Судья Эркенова Ю.Б. дело № 33-2455/2023
дело № 2-3973/2023 (12RS0003-02-2023-003685-93)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 5 декабря 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Гринюк М.А.,
при ведении протокола помощником судьи Харченко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 августа 2023 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора города Йошкар-Олы удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность выполнить работы по приведению оборудования детской площадки, расположенной во дворе дома <адрес> города Йошкар-Олы, в соответствие с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» путем установки сидений на двух качелях в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Йошкар-Олы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения просил возложить на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность выполнить работы по приведению оборудования детской площадки, расположенной во дворе дома №<адрес> г. Йошкар-Олы, в соответствие с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» путем установки сидений на двух качелях в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой в деятельности администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» выявлены нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно: установлен факт ненадлежащего состояния элементов оборудования детской игровой площадки, расположенной во дворе дома <адрес> г. Йошкар-Олы - отсутствуют сидения на двух качелях. Ненадлежащее состояние детской площадки создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним. В соответствии с Правилами благоустройства, действующими на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», владельцы малых архитектурных форм обязаны содержать их в надлежащем порядке, в том числе производить ремонт с целью устранения нарушений конструкции, поломок, восстановления покрытия, очистки от загрязнений, надписей, печатной продукции.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указано, что содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории должно осуществляться управляющей компанией дома <адрес> г. Йошкар-Олы, которой является акционерное общество «ЖЭУК «Заречная».
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, выслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктами 3, 19, 20, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа; создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; а также утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа и организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Правила благоустройства).
Пунктом 1.5 Правил благоустройства, установлено, что благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города, по содержанию территории города и расположенных на ее территории объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, сооружений, прилегающих территорий.
Малыми архитектурными формами являются элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммуникабельно-бытовое и техническое оборудование на территории города, а также игровое, спортивное, осветительное оборудование, средства наружной рекламы и информации.
Содержание объекта благоустройства – это поддержание в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов;
В силу пункта 2.1 указанных Правил к элементам благоустройства территории относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные решения, элементы ландшафта, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства, а также система организации субъектов городской среды, в том числе детские площадки.
Согласно пункту 8.3 этих же Правил владельцы малых архитектурных форм обязаны содержать их в надлежащем порядке, а именно: производить ремонт с целью устранения нарушений конструкции, поломок, восстановления покрытия, очистки от загрязнений, надписей, печатной продукции.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2, 6.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года № 182-ст (далее - ГОСТ Р 52301-2013), оборудование и его элементы, осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Согласно пунктам 7.7, 7.8, 7.9 ГОСТ Р 52301-2013 неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки.
Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности. Ремонтные работы включают замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования (например, изношенных желобов горок); замену структурных элементов оборудования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой г. Йошкар-Олы проверки выявлено нарушение законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, что выразилось в нахождении оборудования детской игровой площадки, расположенной во дворе дома <адрес> г. Йошкар-Олы Республике Марий Эл в ненадлежащем состоянии. Как следует из акта прокурорской проверки от 10 мая 2023 года, на двух качелях отсутствует сиденье.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой г. Йошкар-Олы в адрес Главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» 10 мая 2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних <№>.
Собственность на земельный участок, на котором расположено оборудование детской площадки, не разграничена, что не оспаривалось стороной ответчика.
Разрешая заявленные требования, установив, что оборудование детской площадки во дворе дома <адрес> г. Йошкар-Олы в нарушение Правил благоустройства и требований ГОСТ Р 52301-2013 находится в неисправном состоянии, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что данное оборудование расположено на земельном участке, собственность на который не разграничена, а соответствующие виды работ включены в программу «Дорожная карта по приведению в надлежащее состояние детских игровых площадок г. Йошкар-Ола на 2023-2027 годы».
Вместе с тем с учетом приведенных выше нормативных положений к числу обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае относилось также нахождение спорного оборудования детской площадки в казне муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Поскольку данные обстоятельства судом первой инстанции установлены не были, судом апелляционной инстанции были истребованы дополнительные доказательства.
На запрос суда апелляционной инстанции Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» представлен ответ от 23 ноября 2023 года <№>, из которого следует, что согласно данным реестра муниципального имущества городского округа «Город Йошкар-Ола» в казне муниципального образования «Город Йошкар-Ола» числится игровое и спортивное оборудование по адресу: <адрес>, состоящее из малых архитектурных форм: песочница, петушок, беседка «Летняя», урна стационарная, лавка, ограждение.
Акционерным обществом «ЖЭУК «Заречная» представлен технический паспорт жилого дома <адрес> г. Йошкар-Олы, из которого следует, что придомовая территория не включена с состав общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку оборудование детской площадки, расположенной во дворе дома <адрес> г. Йошкар-Олы, числится в казне муниципального образования, лицом, ответственным за его содержание, является администрация городского округа «Город Йошкар-Ола».
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора является законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно подпункту «е» пункта 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Таким образом, Правила содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 года № 491, регулируют лишь вопросы содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства и который включается в состав общего имущества.
С учетом установленных по делу обстоятельств, доводы апелляционной жалобы о том, что содержание детской площадки во дворе дома <адрес> г. Йошкар-Олы в надлежащем состоянии должно осуществляться управляющей компанией данного дома, являются несостоятельными.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
М.А. Гринюк
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12 декабря 2023 года.