88-7701/2022
2-915/2021
25RS0001-01-2020-008171-95
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 августа 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Калиниченко Т.В., Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волобуева Дмитрия Александровича к ФКУ «УФО МО РФ по ПК», 696 Отряду судов обеспечения Флота (696 ОСОФ), Министерству обороны Российской Федерации о взыскании оплаты труда,
по кассационной жалобе Волобуева Дмитрия Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Волобуев Д.А. обратился в суд с иском к ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» (далее ФКУ «УФО МО РФ по ПК»), просил с учетом уточнения требований взыскать доплату за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36 381, 25 рубль, доплату отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и компенсацию 27 дней отпуска при увольнении в сумме 7 760, 25 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 1 500 рублей.
В обосновании своих требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся <данные изъяты>, затем <данные изъяты> 696 отряда судов обеспечения флота, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по ПК» и привлекался к работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не были включены компенсационные и стимулирующие надбавки. В указанный период работы Волобуева Д.А. в ночное время оплачен ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в рабочие дни в размере 135% оклада, однако компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100% оклада. Работа ночью в этот же период в выходные и праздничные дни оплачена в размере 235 %, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. Не оплачена работа днем в количестве 51 часа. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпуска.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 февраля 2021 года исковые требования Волобуева Д.А. удовлетворены. Взыскано с ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в пользу Волобуева Д.А. оплата труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 381, 25 рубль, доплату отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и компенсацию 27 дней отпуска при увольнении в размере 7 760, 25 рублей, морального вреда 1 500 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 декабря 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены 696 Отряд судов обеспечения Флота (696 ОСОФ), Министерство обороны Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2022 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, согласно которому в удовлетворении иска Волобуеву Д.А. отказано.
В кассационной жалобе Волобуев Д.А. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» против доводов жалобы возражает, просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, уведомлены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Для лиц, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил РФ, такие особенности установлены Положением "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 N 545 (далее Приказ № 545), которое предусматривает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций ВС РФ.
Выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), согласно Приложению N 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 N 822, отнесены к выплатам компенсационного характера.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Работа в выходной или нерабочий праздничный день, в силу статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу, за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Волобуев Д.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> 696 ОСОФ, находящимся на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю».
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительным соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между войсковой частью № и Волобуевым Д.А., работнику установлены должностной оклад в размере <данные изъяты> с начислением на него районного коэффициента 30%, процентных надбавок: за работу в районах Дальнего Востока - 30%, выслугу лет, вредные условия труда и стимулирующие выплаты, производимые в соответствии с законодательством РФ и положением об оплате труда войсковой части №.
Пунктом 5.1 трудового договора истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при этом режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором.
Пунктом 5.5 трудового договора предусмотрен дополнительный отпуск за ненормированность по решению командира части или в соответствии с коллективным договором.
Согласно Коллективного договора 696 ОСОФ истцу установлен суммированный учет рабочего времени.
Приказом № предусмотрена тарифная система оплаты труда, заработная плата гражданского персонала воинских частей состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.
Отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, изучив систему оплаты труда истца, табели рабочего времени, расчетные листки, установил, что истец в спорный период времени привлекался к работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, выполнял работу сверх установленной продолжительности рабочего времени. Эта работа ему оплачена в повышенном размере, исходя из установленного повышенного должностного оклада за работу с вредными условиями труда в соответствии с Положением "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации", утвержденным Приказом N 545 и Коллективным договором 696 ОСОФ на 2018-2021 годы, условиями трудового договора сторон.
В кассационной жалобе Волобуев Д.А. указывает на то, что оплата за работу, отклоняющуюся от нормальной, должна производиться в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 N 26-П, а именно, при исчислении заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, должны учитываться все предусмотренные системой оплаты труда выплаты.
Данные доводы подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 2 к Приказу N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения).
Пунктом 3 приложения N 2 к Приказу N 545 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 Приказа N 545 гражданскому персоналу войсковых частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов.
Судом установлено, что истцу назначена процентная надбавка за работу во вредных условиях в размере 12 процентов к должностному окладу, выплата которой производилась.
В соответствии с Коллективным договором 696 ОСОФ на ДД.ММ.ГГГГ, оплата труда в ночное время производится в соответствии с пунктом 17 приложения к Приказу N 545 в размере 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время; оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника (п. 2.11); выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) осуществляется в соответствии со ст. 151 ТК РФ (п. 2.8).
Таким образом, действующая система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает повышенную оплату работы, отклоняющейся от нормальной, посредством установления компенсационных выплат, размер которых установлен ведомственными нормативными актами, в том числе Приказом N 545, локальными актами работодателя, и не предусматривает начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как об этом утверждает истец в кассационной жалобе.
Проверяя расчет оплаты труда истца за работу в ночное время, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оплата работы истца в ночное время произведена работодателем исходя из часовой ставки (оклада) с учетом повышения (оклад + повышение за вредные условия труда 12% /норму часов в месяце*количество отработанных часов*35%. За работу в выходные и праздничные дни истцу, помимо часовой ставки произведены компенсационные и стимулирующие выплаты по форме (морская надбавка + надбавка за выслугу + премия)/норму часов в месяце*2*количество отработанных часов, то есть в соответствии с порядком, установленным Приказом N 545 и условиями Коллективного договора 696 ОСОФ на ДД.ММ.ГГГГ, и такой расчет не противоречит позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска и в части требований об оплате работы сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Установив, что в соответствии с условиями трудового договора работа истца осуществлялась в режиме работы с ненормированным рабочим днем, в соответствии со статьей 119 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 мая 2003 N 178 "О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета" работникам с ненормированным рабочим днем в качестве приоритетного вида компенсации предусмотрено предоставление дополнительных дней отдыха, либо ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Оплата в порядке, предусмотренном статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в случае невозможности предоставления гарантий в виде дополнительных дней отдыха.
Обязательства по выплате истцу заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" выполнены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел спор в соответствии с требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судебной коллегии соответствуют установленным обстоятельствам.
Выраженное в кассационной жалобе, несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что судом второй инстанции неверно оценены представленные в дело доказательства и неправильно применены нормы материального права, не может служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку фактически приведенные в жалобах доводы повторяют позицию стороны в споре и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не наделен.
Вопросы относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешаются судами первой и апелляционной инстанций и не входит в круг вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений судебной коллегией Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волобуева Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи