Решение по делу № 33-4452/2021 от 18.06.2021

Ушанева Л.Ф.                                                                Дело №33 –4452/ 2021 (2-52/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2021 года                                            г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Беспаловой В.В., Данилова А.В.,

при секретаре Чайка Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к (ФИО)1, (ФИО)2 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,

по апелляционной жалобе (ФИО)2 на решение Нижневартовского городского суда от 31 марта 2021 года, которым постановлено:

«Удовлетворить требования акционерного общества «Ипотечное агентство Югры», заявленные к (ФИО)1, (ФИО)2 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Признать трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 22.01.2013 года, заключенное 22.01.2013 года между ОАО «Ипотечное Агентство Югры», ОАО «Сбербанк России», (ФИО)1, (ФИО)2 недействительным.

Применить последствия недействительности сделки и взыскать солидарно с (ФИО)1, (ФИО)2 в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» сумму выплаченной компенсации за период с 25.04.2013 года по 20.03.2020 года в размере 862 243,95 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 822,44 рублей, всего взыскать 880 066 рублей 39 копеек».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения представителя акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» Ершовой Д.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

АО «Ипотечное агентство Югры» обратилось с требованиями к ответчикам с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований истец указал, что 16.02.2012 года на основании решения ОАО «Ипотечное агентство Югры» ответчики признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.04.2011 года № 108-п составом семьи 2 человека.

Ответчиками по договору купли-продажи от 22.01.2013 года приобретена квартира, расположенная по адресу: (адрес), общей площадью 63,2 кв.м, с использованием кредитных денежных средств, предоставленных банком по кредитному договору (номер) от 22.01.2013 года, в связи с чем, между ОАО «Ипотечное агентство Югры», ОАО «Сбербанк России» и ответчиками заключено трехсторонне соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору (номер) от 22.01.2013 года, в соответствии с которым ОАО «Ипотечное агентство Югры» приняло на себя обязательство по предоставлению ответчикам государственной поддержки в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита в течение 240 месяцев.

В настоящее время выявлен факт незаконного участия ответчиков в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» в виду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату постановки на учет и заключения трехстороннего соглашения.

На момент признания ответчиков участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» ответчики проживали по адресу: (адрес), общей площадью 56 кв.м., следующим составом: (ФИО)1, (ФИО)2 (признана членом семьи собственников), (ФИО)6 (собственник ? доли), (ФИО)7 (собственник ? доли), (ФИО)8 (признан членом семьи собственников). Обеспеченность каждого члена семьи составила 11,2 кв.м., то есть мене 12 кв.м.

В связи с чем, была установлена нуждаемость ответчиков в улучшении жилищных условий.

По заявлению от 21.02.2014 года в состав семьи включена дочь – (ФИО)9, 19.12.2013 года рождения.

В заявлении на признание участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» от 16.02.2012 года в графе «В настоящее время я и члены моей семьи жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО-Югры и других субъектов РФ не имеем (имеем)», ответчики указали «не имеем».

Однако, из выписки из ЕГРП от 12.08.2019 года следует, что в собственности (ФИО)2 в период с 18.08.1994 года по 30.05.2017 года находилась ? доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью 46,3 кв.м. (что составляет 23,15 кв.м.).

Таким образом, обеспеченность каждого члена семьи ответчиков равна 22,775 кв.м., и на момент постановки на учет по подпрограмме у ответчиков отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходилось более 12 кв.м.

В соответствии с трехсторонним соглашением за период с 22.01.2013 года по 20.03.2020 года ответчикам была предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в размере 862 243,95 руб.

Просил признать трехстороннее соглашение от 25.04.2013 года о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 22.01.2013 года недействительным; применить последствия недействительности сделки и взыскать с ответчиков солидарно сумму выплаченной компенсации за период с 25.04.2013 года по 20.03.2020 года в размере 862 243,95 руб., взыскать солидарно с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 822,44 руб.

Представитель истца АО «Ипотечное агентство Югры» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик (ФИО)1 в судебном заседании суду пояснил, что при заключении Трехстороннего соглашения он не знал о том, что в собственности (ФИО)2 имелась доля в праве на жилое помещение.

Ответчик (ФИО)2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица ПАО Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии лиц, не явившихся в судебное заседание.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе (ФИО)2 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что суд не дал оценку обстоятельствам, при которых ответчик (ФИО)10 получила в собственность ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью 46,3 кв.м. Обращает внимание, что указанная квартира перешла в собственность ответчика (ФИО)10 ввиду участия ее в приватизации в 1991 году в связи с тем, что ответчик (ФИО)10 была прописана в указанной квартире. Данная квартира принадлежала бабушке ответчика по линии отца. Ответчик была прописана на территории данной квартиры, в связи с чем, стала невольным участником приватизации. На момент приватизации квартиры ответчик был еще в несознательном возрасте (2-3 года). Заполняя заявление на признание участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», ответчик не знала о том, что она является собственником 1/2 доли в квартире г. Березники. Только в 2017 году она узнала о том, что являюсь собственником указанной квартиры. В 2017 году ответчику позвонил юрист бабушки и сообщил, что бабушка решила оформить завещание на данную квартиру, но не имеет такой возможности, так как 1/2 доля принадлежит ответчику (ФИО)10 Намерения пользоваться и проживать в указанной квартире у ответчика не было. Со своей семьей (ФИО)10 училась, ходила в школу и работала в городе Нижневартовске, намерений менять место жительства с ХМАО на Пермский край у неё не имелось. Намерений умышленно скрывать наличие в собственности жилья не было. Собственность квартиры в Пермском крае, г. Березники общей площадью 46,3 кв.м. была формальной. Делает вывод, что на момент подачи заявления о признание участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» ответчики являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

(ФИО)1, (ФИО)2, представители Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ПАО «Сбербанк России», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)5, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.02.2012 года (ФИО)2, (ФИО)1 обратились в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлениями о признании их участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», порядок реализации которых, утвержден Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года №108-п (л.д. 20-22, 23-24).

На основании решения ОАО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)2, (ФИО)1 признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (л.д. 25).

22.01.2013 года (ФИО)2, (ФИО)1 заключили с ПАО «Сбербанк России» кредитный договор (номер) на сумму 2 000 000 руб., для приобретения жилого помещения – (адрес), в городе Нижневартовске (л.д. 46-51).

22.01.2013 года между ОАО «Ипотечное агентство Югры» (агентство), ОАО «Сбербанк России» и участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» (ФИО)2, (ФИО)1 было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 22.01.2013 года (л.д. 52).

По условиям заключенного соглашения агентство обязуется предоставить участнику государственную поддержку в форме компенсации части процентной ставки, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита по ипотечному кредитному договору №(номер) от 22.01.2013 года, предоставленному за счет средств банка на строительство (приобретение) жилого помещения в течение 240 месяцев, при условии целевого использования и исполнения обязательств участником в соответствии с условиями, установленными кредитным договором и настоящим соглашением. Компенсация предоставляется за счет средств бюджета ХМАО-Югры, предоставленных истцу для реализации мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» (п. 1.2 соглашения).

За период с 25.04.2013 года по 20.03.2020 года истцом в соответствии с условиями трехстороннего соглашения от 22.01.2013 года выплаченной компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору в размере 682 243,95 руб.

По заявлению от 21.02.2014 года в состав семьи включена дочь – (ФИО)9, (дата) года рождения.

24.12.2019 г. решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)2, (ФИО)1 были исключены из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об исключении (ФИО)2, (ФИО)1 из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года №346-п, является законным. В 2012 году при постановке на учет для получения мер государственной поддержки (ФИО)15 не были представлены сведения о наличии у (ФИО)2 1/2 доли в праве собственности на квартиру, общей площадью 46,3 кв.м., расположенную по адресу: (адрес). Поскольку на момент подачи заявления семья ответчиков не соответствовала критериям нуждаемости и была незаконно включена в Единый список участников, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что требования истца о признании трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 22.01.2013 года, заключенного 22.01.2013 года между ОАО «Ипотечное Агентство Югры», ОАО «Сбербанк России», (ФИО)2, (ФИО)1, недействительным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их правильными, соответствующими требованиям закона и представленным доказательствам.

Государственная поддержка граждан - участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», осуществляется на территории ХМАО-Югры в соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 года № 368-п и Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы, и на период до 2015 года», утв. Постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 года № 108-п (далее - Порядок).

В соответствии с программой государственная поддержка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» осуществляется также и по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» (пункт 4 Раздела 5 целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»).

Правила осуществления государственной поддержки граждан Российской Федерации - участников целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» регламентированы Порядком реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года №108-п (далее - Порядок).

В соответствии с действовавшим в момент постановки истцов на учет Порядком (пункты 2.1-2.4 ст.3 Порядка), нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются, среди прочего, граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

В пунктах 2.1 – 2.31 ст.6 Порядка содержится перечень документов, на основании которых заявитель признается участником программы (подпрограммы).

Всеми гражданами, претендующими на получение мер государственной поддержки, предусмотренных целевой программой, предоставляются документы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.6, 2.11, 2.20 пункта 2 статьи 6 Порядка (то есть заявление по установленной форме; паспорта или иные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации и проживающих с ним членов семьи; справки с места жительства гражданина о составе семьи с указанием родственных отношений и времени регистрации в занимаемом жилом помещении; документы на занимаемое жилое помещение; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на всех совершеннолетних членов семьи заявителя).

Молодыми семьями дополнительно предоставляются сведения, указанные в пунктах 2.9, 2.21 или 2.22 пункта 2 статьи 6 Порядка (то есть свидетельства о рождении ребенка либо документы, подтверждающие усыновление ребенка; документ, подтверждающий участие в целевой программе (подпрограмме) или федеральной программе (подпрограмме) по улучшению жилищных условий, включая программы (подпрограммы), действовавшие до 1 января 2011 года, выписку из решения органа местного самоуправления о постановке на учет с указанием состава семьи в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что документы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.6, 2.11, 2.20 пункта 2 статьи 6 Порядка, представляются всеми гражданами, претендующими на получение мер государственной поддержки, предусмотренных целевой программой. Дополнительно заявители представляют документы, указанные в подпунктах 2.8, 2.9, 2.21 или 2.22 (для молодой семьи), указанные в подпунктах 2.8, 2.9, 2.21 - 2.23 (для молодых семей по федеральной целевой программе).

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 г. № 408-п, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 № 108-п признано утратившим силу с 1 января 2014 г.

С 01.01.2019 г. вступило в силу постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 15).

В соответствии с п.2 Приложения 15 к категории молодых семей относятся молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.

В п.3 Приложения 15 указано, что в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они, в том числе, являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

В целях определения нуждаемости в жилом помещении членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи и признаны таковыми в судебном порядке.

В соответствии с п.7 Приложения 15 граждане исключаются из единого списка в случаях:

    1)    подачи ими заявления об исключении из списка;

    2)    утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий);

    3)    отсутствия гражданства Российской Федерации;

    4)    намеренного ухудшения жилищных условий в соответствии с п. 4 Порядка;

    5)    получения молодой семьей государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими трех и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома, получение ранее поддержки молодыми семьями, имеющими право на получение субсидии на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств;

    6)    выезда граждан, претендующих на получение субсидии, и членов его семьи в другой субъект Российской Федерации на постоянное место жительства;

    7)    выявления в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений;

    8)    отказа в предоставлении субсидии, принятого на основании п. 15 Порядка;

    9)    отказа от получения субсидии в текущем финансовом году;

    10)    непредставление документов в период действия уведомления, указанных в п. 12 Порядка;

    11)    непредставления членами молодой семьи документов о приобретении жилого помещения в целях получения субсидии в срок, установленный п. 9 Порядка.

