Решение по делу № 2-463/2023 от 23.05.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    04 июля 2023 года                                                                                         г. Болотное

            Болотнинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Колесникова А.В.,

при секретаре судебного заседания Логиновой Е.М.,

с участием:

    представителя истца - помощника прокурора Болотнинского района Новосибирской области Бохан А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болотнинского района Новосибирской области к Муниципальному казенному образовательному учреждению Таганаевская средняя общеобразовательная школа, администрации Болотнинского района Новосибирской области о возложении обязанности оборудовать здание учреждения замками безопасности оконных блоков,

у с т а н о в и л:

Прокурор Болотнинского района Новосибирской области обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что прокуратурой была проведена проверкасоблюдения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности МКОУ Таганаевская СОШ, были выявлены нарушения законодательства, а именно: в нарушении требований ст. ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации», п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Проверкой установлено, что оконные блоки здания образовательного учреждения не укомплектованы замками безопасности, что создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся в МКОУ Таганаевская СОШ.

Прокурор просит суд обязать администрацию Болотнинского района Новосибирской области (<адрес> <адрес>, ИНН ) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оснащение здания Муниципального казенного образовательного учреждения Таганаевская средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу: <адрес>, замками безопасности оконных блоков здания, путем выделения денежных средств.

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Таганаевская средняя общеобразовательная школа (<адрес>) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силуоборудовать здание школы замками безопасности оконных блоков.

    В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал, в полном объеме.

    Ответчик – представитель МКОУ Таганаевская СОШ, будучи надлежащим образом извещенные о дате рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении дела слушанием, возражений против заявленных требований не представили.

    Ответчик - администрация Болотнинского района Новосибирской области, будучи надлежащим образом извещенные о дате рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении дела слушанием, возражений против заявленных требований не представили.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МКОУ Таганаевская СОШ является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации.

Статьями 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью; защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства; каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; детство находится под защитой государства.

Как следует из п.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства-участники, в том числе Российская Федерация, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Помимо прочего, образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6, ч.7 этой же статьи).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 названного Закона).

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЭ (ред. 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Кроме того, согласно п.5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельновыдвижного открывания створок. Указанный пункт введен в действие с 01.09.2016.

В силу положений раздела 1 данного стандарта, он распространяется на оконные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий я сооружений различного назначения. Стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции оконных блоков, а также их комплектующие детали. Требования стандарта являются обязательными.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Меры по соблюдению требований федерального законодательства, принимаемые руководителем образовательной организации, не являются достаточными и полными, следовательно, не исполняется обязанности, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних в соответствии с установленными нормами.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей работниками образовательной организации по обеспечению соблюдения требований безопасности создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.

Устранение выявленных нарушений необходимо для обеспечения безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, численность которых невозможно определить заранее ввиду того, что численность обучающихся образовательной организации постоянно изменяется.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относятся:    организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечениюреализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона №131-Ф3 предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с положениями Устава Болотнинского района Новосибирской области, размещенного на официальном сайте администрации Болотнинского района в сети «Интернет» по адресу http://bolotnoe.nso.ru/page/21, к вопросам местного значения муниципального района и полномочиям администрации Болотнинского района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление впределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п. 11 ч. 1 ст. 5, п. 10 ст. 30 Устава).

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом п. 1.3 Устава МКОУ Таганаевская СОШ (размещен на сайте образовательной организации в сети Интернет) предусматривает, что учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Болотнинский район Новосибирской области в лице администрации Болотнинского района, финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета Болотнинского района на основании бюджетной сметы в силу п. 1.7 Устава МКОУ Таганаевская СОШ.

Как установлено судом, в ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований, установленных ст.ст.28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», оконные блоки здания образовательного учреждения не укомплектованы замками безопасности. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией образовательного учреждения по обеспечению соблюдения требований безопасности создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся в МКОУ Таганаевская СОШ.

В связи с отсутствием замков безопасности на оконных блоках здания образовательного учреждения 03.03.2023 прокурором района в адрес директора МКОУ Таганаевская СОШ направлено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, которое рассмотрено, но не удовлетворено, в виду отсутствия финансирования. Собственных средств на оборудование замками безопасности оконных блоков у школы нет. Школа является казенным учреждением и находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, заключать и оплачивать контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, ответчик может лишь в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а при недостаточности лимитов по таким обязательствам, отвечает, в силу ч. 4 ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ, собственник имущества - орган местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, в данном случае - администрация Болотнинского района.

В целях исполнения требований прокурора, изложенных в представлении МКОУ Таганаевская СОШ обратилось к учредителю - администрации Болотнинского района с просьбой выделить денежные средства для оборудования оконных блоков замками безопасности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что неисполнение МКОУ Таганаевская СОШ, администрацией Болотнинского района требований федерального законодательства, а также вышеуказанных норм-гарантий влечет за собой нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что МКОУ Таганаевская СОШ Болотнинского района НСО нарушает права неопределенного круга, ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией образовательного учреждения по обеспечению соблюдения требований безопасности создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся в МКОУ Таганаевская СОШ, а требования прокурора Болотнинского района Новосибирской области о возложении обязанности являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку суд установил, что бездействием ответчика нарушаются охраняемые законом права неопределенного круга лиц, учитывая важность защиты охраняемых законом прав, суд полагает разумным и справедливым установить, что решение суда должно быть исполнено в срок до 01 сентября 2023 г.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

Иск прокурора Болотнинского района удовлетворить.

Обязать администрацию Болотнинского района Новосибирской области <адрес>, ИНН ) в срок до 01 сентября 2023 года организовать оснащение здания Муниципального казенного образовательного учреждения Таганаевская средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу:<адрес>, замками безопасности оконных блоков здания, путем выделения денежных средств.

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Таганаевская средняя общеобразовательная школа (<адрес>) в срок до 01 сентября 2023 г. оборудовать здание школы замками безопасности оконных блоков.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 09.07.2023 г..

Судья                                       А.В. Колесников

Подлинник находится в материалах дела Болотнинского районного суда Новосибирской области, уникальный идентификатор .

2-463/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Болотнинского района Новосибирской области
Ответчики
Администрация Болотнинского района Новосибирской области
МКОУ Таганаевская СОШ
Суд
Болотнинский районный суд Новосибирской области
Дело на сайте суда
bolotninsky.nsk.sudrf.ru
23.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
09.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2023Дело оформлено
26.08.2023Дело передано в архив
04.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее