№2-1095/2015
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании «5» ноября 2015 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Пажгинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание школы системой видеонаблюдения,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Пажгинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание школы, расположенное по адресу: Республика Коми, Сыкгывдимский район, с. Пажга, 1-й микрорайон, д. 23 системой видеонаблюдения с возможностью фиксации происходящего на магнитные носители в срок до 01.09.2017. В обоснование требований указал, что в результате проверки исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Пажгинская средняя общеобразовательная школа» требований законодательства о комплексной безопасности, об антитеррористической защищённости объекта - здания школы, законодательства о профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних учащихся учреждения, выявлены нарушения требований указанного законодательства при обеспечении безопасности учащихся, а также по профилактике совершения ими правонарушений.
В судебном заседании прокурор Семенов С.Ю., настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
Ответчик - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пажгинская средняя общеобразовательная школа», надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без его участия.
Суд, руководствуясь ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке, в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В пункте 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства-участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправлений по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В силу п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавав безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ) в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. При этом участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других учреждений и организаций осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 120-ФЗ осуществляющие образовательную деятельность организации осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пажгинская средняя общеобразовательная школа» является образовательной организацией. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № здание школы, расположенное по адресу: Республика Коми, Сыкгывдимский район, с. Пажга, 1-й микрорайон, д. 23, передано образовательной организации в оперативное управление.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Вопреки требованиям ст. 2 Федерального закона № 35-Ф3, п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона № 384-Ф3, п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», а также Федерального закона № 120-ФЗ здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пажгинская средняя общеобразовательная школа» системой видеонаблюдения не оборудовано.
Кроме того, анализ состояния преступности несовершеннолетних на территории Сыктывдинского района, а также обобщенные сведения о совершаемых учащимися образовательных организаций правонарушений свидетельствует о необходимости повышения внимания администрации образовательной организации к проблеме контроля за происходящим на территории школы.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательной организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта. Отсутствие возможности обеспечения постоянного контроля, предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации может способствовать совершению противоправных действий в отношении учащихся.
Незащищенность образовательного учреждения способствует созданию негативных последствий, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, в том числе несовершеннолетними учащимися школы, что ставит под угрозу здоровье и жизнь как обучающихся и педагогов, так и других граждан, посещающих данный объект. Нарушение требований законодательства в указанной сфере существенно ущемляет права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья.
Учитывая, что в образовательной организации отсутствует система видеонаблюдения, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, в целях устранения нарушения вышеуказанных требований законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и о возложении на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пажгинская средняя общеобразовательная школа» обязанности обеспечить оборудование здания школы системой видеонаблюдения.
Руководствуясь ст.194 - 198, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, судрешил:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Пажгинская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пажгинская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здание школы, расположенное по адресу: Республика Коми, Сыкгывдимский район, с. Пажга, 1-й микрорайон, д. 23 системой видеонаблюдения с возможностью фиксации происходящего на магнитные носители в срок до 01.09.2017.
Ответчик вправе подать в Сыктывдинский районный суд Республики Коми, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.И. Сухопаров