Согласно пп. 1 п.15 Приложения 15 к Постановлению Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 года N 346-п отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии), является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы.

Выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений также является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы (пп. 7 п. 15 Приложения 15).

Согласно п.3 Порядка ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и предоставленных документах, возлагается на заявителя.

Молодые семьи обязаны уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств (п. 5 Порядка).

Порядком также предусмотрено, что документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением молодыми семьями государственной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, направленных на улучшение жилищных условий, если они не представлены членами молодой семьи, молодым специалистом по собственной инициативе, запрашиваются организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 Приложения 15).

Решение об исключении из списка принимается уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления от гражданина и (или) сведений и документов, полученных от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия (п. 7 Приложения 15).

Проанализировав положения Порядка реализации Целевой программы, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года N 108-п, действовавшего на момент принятия решения о предоставлении ответчикам компенсации процентной ставки, предусматривающего, что для установления у лица, желающего встать на учет с целью получения государственной поддержки в рамках подпрограммы (признания участником подпрограммы), нуждаемости в жилом помещении, обязательным являлось предоставление достоверных сведений относительно наличия (отсутствия) у него иных жилых помещений, суд пришел к выводу о том, что (ФИО)14 в нарушение обязательства, указанного в заявлении для предоставления государственной поддержки, не сообщили о факте наличия у (ФИО)2 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), указав в заявлении недостоверные сведения в части нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно требованиям п. 1 ст. 179 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Пунктом 2 указанной статьи было предусмотрено, если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.

В действующей редакции пункта 2 статьи 179 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

При этом потерпевшим, обладающим правом на оспаривание сделки, совершенной под влиянием обмана, признается лишь то лицо, которое принимало решение о заключении сделки и при отсутствии обмана оспариваемую сделку не заключило бы, то есть ее сторона.

Таким образом, сделка, совершенная под влиянием обмана, является оспоримой и может быть признана недействительной по иску стороны в сделке, которая была обманута другой стороной с целью вступить в договорные отношения.

Как следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от (дата), в период с (дата) по (дата) в собственности (ФИО)2 находилась 1/2 доля в праве собственности на квартиру, общей площадью 46,3 кв.м., расположенную по адресу: (адрес), что составляет 23,15 кв.м.

Однако при подаче заявления (ФИО)14 данные сведения о наличии у (ФИО)2 1/2 доли в праве собственности на квартиру не отразили.

Материалами дела установлено, что, обращаясь в ОАО «Ипотечное агентство Югры» (дата) с заявлениями о признании участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», (ФИО)2, (ФИО)1, предоставили сведения о проживании их семьи по адресу: (адрес), общей площадью 56 кв.м. следующим составом: (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)8 (брат), (ФИО)6 (отец, собственник доли ?), (ФИО)7 (мать, собственник доли ?), а также указали, что в настоящее время они и члены их семьи жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и других субъектов Российской Федерации не имеют.

На основании предоставленных документов, учитывая вселение (ФИО)2 и (ФИО)8 в жилое помещение в качестве членов семьи собственников, была установлена нуждаемость (ФИО)2, (ФИО)1 в улучшении жилищных условий согласно следующему расчету: 56 кв.м. /2 собственника / членов семьи собственника = 5,6 кв.м. обеспеченность каждого члена семьи ответчиков в доле матери; 56 кв.м. /2 собственника / членов семьи собственника = 5,6 кв.м. обеспеченность каждого члена семьи ответчиков в доле отца.

Таким образом, обеспеченность семьи (ФИО)14 в жилом помещении по адресу: (адрес), составляла 22,4 кв.м. (5,6 кв.м. + 5,6 кв.м.) х 2 члена семьи ответчиков, или по 11,2 кв.м. на одного члена семьи ответчиков.

