№ 2а-1967/2019
УИД - 13RS0025-01-2019-002783-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 ноября 2019г. г.Саранск
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе судьи И.Н.Фомкиной, с участием в судебном заседании в качестве секретаря судебного заседания Е.Н.Брыжинской,
административного истца Исакина В.Ф., представителя административного ответчика администрации го Саранск Кемаевой В.Н., заинтересованного лица – Юдина А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Исакина Владимира Федоровича к администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, отраженного в сообщении администрации го Саранск №6203-ОГ от 26 августа 2019г., возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка. В обоснование заявленных требований административный истец казывает, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 63,8 кв.м. с кадастровым номером <...> по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 124 кв.м. с кадастровым номером <...>. Данной площади земельного участка не достаточно для использования и эксплуатации жилого дома. Смежными земельными участками с вышеуказанным земельным участком являются - с западной стороны земельный участок с кадастровым номером <...>, который принадлежит также Исакину В.Ф.; с южной стороны, земельный участок с кадастровым номером <...>, принадлежащий Министерству обороны Российской Федерации; с северной стороны, земельный участок соседей, границы которого не установлены; с восточной стороны, земельный участок с не разграниченной государственной собственностью. Проход на территорию земельного участка с кадастровым номером <...> возможен только со стороны второго участка Исакина В.Ф. (с кадастровым номером <...>), а проезд возможен только с дороги, которая расположена севернее этой территории, данная территория по отношению к дороге является тупиковой. Заезд со стороны участка принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации невозможен, также невозможен проезд и проход с правой стороны, поскольку пролегает полотно железной дороги. Выбранная административным истцом территория является тупиковой и никем не используется, а проезд к жилому дому Исакина В.Ф. по адресу <адрес> возможен только по испрашиваемой территории. Административным истцом была подготовлена схема расположения земельного участка площадью 118 кв.м. и предоставлена для утверждения в Администрацию го Саранск, однако письмом от 20 июня 2018 №4642 – ОГ администрацией го Саранск было отказано в утверждении схемы, поскольку нарушаются положения п.6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и тп., а также в результате перераспределения перекрывается доступ к земельному участку с кадастровым номером <...>. Кроме того, обращено внимание заявителя, что запрашиваемый земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги.
В последующем административный истец обратился в администрацию го Саранск с новым заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка площадью 100 кв.м. Однако письмом от 26 августа 2019г. №6203-ОГ ему было отказано. С данным отказом административный истец не согласен, поскольку считает, что при последующем отказе органы, оказывающие муниципальные услуги не вправе указывать новые причины отказа, препятствующие предоставлению муниципальной услуги. Соответственно, указание на нарушение предельных минимальных размеров земельных участков, является незаконным. Обжалуемый отказ Администрации го Саранск, выраженный в письме от 26 августа 2019г. не соответствует положениям п.16 ст. 11.10 и ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ Администрации го Саранск, выраженный в письме от 26 августа 2019г. №6203-ОГ в утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане, обязать Администрацию го Саранск утвердить и выдать схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <...> в отношении земельного участка площадью 224 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <...>.
В судебном заседании административный истец Исакин В.Ф. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что приобрел земельный участок по адресу: <адрес> 2007г., в 2010г. продал его И. (в настоящее время бывшая супруга), в 2014г. она разделила земельный участок на два земельных участка, оба земельных участка Исакин В.Ф. приобрел у нее в 2014г. В настоящее время является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <адрес>, площадью 537 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <адрес> площадью 124 кв.м. Испрашиваемый им земельный участок площадью 100 кв.м. обеспечит самостоятельный доступ к земельному участку с кадастровым номером <...> по адресу: <адрес> площадью 124 кв.м. со стороны <адрес>.
Представитель административного ответчика Администрации го Саранск Кемаева В.Н. в удовлетворении заявленных требований возражала, пояснив, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по обращению Исакина В.Ф. в августе 2019г. было то, что присоединение земельного участка площадью 100 кв.м. к земельному участку площадью 124 кв.м. приведет к нарушению п.16 Правил землепользования и застройки го Саранск, где закреплен минимальный размер земельного участка для личного подсобного хозяйства, который составляет 450 кв.м., что является нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, формирование нового земельного участка будет затрагивать интересы смежных землепользователей, в результате перераспределения будет перекрыт доступ к земельному участку с кадастровым номером <...>, принадлежащему Российской Федерации (Министерству обороны Российской Федерации), а также ограничит доступ к земельному участку общего пользования с кадастровым номером <...>.
Заинтересованное лицо Юдин А.Ф. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований Исакина В.Ф. не возражал.
Представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области, в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Согласно частей 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка площадью 124 кв.м с кадастровым номером <...> по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования для личного подсобного хозяйства, на котором расположен жилой дом площадью 63,8 кв.м. собственником которого является административный истец.
Также Исакин В.Ф. является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 537 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, на основании договора купли - продажи от 14 мая 2014г., с видом разрешенного использования для личного подсобного хозяйства.
Из материалов кадастрового дела следует, что административный истец приобрел жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 661 кв.м. в 2007г. Указанный жилой дом и земельный участок такой же площадью продал И. (супруге) по договору купли-продажи от 04 марта 2010г. Как следует из пояснений административного истца, земельный участок был разделен на два земельный участка <...> площадью 537 кв.м. и земельный участок <...> площадью 124 кв.м. По материалам кадастрового дела в 2014г. Исакин В.Ф. приобрел у П., бывшей супруги (ранее И.), уже два земельных участка площадью 537 кв.м. и 124 кв.м.
02 августа 2019г. Исакин В.Ф. обратился в Администрацию го Саранск с заявлением о перераспределении земельного участка, образуемого путем присоединения земельного участка площадью 100 кв.м государственная собственность на который не разграничена, к земельному участку площадью 124 кв.м с кадастровым номером <...>, по адресу <адрес>, принадлежащий заявителю на праве собственности. Указав в дополнительном заявлении от 13 августа 2019г. с видом разрешенного использования вновь образуемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 26 августа 2019г. №6203-ОГ в утверждении схемы расположения земельного участка Исакину В.Ф. было отказано в связи с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам. Указано, что в соответствии с п.6 ст.11.9 земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно … так же нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки го Саранск от 06 мая 2016 №516, установлены минимальные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства 450 кв.м. Поскольку площадь вновь образуемого земельного участка составит менее 450 кв.м., утвердить схему расположения земельного участка не предоставляется возможным.
Согласно положениям пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 8, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из выкопировки из Генерального плана го Саранск составленной Управлением градостроительства и архитектуры Департамента перспективного развития и сведениям публичной кадастровой карты испрашиваемый для перераспределения земельный участок площадью 100кв. м, государственная собственность на который не разграничена, и земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 124 кв. м, принадлежащий Исакину В.Ф. на праве собственности, расположены в границах городского округа Саранск в территориальной зоне Ж 4.1 «застройки индивидуальными жилыми домами городского типа».
Административный истец, обращаясь к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка просит произвести перераспределение земельных участков, образовать новый земельный участок площадью 224 кв.м. за счет участка, находящегося в его собственности (с кадастровым номером <...>) площадью 124 кв.м. и за счет земельного участка площадью 100 кв.м., государственная собственность на который не разграничена.
Пунктом 16 статьи 11 Правил землепользования и застройки городского округа Саранск утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06 мая 2016 г. N 516, установлены предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство) и приусадебный участок личного подсобного хозяйства минимальные размеры земельных участков составляют - 450 кв. м, максимальные - 1500 кв. м.
Как следует из оспариваемого решения администрации го Саранск, испрашиваемый земельный участок приведенному требованию к образуемым земельным участкам не отвечает, поскольку данный земельный участок имеет площадь 224 квадратных метров (124 кв.м. + 100 кв.м.).
Проанализировав положения приведенных выше правовых норм, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что административный ответчик законно принял оспариваемое решение по тому основанию, что площадь вновь образованного земельного участка составит менее 450 кв.м., при этом, доказательства иного в деле отсутствуют.
Как разъяснено в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Суд полагает, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым решением не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.
Кроме того, испрашиваемый Исакиным В.Ф. земельный участок одной из своих границ примыкает к территории, обозначенной как зона территорий общего пользования, следовательно при образовании будет ограничен доступ к территории общего пользования, а именно проезду по <адрес> со стороны земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: <адрес>, принадлежащему Российской Федерации.
Довод административного истца о том, что испрашиваемый им земельный участок был ранее закреплен за домовладением по адресу: <адрес> по решению исполнительного комитета Саранского городского Совета Народных депутатов №890 от 12 октября 1983г. не может быть принят судом во внимание, поскольку не влияет на законность оспариваемого решения и не может служить основанием для удовлетворения административного иска.
При этом административный истец не лишен права обратиться за судебной защитой в рамках гражданского судопроизводства по разрешению спора о наличии либо отсутствии прав на земельный участок закрепленный за домовладением по адресу: <адрес> решением №890 от 12 октября 1982 г.
Довод Исакина В.Ф. о том, что в предыдущем сообщении администрации №4642-ОГ от 20 июня 2019г. в качестве основания к отказу в утверждении схемы расположении земельного участка не указывалось то, что испрашиваемый земельный участок менее норматива, также не является основанием к удовлетворению исковых требований, поскольку решение администрации го Саранск от 20 июня 2019г. №4642-ОГ не являлось предметом судебной проверки по настоящему административному делу.
При таких обстоятельствах административные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку решение административного ответчика соответствует нормам действующего законодательства и прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административные исковые требования Исакина Владимира Федоровича к администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - И.Н.Фомкина
Мотивированное решение составлено 05 декабря 2019г.