УИД: 66RS0029-02-2021-000717-29
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2022 года жалобу защитника Скакунова Н.М. на постановление главного государственного санитарного врача в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, г. Камышлове, Камышловском и Пышминском районах, начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, г. Камышлове, Камышловском и Пышминском районах от 9 декабря 2021 года № 14-01/243 и решение судьи Камышловского районного суда Свердловской области от 22 февраля 2022 года № 12-2-2/2022, вынесенные в отношении Администрации Пышминского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи районного суда, Администрации Пышминского городского округа за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе защитник Скакунов Н.М. ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
Частью 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями п. п. 3, 6, 9 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования, завершенного 26 октября 2021 года, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области установлен факт нарушения Администрацией Пышминского городского округа санитарно-эпидемиологических требований, а именно: Администрация Пышминского городского округа допустила размещение контейнерной площадки, эксплуатируемой на территории д. Мартынова, для жилых домов по ул. Механизаторов в районе дома 1 с нарушением требований санитарных правил и нормативов.
Так, в ходе проведения административного расследования установлено, что на контейнерной площадке отсутствуют контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, в связи с чем коммунальные отходы накапливаются на поверхности контейнерной площадки, а часть отходов на прилегающей к контейнерной площадке территории в нарушение п. п. 3, 6, 9 СанПиН 2.1.3684-21.
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: жалобой жителя д. Мартынова Ч. от 6 сентября 2021 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 27 сентября 2021 года, протоколом осмотра контейнерной площадки в д. Мартыново, по ул. Механизхаторов, д. 5, фотографиями и видеозаписью, представленных на электронном носителе.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Администрации Пышминского городского округа протокола об административном правонарушении от 26 октября 2021 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив добытые доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о виновности Администрации Пышминского городского округа в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований.
Действиям Администрации Пышминского городского округа дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Администрации Пышминского городского округа состава административного правонарушения несостоятельны в силу следующего.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в п. 4 ст. 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 названного закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с п. 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.
В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (п. п. 11, 12, 20 и 21 названных Правил).
Из вышеуказанных положений нормативных правовых актов следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов считаются созданными органами местного самоуправления с момента внесения сведений о такой площадке в реестр. При этом существует лишь два способа создания мест накоплений отходов: по инициативе органа местного самоуправления, либо лица, создавшего такую площадку.
Из материалов настоящего дела следует, что контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов в районе дома 10 по ул. Механизаторов в д. Мартынова создана органом местного самоуправления путем принятия решения о включении сведений о такой площадке в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа.
Включив такие сведения в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, Администрация Пышминского городского округа, тем самым, несет ответственность за соответствие этого решения требованиям санитарных правил.
Администрация Пышминского городского округа не оспаривает, что контейнерная площадка по вышеуказанному адресу размещена и эксплуатируется без соблюдения требований санитарного законодательства.
Таким образом, судья районного суда сделал обоснованный вывод о том, что Администрация Пышминского городского округа допустила размещение контейнерной площадки и ее эксплуатацию с нарушением требований к накоплению отходов производства и потребления.
Вина юридического лица заключается в том, что Администрация Пышминского городского округа, принимая решение о создании места накопления отходов, не убедилась в соответствии такой площадки требованиям санитарных правил.
Вопреки доводам жалобы Администрация Пышминского городского округа привлечена к административной ответственности не за ненадлежащее содержание места сбора отходов, а за создание площадки накопления твердых коммунальных отходов, эксплуатация которой без нарушения санитарных правил стала невозможной.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Администрации Пышминского городского округа, в материалах дела не имеется.
Постановление судьи о привлечении Администрации Пышминского городского округа к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Администрации Пышминского городского округа в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, данных об имущественном положении. Наказание в виде административного штрафа назначено Администрации Пышминского городского округа в пределах санкции статьи.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного санитарного врача в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, г. Камышлове, Камышловском и Пышминском районах, начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, г. Камышлове, Камышловском и Пышминском районах от 9 декабря 2021 года № 14-01/243 и решение судьи Камышловского районного суда Свердловской области от 22 февраля 2022 года № 12-2-2/2022, вынесенные в отношении Администрации Пышминского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Ю.А. Филиппова