Дело № 3а-36/2018
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 06 июля 2018 года
Кировский областной суд в составе:
судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре Шурминой Н.В.,
с участием прокурора Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мишутова С.В. к Правительству Кировской области, Законодательному Собранию Кировской области о признании частично недействующим абзаца 2 части 2 статьи 19 Закона Кировской области от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию»,
у с т а н о в и л:
Законодательным Собранием Кировской области 29 ноября 2012г. принят, губернатором Кировской области подписан Закон Кировской области от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (далее – Закон от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО).
Текст документа опубликован в Сборнике основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области от 20 февраля 2013г., № 1(145) (часть 1). Закон вступил в силу с 01 января 2013г..
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 19 данного закона лица, указанные в части 1 настоящей статьи, или их законные представители не позднее одного года до достижения ребенком возраста 18 лет либо не позднее девяти месяцев до года обеспечения жилым помещением, являющегося годом завершения получения образования по программам среднего профессионального образования и высшего образования, вправе представить в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление об изменении выбранного ими муниципального образования.
По смыслу части 1 статьи 19, части 1 статьи 16 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО к лицам, на которых распространяется данная норма, относятся достигшие 14 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Мишутов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) к Правительству Кировской области, Законодательному Собранию Кировской области об оспаривании абзаца 2 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО в части ограничения возможности изменения выбранного муниципального образования моментом: «не позднее одного года до достижения ребенком 18 лет, либо не позднее девяти месяцев до года обеспечения жилым помещением, являющегося годом завершения получения образования по программам среднего профессионального образования и высшего образования». В обоснование указал, что он относится к категории детей-сирот, собственного жилья не имеет. Решением Санчурского районного суда Кировской области от 15 декабря 2016г. он признан не реализовавшим принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением. Органы опеки и попечительства Санчурского района заобязаны включить административного истца в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санчурского района. Решением Санчурского районного суда Кировской области от 04 сентября 2017г. ему отказано в признании права на предоставление жилого помещения в областном центре (город Киров), где он проживает. Полагает, что оспариваемая норма устанавливает неравные правовые возможности для одной и той же категории лиц по признаку возраста, затрудняет реализацию права на получение жилого помещения детьми-сиротами после наступления совершеннолетия, не реализовавшими свое право по независящим от них причинам.
В судебное заседание Мишутов С.В. не явился.
Представитель административного истца Утьев С.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Законодательного Собрания Кировской области Пантюхина Н.В. с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что до 01 июня 2018г. был сформирован список граждан-получателей жилых помещений в 2019 году. Сокращение сроков, установленных абзацем 2 части 2 статьи 19 Закона о социальной поддержке детей-сирот будет противоречить положениям Закона Кировской области «О бюджетном процессе в Кировской области», согласно которому формирование бюджета осуществляется не позднее 8 месяцев до начала очередного финансового года.
Представитель Правительства Кировской области Крыскина В.О. возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Блиновой А.В., полагавшей необходимым заявленное требование удовлетворить частично, поскольку оспариваемое положение лишает граждан, подобных Мишутову С.В., права на получение жилого помещения по месту жительства, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Часть 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Абзац 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ определяет, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения однократно. К полномочиям субъекта законодатель отнес определение порядка предоставления жилых помещений по месту жительства указанных категорий граждан в пределах этого субъекта.
Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 16, части 1 статьи 17 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставляются по месту жительства на территории Кировской области.
Согласно абзацу 1 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО для включения в список органа опеки и попечительства лица, указанные в части 1 настоящей статьи, или их законные представители представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список органа опеки и попечительства.
Оспариваемый административным истцом абзац 2 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО предоставил дополнительные возможности по выбору муниципального образования указанной категории лиц, а именно право не позднее одного года до достижения ребенком возраста 18 лет либо не позднее девяти месяцев до года обеспечения жилым помещением, являющегося годом завершения получения образования по программам среднего профессионального образования и высшего образования, представить в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление об изменении выбранного ими муниципального образования.
Из пояснительной записки к проекту Закона Кировской области, отзыва председателя Законодательного Собрания Кировской области от 18 июня 2018г. следует, что данное положение дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей закрепиться в том муниципальном районе, где они получили образование, и в дальнейшем трудоустроиться.
Анализ положений абзаца 2 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО позволяет сделать вывод, что они могут быть реализованы только лицами, срок на предоставление жилья у которых, предусмотренный абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, еще не наступил.
Мишутов С.В., оспаривая абзац 2 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО, указывает на нарушение его прав, поскольку после 18 лет, завершения получения образования по программам среднего профессионального образования и высшего образования областной законодатель исключает возможность изменения выбранного муниципального образования в течении всего периода до фактического предоставления жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Мишутов С.В., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. <данные изъяты>
Распоряжением администрации пгт Санчурск Кировской области № 05 от 26 января 1999г. на основании ходатайства <данные изъяты>, Мишутов С.В. поставлен на учет на получение жилья вне очереди как сирота.
С 01 сентября 2002г. по 26 мая 2003г. административный истец обучался в <данные изъяты> по профессии «<данные изъяты>», <данные изъяты>.
05 декабря 2013г. Мишутов С.В. снят с учета в связи с выездом по месту жительства в город Киров.
Решением Первомайского районного суда города Кирова от 11 августа 2016г. Мишутову С.В. отказано в удовлетворении исковых требований к территориальному управлению по Первомайскому району администрации города Кирова об обязании включить его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Кирова, к министерству образования Кировской области об обязании включить его в сводный список со ссылкой на ограничения, установленные абзацем 2 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО.
Решением Санчурского районного суда Кировской области от 15 декабря 2016г. он признан не реализовавшим принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением, поскольку право на предоставление жилья не утратил, не был обеспечен по независящим от него причинам, а именно в связи с отсутствием жилья в Санчурском районе. Органы опеки и попечительства Санчурского района заобязаны включить административного истца в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санчурского района.
30 мая 2017г. Мишутов С.В. обратился с заявлением в администрацию Санчурского района об изменении избранного органами опеки места жительства, на основании статей 16-19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО, однако получил отказ по причине достижения 34 летнего возраста.
Решением Санчурского районного суда Кировской области от 04 сентября 2017г. Мишутову С.В. отказано в признании права на предоставление жилого помещения по месту жительства и обязании изменить избранное место жительства с пгт Санчурск на город Киров со ссылкой на абзац 2 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО.
Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что Мишутов С.В. будет обеспечен жилым помещением в Санчурском районе в 2018 – 2019 годах, права на изменение муниципального образования, в котором ему должно быть предоставлено жилое помещение, он не имеет, поскольку оспариваемая им норма устанавливает определенные возрастные ограничения для подачи заявления об этом.
Действительно, абзац 2 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО предусматривая право на выбор муниципального образования как по месту жительства, так и вне его, вводит временные ограничения для подачи заявления об изменении выбранного муниципального образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чем ограничивает право на подачу такого заявления лицами, которые не были незамедлительно обеспечены жилыми помещениями по месту жительства после возникновения такого права по независящим от них причинам и изменили место проживания.
Положения части 2 и части 7 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО во взаимосвязи позволяют сделать вывод, что только перечисленные в абзаце 2 части 2 лица имеют право на выбор иного муниципального образования после включения их в списки органа опеки и попечительства. Именно заявление указанных лиц влечет за собой решение о включении в список органа опеки и попечительства муниципального образования, выбранного лицом.
Тем самым ограничивается право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не были незамедлительно обеспечены жилыми помещениями в предусмотренный законодательством срок, на получение жилого помещения по месту их жительства на территории данного субъекта Российской Федерации.
Между тем такое ограничение в силу требований частей 3 и 5 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации возможно только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отсутствие необходимого объема финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с различной стоимостью жилья в разных муниципальных образованиях, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что абзац 2 части 2 статьи 19 Закона от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО в той мере, в которой он ограничивает право на выбор муниципального образования на территории Кировской области по новому месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями по достижении возраста 18 лет, либо по их заявлению по завершению получения образования по программам среднего профессионального образования и высшего образования, по независящим от них причинам, противоречит статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, следовательно, признается судом не действующим.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. № 48, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, уже применялся и регулировал общественные отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки в отношении других граждан, оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего решения.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, с учетом требований статьи 12 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», постановления Законодательного Собрания Кировской области от 26 января 2006г. № 57/306 «Об источниках официального опубликования устава Кировской области, законов (кодексов) Кировской области и постановлений Законодательного Собрания Кировской области нормативного характера» решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании Законодательного Собрания Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований Мишутова С.В. к Правительству Кировской области суд полагает необходимым отказать, поскольку данный административный ответчик является ненадлежащим.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления Мишутовым С.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 21, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика Законодательного Собрания Кировской области в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Мишутова С.В. удовлетворить частично.
Признать недействующим абзац 2 части 2 статьи 19 Закона Кировской области от 04 декабря 2012г. № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» в той мере, в которой он ограничивает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями по достижении возраста 18 лет, либо по их заявлению по завершению получения образования по программам среднего профессионального образования и высшего образования, по независящим от них обстоятельствам, на изменение выбранного ими муниципального образования на территории Кировской области по новому месту жительства, со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении административных исковых требований Мишутова С.В. к Правительству Кировской области отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании Законодательного Собрания Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Законодательного Собрания Кировской области в пользу Мишутова С.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Сметанина О.Н.