В связи с установлением новых сведений о наличии у (ФИО)2 1/2 доли (23,15 кв.м.) в праве собственности на квартиру по адресу: (адрес), общей площадью 46,3 кв.м., обеспеченность (ФИО)1 и (ФИО)2 жилой площадью на каждого члена семьи составляла 22,775 кв.м., исходя из следующего расчета: 22,4 кв.м. (доли (ФИО)1 и (ФИО)2 в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес)) + 23,15 кв.м. (доля ? (ФИО)2 в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес)) = 45,55 кв.м. (обеспеченность (ФИО)2, (ФИО)1 на дату постановки на учет); 45,55 кв.м. : 2 чел. = 22,775 кв.м. - обеспеченность каждого члена семьи на дату постановки на учет.

При указанных обстоятельствах (ФИО)14 не имели права на господдержку в виде компенсации процентной ставки банковского процента по ипотеке.

24.12.2019 г. решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)2, (ФИО)1 были исключены из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п.

24.12.2019 г. Агентством было принято решение об исключении (ФИО)2, (ФИО)1 из Единого списка молодых семей, подавших до 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, решения о признании участниками в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» признаны недействительными, поскольку при постановке на учет был скрыт факт отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Проанализировав указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент постановки на учет у семьи (ФИО)14 (составом семьи 2 человека) отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходилось более 12 кв.м.

Кроме того, в заявлении на признание участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» от 16.02.2012 года (ФИО)2, (ФИО)1 указали, что в период за 5 лет предшествующих подачи настоящего заявления ни они, ни и члены их семьи свои жилищные условия путем отчуждения жилого помещения не ухудшали.

Однако согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от 12.08.2019 г. (ФИО)2 13.01.2012 года произвела отчуждение ? доли в общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес).

Таким образом, в результате предоставления несоответствующих действительности сведений об отсутствии в собственности жилого помещения, (ФИО)2, (ФИО)1 незаконно были признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 года № 108-п.

Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что (ФИО)14 на дату подачи заявления не являлись лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем, решение АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении (ФИО)2, (ФИО)1 из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года №346-п, соответствует как требованиям законодательства, так и фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что (ФИО)2 не знала о наличии у неё в собственности 1/2 доли в праве на вышеназванную квартиру судебной коллегией отклоняются, как не имеющие правового значения. Незнание о наличии в собственности (ФИО)2 1/2 доли в праве на квартиру не свидетельствуют о наличии у ответчиков нуждаемости, так как вне зависимости от иных обстоятельств, (ФИО)2 в указанный период имела 1/2 долю в праве собственности на квартиру, соответственно, расчет нуждаемости на дату признания участниками должен был быть произведен с учетом данной доли в соответствии с положениями Порядка реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 05.04.2011 года №108-п.

Из материалов дела следует, что сторонами в оспариваемой сделке являлись (ФИО)2, (ФИО)1, ОАО «Ипотечное агентство Югры» и ОАО «Сбербанк России».

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса РФ условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В соответствии со статьей 12 Кодекса защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что защите подлежит только нарушенное право.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку ОАО «Ипотечное агентство Югры» являлось стороной в оспариваемой сделке, следовательно, вправе требовать признания сделки недействительной по указанному правовому основанию, являясь надлежащим истцом.

Как следует из материалов дела, согласно оспариваемому трехстороннему соглашению за период с 25.04.2013 г. по 20.03.2020 г. ответчикам выплачена компенсация части банковской процентной ставки в размере 682 243,95 руб.

Заключая трехстороннее соглашение, стороны согласовали, что компенсация предоставлена за счет средств бюджета ХМАО-Югры, предоставленных Агентству для реализации мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». В случаях досрочного взыскания по кредитному договору и настоящему соглашению по вине участников, сумма полученной компенсации возвращается участниками Агентству (п. 1.2 соглашения).

