Дело №2-2269/2024
УИД: 76RS0016-01-2024-002069-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2024 года г. Ярославль
Дзержинский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Черничкиной Е.Н.,
при секретаре Камратовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дзержинского района г.Ярославля, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Гудзь Николаю Николаевичу, индивидуальному предпринимателю Кукушкину Вячеславу Валентиновичу о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства об охране окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП ФИО1, ИП ФИО2, в котором просил возложить на ответчиков обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования путем согласования в установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019г. № порядке перечня мероприятий по уменьшению выборов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в отношении объекта НВОС №п, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчики осуществляют эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, включенного в региональный реестр объектов НВОС за номером №п, категория объекта – 3, количество источников выбросов – 6, адрес: <адрес>. Однако согласованный в установленном порядке перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий у них отсутствует. Указанные недостатки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчиков, действующая на основании доверенностей, ФИО5 исковые требования не признала. Пояснила, что обращение с настоящим исковым заявлением относится к компетенции специализированной природоохранной прокуратуры, а не прокуратуры <адрес>, либо Министерства лесного хозяйства и природопользования <адрес> является ненадлежащим истцом по делу. Предмет иска нацелен на начало процедуры согласования необходимых мероприятий. Исковые требования отсылок на конченый результат не содержат. К настоящему времени данная процедура ответчиками начата, заключены соответствующие договоры. К 01.01.2025г. данная процедура будет завершена. Вынесение в отношении ответчиков решения суда является нецелесообразным.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Доводы представителя ответчиков о том, что прокуратура <адрес> не имеет полномочий на обращение в суд с данным исковым заявлением, поскольку надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании в соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» отнесен к компетенции природоохранного прокурора, суд отклоняет.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008г. №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных, специализированных прокуратур», на который ссылается представитель ответчиков, издан для оптимизации деятельности органов прокуратуры, обеспечения должного взаимодействия между ними и не ограничивает предусмотренное законодательством право прокурора на обращение в суд.
Действия прокурора Дзержинского района г. Ярославля, предъявившего требования о возложении обязанности согласовать в установленном порядке перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух направлены на устранение нарушений закона, выявленных в ходе проведенной проверки, иск в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц предъявлен на основании ст. 45 ГПК РФ.
Статьей 24 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствие с ч.1 ст.1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Пунктом 1 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, утв. приказом Минприроды России от 28.11.2019г. №811 (далее - Требования №811), установлено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в период НМУ на объектах I, II и III категории определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Требований №811 мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и 1 категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно п.3 Требований №811 при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Пунктом 6 Требований №811 установлено, что разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017г. №273; сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга; сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (далее - ПДК) на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.
Согласно пункту 19 Требований №811 мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Ответчикам ИП ФИО1 и ИП ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения в здании по адресу: <адрес>. По указанному адресу осуществляется эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, категория объекта – 3, количество источников выбросов – 6, адрес: <адрес>. Данный объект включен в региональный реестр с ко<адрес>-а. Однако согласованный в установленном порядке перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий у ответчиков к настоящему времени отсутствует. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией, предоставленной Министерством лесного хозяйства и природопользования <адрес>, представителями ответчика по существу не оспаривались.
Доводы представителя ответчиков о том, что к настоящему времени ими активно принимаются меры для согласования перечня мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются. Порядок согласования данных мероприятий установлен Требованиями №. По смыслу данных Требований согласование мероприятий по НМУ завершается согласованием с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
До настоящего времени ответчиками указанное согласование не получено, следовательно, в полном объеме установленные требованиями ими не исполнены. Начало ответчиками процедуры согласования не гарантирует ее завершение результатом, предусмотренным Требованиями №, не исключает возможность прекращения ответчиками данной процедуры до ее завершения в порядке, установленном Требованиями №.
Выявленные нарушения, с учетом их длительности, количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их опасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, ставят под угрозу права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в связи с чем заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными.
Учитывая характер и объем мероприятий, которые необходимо провести для устранения выявленных нарушений, принятые ответчиками к данному времени меры для устранения нарушений, суд на основании ч.2 ст.206 ГПК РФ полагает возможным установить ответчикам срок для устранения перечисленных нарушений до 01.03.2025г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН №), индивидуального предпринимателя ФИО2 (паспорт №) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования путем согласования в установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 28.11.2019г. № порядке перечня мероприятий по уменьшению выборов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в отношении объекта НВОС №-п, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Черничкина