Председательствующий по делу дело №
судья Яскина Т.А. номер дела в суде первой инстанции 2-1153/2022
УИД 75RS0№-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес>вой суд в составе председательствующего судьи Алёкминской Е.А.
при секретаре Бутиной Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите 10 мая 2023 года гражданское дело по иску исполняющего обязанности Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Олерон+» об обязании укомплектовать контейнерами площадки для твердых коммунальных отходов, изменить график вывоза твердых коммунальных отходов, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по частной жалобе представителя ответчика ООО «Олерон+» Андриевской Н.Н.
на протокольное определение Краснокаменского городского суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
в удовлетворении ходатайства ответчика о передаче дела по подсудности в Центральный районный суд <адрес> отказать,
установил:
исполняющий обязанности Краснокаменского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование своих требований ссылался на следующие обстоятельства. На основании протокола о результатах конкурса от <Дата> № между Министерством природных ресурсов <адрес> и ООО «Олерон+» <Дата> заключено соглашение, согласно которому ООО «Олерон+» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности – вся территория <адрес>, сроком на 10 лет. При сверке сведений реестра контейнерных площадок в <адрес>, представленных администрацией городского поселения «<адрес>», и данных, представленных ООО «Олерон+» о количестве граждан – потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлено, что ряд контейнерных площадок города укомплектованы недостаточным количеством контейнеров. Кроме того, действующий график движения мусоровозов свидетельствует о несвоевременном вывозе твердых коммунальных отходов из мест накопления, расположенных в ряде сельских поселений муниципального района «<адрес>». Ссылаясь на нарушение прав неопределенного количества лиц, прокурор просил суд обязать ООО «Олерон+» укомплектовать места накопления отходов необходимым количеством контейнеров, соответствующим нормативам накопления твердых коммунальных отходов, утверждённым приказом региональной службы по тарифам и ценообразованию <адрес> от <Дата> №-НПА, на следующих контейнерных площадках 1, 4, 12, 13, 27, 30, 35, 36, 47, 64, 72, 85, 112 <адрес>; обязать ООО «Олерон+» изменить график вывоза твердых коммунальных ходов с территории <адрес> - с контейнерных площадок, источниками накопления отходов которых являются жители многоквартирных домов №№, 139, 140, 438, 449, 450, 706, 711, 211, 213, 214, 215, 216, 1 «Ц», 2 Ц, 3 «Ц», 4 «Ц», 5 «Ц», 6 «Ц», <адрес> 2, 28-33 «Ц», 701, 705, 709, а также с мест накопления отходов, расположенных на территориях сельских поселений «Богдановское», «Кайластуйское», «Капцегайтуйское», Ковылинское», «Маргуцекское», «Среднеаргунское», «Соктуй-Милозанское», «Целиннинское», «Юбилейнинское», в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН <Дата>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата> № - при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение 3-х суток плюс 5 °С и выше - не менее 1 раза в сутки, плюс 4 °С и ниже - не менее 1 раза в 3 суток; обязать ООО «Олерон+» произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, проживающим в сельских поселениях «Богдановское», Кайластуйское», «Капцегайтуйское», «Ковылинское», «Маргуцекское», «Среднеаргунское», «Соктуй-Милозанское», «Целиннинское», «Юбилейнинское», также в многоквартирных домах №№, 139, 140, 211, 213, 214, 215, 216, 1 «Ц», 2 «Ц», 3 «Ц», 4 «Ц», 5 «Ц», 6 «Ц», <адрес> 2, 28-33 «Ц», 701, 705, 706, 711, 709, 438, 449, 450 <адрес> в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №, за весь период предоставления коммунальной услуги – с <Дата> (т.1 л.д. 81-84).
В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные исковые требования уточнил, в их окончательном варианте на дату рассмотрения и разрешения дела судом первой инстанции просил обязать ответчика укомплектовать места накопления отходов необходимым количеством контейнеров, соответствующим нормативам накопления твердых коммунальных отходов, утверждённым приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию <адрес> от <Дата> №-НПА, на контейнерных площадках №№, 4, 12, 13, 27, 30, 35, 36, 47, 64, 72, 85, 112 <адрес>; обязать изменить график вывоза твердых коммунальных отходов с мест накопления отходов, расположенных на территориях сельских поселений «Богдановское», «Кайластуйское», «Капцегайтуйское», «Ковылинское», «Маргуцекское», «Среднеаргунское», «Соктуй-Милозанское», «Целиннинское», «Юбилейнинское» в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН <Дата>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата> № - при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение 3-х суток плюс 5 °C и выше - не менее 1 раза в сутки, плюс 4 °C и ниже - не менее 1 раза в 3 суток; обязать произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, проживающим в сельских поселениях «Богдановское», «Кайластуйское», «Капцегайтуйское», «Ковылинское», «Маргуцекское», «Среднеаргунское», «Соктуй-Милозанское», «Целиннинское», «Юбилейнинское», а также в многоквартирных домах №№, 139, 140, 211, 213, 214, 215, 216, 1 «Ц», 2 «Ц», 3 «Ц», 4 «Ц», 5 «Ц», 6 «Ц», <адрес> 2, 28-33 «Ц», 701, 705, 706, 711, 709, 438, 449, 450 <адрес> в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», за период предоставления коммунальной услуги с <Дата> (т. 1 л.д. 162).
Определениями суда от <Дата>, <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрации сельских поселений «Богдановское», Кайластуйское», «Капцегайтуйское», «Ковылинское», «Маргуцекское», «Среднеаргунское», «Соктуй-Милозанское», «Целиннинское», «Юбилейнинское» муниципального района «<адрес>», Унитарное муниципальное предприятие городского поселения «<адрес>» муниципального района «<адрес> и <адрес>» <адрес> «Жилищно-коммунальное управление» (т. 1 л.д. 86-87, 158-160).
<Дата> ответчиком ООО «Олерон+» в лице представителя Андриевской Н.Н. заявлено ходатайство о передаче дела для рассмотрения по подсудности в суд по месту нахождения ответчика. В обоснование своего ходатайства представитель ответчика, ссылаясь на положения статьи 28, пункт 3 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснения, приведенные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указала, что из искового заявления следует, что иск направлен в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, при этом ответчик находится на территории <адрес>, а процессуальных оснований предъявления иска в Краснокаменский городской суд <адрес> прокурором не приводится (т. 1 л.д. 100-101).
Протокольным определением от <Дата> Краснокаменским городским судом <адрес> отказано в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о передаче дела по подсудности в Центральный районный суд <адрес> по месту нахождения ответчика с указанием на возможность предъявления настоящего иска в суд по месту исполнения договора (л.д. 128 оборот).
Не согласившись с указанным протокольным определением, представитель ответчика ООО «Олерон+» Андриевская Н.Н. в частной жалобе ставит вопрос о его отмене, в обоснование своей позиции приводя доводы, аналогичные тем, что изложены в ранее заявленном представителем ответчика ходатайстве (т.3 л.д. 99).
Определением Краснокаменского городского суда <адрес> от <Дата> ООО «Олерон+» восстановлен срок для подачи частной жалобы от <Дата> на протокольное определение Краснокаменского городского суда <адрес> от <Дата> (т. 3 л.д. 112).
В соответствии с положениями части 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность протокольного определения, изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
Согласно части статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к организации предъявляется в суд по адресу организации.
При этом статьей 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, когда подсудность дела может быть определена по выбору истца.
Так, иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора (пункт 9 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду, за исключением случаев изменения подсудности, установленной статьями 26 и 27 настоящего Кодекса.
При этом в силу положений пункта 3 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд передает дело на рассмотрение другого суда общей юрисдикции, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Согласно статье 1 Федерального закона от <Дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (далее по тексту также - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Федерального закона от <Дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством природных ресурсов <адрес>, статус регионального оператора по обращению с ТКО на срок 10 лет присвоен ООО «Олерон+», которое приступило к деятельности на территории <адрес> с <Дата>.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> №, «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор предоставляет коммунальные услуги потребителю на основании публичного возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11, 12 Правил №. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (пункт 6 Правил №).
Из представленного в материалах дела Соглашения между Министерством природных ресурсов <адрес> и региональным оператором в лице ООО «Олерон+» предметом данного соглашения является выполнение Региональным оператором функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, <адрес> и условиями настоящего Соглашения (пункт 1.1 Соглашения).
Зоной деятельности регионального оператора является территория <адрес> в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от <Дата> №. Границы зоны деятельности Регионального оператора являются административными границами <адрес> (пункт 1.2 Соглашения).
По состоянию на дату подачи настоящего иска в Краснокаменский городской суд <адрес> действовала утвержденная постановлением <адрес> от <Дата> № территориальная схема обращения с отходами <адрес>.
В рамках раздела 11 указанной территориальной схемы (таблица 49) определен перечень муниципальных образований, входящих в состав <адрес>, определяющих зону деятельности регионального оператора, к которым относится, в том числе, <адрес> и <адрес> (порядковый № в таблице 49).
В обоснование своих требований прокурор ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком ООО «Олерон+» в качестве регионального оператора договора об оказании коммунальных услуг на территории <адрес> и <адрес>, что допускало возможность применения правил об альтернативной подсудности по пункту 9 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу.
При изложенных обстоятельствах отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о передаче дела в суд по месту нахождения ответчика для рассмотрения по подсудности являлся законным и обоснованным.
Оснований для отмены обжалуемого протокольного определения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения настоящей частной жалобы не установлено.
Доводы, изложенные в частной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку подача прокурором настоящего иска в Краснокаменский городской суд <адрес> была обусловлена не положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а местом исполнения договора, на что было указано прокурором при обсуждении в ходе судебного заседания <Дата> заявленного ответчиком ходатайства (протокол судебного заседания от <Дата>, т. 1 л.д. 127-131).
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Краснокаменского городского суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий судья Е.А. Алёкминская
Мотивированное определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено <Дата>.