит, его собственник не определен, он ни за кем не закреплен, никто не следит за его технических состоянием, то есть является бесхозяйным, а Комитетом имущественных отношений г. Мурманска уже совершены необходимые действия по выявлению и постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного, за исключением предусмотренного действующим законодательством и Соглашением о взаимодействии оформления права собственности муниципального образования на такой объект.

С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.

Отклоняя доводы апелляционных жалоб о том, что спорный участок является единым недвижимым комплексом в составе технологического комплекса Областное производственное объединение водопроводно- канализационного хозяйства «Облводоканал» города Мурманска, судебная коллегия сослалась на сведения, содержащиеся в выписке о зарегистрированных правах на спорный объект и представленных документов, согласно которым участок водопроводной сети является самостоятельным объектом.

Также указала, что исходя из положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ГОУП «Мурманскводоканал», как ресурсоснабжающая организация, осуществляет эксплуатацию участка сети холодного водоснабжения для обеспечения участка сети холодного водоснабжения домов №2,3,4,5 по улице Полухина и №1 по переулку Дальнему в г.Мурманске, ввиду того, что они используются для обеспечения водоснабжения и присоединены к сетям ГОУП «Мурманскводоканал», в связи с чем несет обязанность по их обслуживанию.

Вместе с тем, такая обязанность ГОУП «Мурманскводоканал» не освобождает орган местного самоуправления от исполнения предусмотренных теми же положениями закона полномочий в отношении выявленного бесхозяйного имущества.

Кроме того, использование в целях оказания услуг бесхозяйного участка холодного водоснабжения лицом, осуществляющим эксплуатацию сетей - ГОУП «Мурманскводоканал», как единой ресурсоснабжающей организацией на территории городского округа, не свидетельствует о том, что данное лицо является собственником спорного участка коммунальной сети.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления, не принят судом второй инстанции во внимание, поскольку согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Вместе с тем, указано, что несмотря на то, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местною самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» напрямую не регулируют общественные отношения, связанные с бесхозяйными вещами и постановкой их на учет, заключенное в их развитие Соглашение между администрацией г. Мурманска и ГОУП «Мурманскводоканал», предметом которого является определение порядка взаимодействия по вопросам выявления, передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, предусматривает оформление права собственности муниципального образования г.Мурманск на бесхозяйные объекты в соответствии с действующим законодательством и предусматривает совершение ответчиком действий по постановке выявленных бесхозяйных объектов на учет, а также последующее оформление права муниципальной собственности на них.

Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию данного объекта водоснабжения, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, а также должного контроля за его состоянием и функционированием, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций, затопления, угрозы санитарному благополучию населения.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении судами к спорным правоотношениям положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации основаны на ошибочном понимании норм материального права.

В силу пункта 1 статьи 130, статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» сети водопровода, будучи подземными инженерными сооружениями длительного использования, по своему правовому статусу относятся к объектам недвижимости, следовательно, спорный участок водопровода также является объектом недвижимости, не имеющего собственника.

Иные доводы заявителя повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объема доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.

Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Несогласие заявителя жалобы с выводами судов нижестоящих инстанций, основанными на нормах закона, установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.

              Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

    решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 15 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений г. Мурманска – без удовлетворения.

         Председательствующий

         судьи

8Г-4831/2024 [88-6575/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска
Ответчики
Администрация г.Мурманска
Комитет имущественных отношений г.Мурманска
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Птохова Злата Юрьевна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
15.04.2024Судебное заседание
15.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее