Судья Струкова П.С. дело № 2-2504/2022 г.
(первая инстанция)
дело № 33-2342/2023 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Донсковой М.А., Савиной О.В.,
при участии секретаря – Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционные жалобы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Государственного казенного учреждения города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 29 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску Прокуратуры Гагаринского района города Севастополя к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Государственному казенному учреждению города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Государственное бюджетное учреждение «Горсвет», Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя, об обязании совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» и, уточнив требования, просил обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу профинансировать расходы ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» по обустройству на автомобильной дороге 67 ОП РЗ 67 К-10 <адрес> на участке с 4 км +400 м по 7 км +098 м, стационарного электрического освещения автомобильной дороги и тротуара, а также на автомобильной дороге 67 ОП МЗ 67 Н-144 <адрес> (дублер, четная сторона) стационарного электрического освещения, предусмотренных п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также обязать Дирекцию в течение 12 месяцев с момента выделения денежных средств произвести данные работы на вышеперечисленных участках дороги. В обоснование заявленных требований иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения ответчиками законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на автомобильной дороге 67 ОП МЗ 67 Н-144 пр<адрес> (дублер, четная сторона) отсутствует стационарное электрическое освещение, а на автомобильной дороге 67 ОП РЗ 67 К-10 <адрес> на участке с 4 км + 400 м по 7 км + 098 м отсутствуют электрическое освещение автодороги и тротуар, что не соответствует требованиям п.п. 4.5.1.1 и 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. А поскольку непринятие ответчиками необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения, то прокурор был вынужден обратиться с данным иском в суд.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29.11.2022 г. иск удовлетворен, на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу профинансировать расходы ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» по обустройству на автомобильной дороге 67 ОП РЗ 67 К-10 <адрес> на участке с 4 км + 400 м по 7 км + 098 м, стационарного электрического освещения автомобильной дороги и тротуара, а также на автомобильной дороге 67 ОП МЗ 67 Н-144 <адрес> (дублер, четная сторона) стационарного электрического освещения, предусмотренных п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» обязано в течение 12 месяцев после предоставления денежных средств обустроить на автомобильной дороге 67 ОП РЗ 67 К-10 <адрес> на участке с 4 км + 400 м по 7 км + 098 м, стационарное электрическое освещение и тротуар, а также на автомобильной дороге 67 ОП МЗ 67 Н-144 <адрес> (дублер, четная сторона) стационарное электрическое освещение, предусмотренные п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Не согласившись с указанным решением, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит об отмене решения и отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы апеллянт полагает, что суд при разрешении дела не полно выяснил обстоятельства дела, при принятии решения не учел фактические обстоятельства дела, допустил неправильное применение норм материального и процессуального права, что привело к принятию незаконного решения.
В поданной ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» на указанное решение апелляционной жалобе апеллянт также просит об отмене решения и отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на незаконность решения в виду допущенных судом нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права. Апеллянт также полагает, что при рассмотрении дела суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные судом обстоятельства являются недоказанными, изложенные в решении выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 12 Федерального Закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 вышеуказанного закона, задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ст. 3 вышеуказанного закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 17 вышеуказанного закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 вышеуказанного закона, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ст. 3 вышеуказанного закона, к элементам обустройства автомобильных дорог, относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии со ст. 34 вышеуказанного закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ч. 1 ст. 33 вышеуказанного закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу положений ст. 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 г. № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.
В соответствии со ст. 26 Закона города Севастополя от 30.04.2014 г. № 5-ЗС, Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет городскую политику в области развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городского хозяйства.
В соответствии с п. п. 1-3 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 г. № 849-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
Целями деятельности данного исполнительного органа является обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования дорожного хозяйства, обеспечивающего социально- экономические потребности населения города Севастополя.
Основными задачами деятельности исполнительного органа является обеспечение безопасного и устойчивого развития транспортного комплекса, формирование современного транспортного комплекса и моделей управления транспортным комплексом, сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно пп. 9, 15 п. 9.10 вышеуказанного Положения о Департаменте, для реализации указанных целей и задач Департамент осуществляет выполнение функции государственного заказчика на разработку концепций, проектов, схем, норм и программ развития и функционирования транспортной системы и дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствии с адресной инвестиционной программой, а также по другим направлениям деятельности в соответствии с законами города Севастополя, иными правовыми актами; координацию в пределах своей компетенции деятельности организаций, осуществляющих работы по строительству объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и дорожных объектов, вне зависимости от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
В соответствии с п. 2.2 Устава ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», утвержденного приказом Департамента от 26.04.2021 г. № 18-о, к основным целям деятельности учреждения относится: осуществление функций заказчика для обеспечения государственных нужд в сфере дорожной деятельности и транспорта на территории города Севастополя, поддержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в надлежащем эксплуатационном состоянии, в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и груза, улучшение условий для безопасного дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, что прокуратурой Гагаринского района была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
По результатам проверки установлено, что на автомобильной дороге 67 ОП МЗ 67 Н-144 <адрес> (дублер, четная сторона), а также на автомобильной дороге 67 ОП РЗ 67 К-10 <адрес> на участке с 4 км +400 м по 7 км+098 м в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение автомобильной дороги, на автомобильной дороге 67 ОП РЗ 67 К-10 <адрес> на участке с 4 км +400 м по 7 км+098 м, в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар.
Судом также установлено, что ГБУ «Горсвет», являясь подведомственной организацией Департамента городского хозяйства города Севастополя, в рамках своей уставной деятельности создано в целях удовлетворения общественных потребностей в обеспечении наружным (уличным), декоративным (архитектурно-художественным), праздничным освещением обслуживанием объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя.
Также, в рамках уставной деятельности и в рамках исполнения мероприятий Государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», утв. Постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 г. № 1112-ПП ГБУ «Горсвет» обеспечивает устранение физического и морального износа объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя, а также обеспечивает улучшение эксплуатационных показателей за счет проведения текущих и капитальных ремонтов объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя.
Объекты для проведения работ по обустройству наружным освещением в рамках капитального ремонта определяются исходя из доведенного до ГБУ «Горсвет» объема бюджетного финансирования, а также потребности, которая определяется на основании предписаний и обращений контрольно-надзорных органов, УГИБДД УМВД России по г. Севастополю, обращений граждан. ГБУ «Горсвет» направляет на рассмотрение в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя планируемые объекты наружного освещения для проведения капитальных ремонтов, после чего планы рассматриваются и утверждаются Департаментом городского хозяйства города Севастополя.
Из пояснений ГБУ «Горсвет» от 12.10.2022 г. судом установлено, что в части участка 67 ОП МЗ 67 Н-144 <адрес> (дублер, четная сторона) 14.04.2022 г. заключен договор с подрядной организацией на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, по проведению инженерных изысканий по объектам. Ориентировочное время завершения работ по договору – декабрь 2022 года, строительно-монтажные работы по указанному объекту планируются к выполнению в 2023 году при условии доведения соответствующего объема бюджетного финансирования.
Из письма Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от 07.11.2022 следует, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 13.04.2021 г. автомобильная дорога 67 К10 <адрес> участок 0+000 –км 7+098 на праве оперативного управления значится за ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по содержанию указанных автодорог и тротуара в соответствии с требованиями законодательства в сфере безопасности дорожного движения возложена на ответчиков. В связи с чем, суд пришел к выводу, что поскольку ответчиками ГКУ «Дирекция» и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности не предпринято, что продолжает создавать угрозу безопасности участникам дорожного движения, то заявленные прокурором требования иска, направленные на устранение выявленных нарушений, подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб, в которых апеллянты полагают возложение на них обязательств неправомерным, судебной коллегией не усматривается.
Содержанием письма Правительства Севастополя от 24.07.2023 г., адресованным в прокуратуру города Севастополя, подтверждается, что обустройство наружным освещением автомобильных дорог 67 ОП РЗ 67 К-10 Севастополь-порт Камышовая бухта-бухта Казачья на участке с 4 км +400 м по 7 км+098 м; 67 ОП МЗ 67 Н-144 <адрес> (дублер, четная сторона) возложено на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на основании п. 3 Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением правительства Севастополя от 08.09.2016 г. № 849-ПП, согласно которому основными задачами деятельности исполнительного органа является обеспечение безопасного и устойчивого развития транспортного комплекса, формирование современного транспортного комплекса и моделей управления транспортным комплексом, сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Для реализации целей и задач Департамент осуществляет выполнение функции государственного заказчика на разработку концепций, проектов, схем, норм и программ развития и функционирования транспортной системы и дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствии с адресной инвестиционной программой, а также по другим направлениям деятельности в соответствии с законами города Севастополя, иными правовым актами; координацию в пределах своей компетенции деятельности организации, осуществляющих работы по строительству объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и дородных объектов вне зависимости от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
Возражения апеллянтов в жалобе относительно произведенной судом оценки доказательств по делу и установления обстоятельств дела несостоятельны. Судебная коллегия, не повторяя мотивов суда первой инстанции, также полагает, что в соответствии с целями и задачами ответчиков, последние обязаны к приведению спорных автомобильных дорог в соответствие действующему законодательству.
Судом апелляционной инстанции из анализа норм действующего законодательства, положений о Департаментах и пояснений сторон установлено, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя. Департамент транспорта является главным распределителем бюджетных средств в области дорожной деятельности.
Департамент городского хозяйства является главным распределителем бюджетных средств в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса города Севастополя, а также осуществляет организацию наружного освещения в городе Севастополе. Основной целью деятельности ГБУ «Горсвет» является удовлетворение общественных потребностей в обеспечении города Севастополя наружным (уличным) освещением и обслуживанием объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя, с возложением на учреждение функций заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности.
При этом, представитель ГБУ «Горсвет» пояснил суду, что в рамках своей уставной деятельности учреждение обеспечивает только ремонт и содержание уже построенных объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя и в обязанности учреждения новое строительство сетей наружного освещения города не входит.
Суду апелляционной инстанции апеллянтами также подтверждено, что меры к приведению спорных участков дорог в нормативное состояние предприняты, однако в виду необходимости прохождения определенной процедуры необходимо время.
Анализируя установленное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку и пришел к правильным выводам, основанным на материалах дела. Нарушений норм материального, процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционных жалоб выводов решения суда не опровергают, указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, не содержат. В связи, с чем оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционных жалоб у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Государственного казенного учреждения города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» – без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 28.07.2023 г.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: М.А. Донскова
О.В. Савина