Обращаясь в АО «Ипотечное агентство Югры» с заявлениями о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, ответчики (ФИО)14 предоставили сведения о том, что не имеют жилых помещений на праве собственности.

Требование о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у ответчика жилых помещений на праве собственности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и на территории других субъектов Российской Федерации содержалось в заявлении о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, заполняя которое ответчики должны были указать достоверные сведения.

Подписывая заявление, (ФИО)14 были ознакомлены, что за предоставление недостоверной информации, заведомо ложных сведений, указанных в заявлении, повлечет отказ в представлении государственной поддержки за счёт средств бюджета автономного округа и (или) ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, (ФИО)14 не сообщили о наличии у (ФИО)2 в период с 18.08.1994 г. по 30.05.2017 г. в собственности 1/2 доли в праве собственности на квартиру, общей площадью 46,3 кв.м., расположенную по адресу: (адрес), с учётом которой ответчики не являлись лицами, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и не могли быть участниками подпрограмм, в связи с чем, основания для заключения оспариваемого трехстороннего соглашения отсутствовали.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности требования Агентства к (ФИО)14 по возврату денежных средств выплаченной компенсации части банковской процентной ставки за период с 25.04.2013 г. по 20.03.2020 г. в сумме 682 243,95 руб., нашёл требования истца о признании трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 22.01.2013 года, заключенного 22.01.2013 года между ОАО «Ипотечное Агентство Югры», ОАО «Сбербанк России», (ФИО)2, (ФИО)1, недействительным обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они следуют из анализа правовых норм и всей совокупности представленных и исследованных судом доказательств. Коллегия не находит оснований для сомнения в их обоснованности. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, решение подробно мотивировано в соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ, дополнительной мотивировки не требует.

Судебная коллегия также отмечает, что указанная сделка противоречит закону и правовым актам округа, которыми предоставление финансовой поддержки населению Югры при приобретении жилых помещений обусловлено нуждаемостью граждан в улучшении жилищных условий, что подробно мотивировано судом. Предоставление финансовой поддержки лицам, не имеющим право на таковую, нарушает права и интересы других лиц, имеющих законное право получить поддержку за счет средств бюджета, и, соответственно, влечет за собой нецелевое расходование бюджетных средств.

Как усматривается из материалов дела, требование о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у ответчиков жилых помещений на праве собственности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и на территории других субъектов Российской Федерации содержалось в заявлении о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, заполняя которое ответчики должны были указать достоверные сведения. При этом, ответчики, подписав заявление, подтвердили, что предоставленная информация является полной и правдивой и дали согласие на право истца проверить сообщенные ими сведения. Кроме того, в заявлении они дали согласие незамедлительно уведомить истца об изменении указанных ими сведений.

Давая оценку действиям ответчиков (ФИО)14, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчики намеренно не представили информацию, влияющую на принятие решения о признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» и «Ипотечное жилищное кредитование», действия ответчиков судом расценены как обман с целью получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Оснований не согласиться с выводами суда суд апелляционной инстанции не находит, поскольку данные выводы основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доказательств, опровергающих выводы суда, материалы дела не содержат, в суд апелляционной инстанции не представлены.

Доводы апелляционной жалобы, не содержат новых обстоятельств, основаны на обстоятельствах, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для которых судебная коллегия не усматривает.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нижневартовского городского суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)2 – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июля 2021 года.

Председательствующий                                                    Иванова И.Е.

Судьи:                                                                  Беспалова В.В.

                                             Данилов А.В.

33-4452/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
АО ИПОТЕЧНОЕ АГЕНТСТВО ЮГРЫ
Ответчики
Латыпов Тимур Заниярович
Латыпова Анна Владиславовна
Другие
Департамент строительства ХМАО-Югры
ПАО Сбербанк России
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Данилов Алексей Викторович
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
18.06.2021Передача дела судье
13.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2021Передано в экспедицию
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее