Дело № 2-870/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Визинга 17 августа 2016 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре Пыстине Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело о по иску Пешкиной Н.Н. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании требования незаконным и обязании производства перерасчета субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Пешкина Н.Н. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании требования незаконным и обязании производства перерасчета субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований истец указала, что она являлась получателем субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в период с 01.09.2015 по 29.02.2016. Уведомлением № 1577 от 20.04.2016 ответчик поставил её в известность о прекращении выплаты ранее предоставленной субсидии на оплату ЖКУ за период с 01.10.2015 по 29.02.2016 и выявлении необоснованно полученных в качестве субсидии денежных средств в размере 8790,10 рублей, по тем основаниям, что истица в указанный период была трудоустроена по совместительству в ,,,, о чем ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» не было поставлено в известность. Просит признать требование ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о возврате субсидии на оплату ЖКУ в размере 8790,10 рублей за период с 01.10.2015 по 29.02.2016 незаконным и обязать ответчика произвести перерасчет ранее назначенной субсидии с учетом нового среднедушевого дохода в период с 01.10.2016 по 29.02.2016.
В предварительном судебном заседании истец Пешкина Н.Н. уточнила исковые требования. Просила признать требование ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о возврате субсидии на оплату ЖКУ в размере 8790,10 рублей за период с 01.10.2015 по 29.02.2016 незаконным и обязать ответчика произвести перерасчет ранее назначенной субсидии с учетом предоставленных сведений о доходах за сентябрь 2015.
Истец Пешкина Н.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, указала, что субсидия ей была назначена на период с 01.09.2015 по 29.02.2016 на основании представленных ею документов за последние 6 месяцев, то есть с марта по август 2015 года. С 01 сентября 2015 года, кроме основной работы в ,,,, она устроилась по совместительству в ,,,. О трудоустройстве она сообщила ответчику 14 апреля 2016 года. Считает, что её право на субсидию на назначенную на период с 01.09.2015 по 29.02.2016 субсидию не изменилось, ответчику необходимо произвести перерасчет размера субсидии с учетом предоставленных ею сведений о трудоустройстве по совместительству.
Ответчик ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» до начала судебного заседания ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела без участия представителя, в направленном в адрес суда отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.
Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты. Жилищный кодекс Российской Федерации, регулируя отношения в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в части 7 статьи 159 предусматривает, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (п. 2 ст. 159 ЖК РФ).
Пунктами 3, 7 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (далее -Правила), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно п. 4 указанных Правил субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
По смыслу п. 8 Правил субсидии предоставляются гражданам, имеющим право на их получение, на основании заявления о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих указанное право.
На момент обращения истца с заявлением от 10.09.2015 истец занимала жилое помещение по адресу: <___>, на основании договора социального найма жилого помещения от ****. Также истцом были представлены следующие документы: справка АСП «Визинга» о зарегистрированных совместно с истцом лицах по адресу <___>, копия паспорта, копия договора социального найма от ****, справка формы 2-НДФЛ от **** о получении истцом дохода от организации ,,,», справка ГУ РК «ЦЗН Сысольского района» от ****, копия трудовой книжки, СНИЛС, копия сберегательной книжки, копии квитанций по оплате ЖКУ.
На основании представленных документов решением ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» от 10.09.2015 истцу назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг на период с 01.09.2015 по 29.02.2016.
Согласно трудового договора установлен факт трудоустройства истца по совместительству в ,,, с 01.09.2015, сроком на один учебный год, с оплатой труда, установленной трудовым договором.
На момент обращения с заявлением от 14.04.2016 истцом были представлены следующие документы: справка АСП «Визинга» о зарегистрированных совместно с истцом лицах по адресу <___>, копия паспорта, свидетельство о государственной регистрации права от ****, справка о заработной плате №__ от **** ,,,, справка о заработной плате №__ от **** ,,,, трудовой договор от ****, заключенный с ,,,, СНИЛС, копия сберегательной книжки, копия удостоверения на право на меры социальной поддержки.
На основании представленных документов, решением ответчика от 18.04.2016, в предоставлении субсидии Пешкиной Н.Н. отказано по тем основаниям, что доход превысил максимально допустимую долю расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Уведомлением от 20.04.2016 № 1577 Пешкиной Н.Н. предложено возвратить выплаченную ей субсидию за период с 01 октября 2015 года по 29 февраля 2016 года в размере 8790,10 руб.
По смыслу уведомления от 20.04.2016 № 1577 основанием для прекращения предоставления субсидии и возврата необоснованно полученной субсидии является установление самого факта непредставления сведений о трудоустройстве по совместительству в сентябре 2015 года.
Однако данные действия ответчика основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно пп. «б» п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).
В соответствии с п. 48 Правил субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Из положений п. 49 Правил следует, что в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных пп. "а"-"в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из указанных правовых норм следует, что изменение размера доходов, а также несвоевременное предоставление указанной информации не является безусловным основанием для прекращения выплаты субсидии и возврата полученных сумм, поскольку Правилами прямо предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается только в случае если эти изменения повлекли утрату права, а возврату в бюджет подлежит только необоснованно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению при условии изменения доходов получателя субсидии и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
Согласно информации предоставленной ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» по запросу суда в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, изменение размере доходов Пешкиной Н.Н. в сентябре 2015 года не повлекло утрату права на получение субсидии и на её размер. Субсидия назначалась бы в том же размере 8790,10 рублей.
Судом проанализированы представленные ответчиком документы, подтверждающие право Пешкиной Н.Н. на получение субсидии с учетом новых доходов.
Согласно представленному ответчиком расчету, при предоставлении Пешкиной Н.Н. сведений об изменении доходов в сентябре 2015 года, зв период с 01.10. 2015 по 29.02.2016 Пешкиной Н.Н. подлежало выплатить субсидию в размере 8790,10 рублей, то есть соответствующем фактически выплаченной Пешкиной Н.Н. субсидии.
Суд считает установленным, что в период с 01.10. 2015 по 29.02.2016 за Пешкиной Н.Н. сохранялось право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в том же размере, суд приходит к выводу, что решение ответчика о прекращении предоставления субсидии и с 01.10. 2015 по 29.02.2016 является незаконным.
Поскольку истцом не доказано наличие факта переплаты субсидии за период с 01.10. 2015 по 29.02.2016 в пользу Пешкиной Н.Н., оснований для возврата выплаченных сумм субсидии в размере 8790,10 рублей не имеется.
При установленных обстоятельствах, действия ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района», выразившиеся в истребовании с Пешкиной Н.Н. выплаченной за период с 01.10. 2015 по 29.02.2016 субсидии в размере 8790,10 рублей противоречат вышеназванным Правилам и являются незаконными.
Принимая во внимание, что в связи с изменением дохода Пешкиной Н.Н. размер субсидии за период с 01.10. 2015 по 29.02.2016 не меняется, суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности произвести перерасчет субсидии за указанный период удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района», выразившиеся в истребовании с Пешкиной Н.Н. выплаченной субсидии в размере 8790,10 рублей незаконными.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий – подпись
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2016 года.
Судья – Г.Д. Фомина