Решение по делу № 33-2718/2023 от 26.07.2023

Дело № 2-745/2022                                                             Председательствующий судья - Слепухова Н.А.

УИД 32RS0004-01-2020-000505-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2718/2022

03 октября 2023 года                                                                    г. Брянск

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего судей при секретаре Петраковой Н.П.,Сокова А.В., Морозовой Е.В.,                Ласой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления лесами Брянской области на решение Брянского районного суда Брянской области от 27 октября 2022 года по иску Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управлению лесами Брянской области, Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Морозовой Е.В., объяснения представителей Управления лесами Брянской области – Пафнутьева О.Б., Зарецкого К.П., помощника прокурора Коптяева С.И., представителя ОАО «РЖД»- Кардаш Л.Н., судебная коллегия

                                     УСТАНОВИЛА:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с настоящим иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, просил обязать ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» разработать и согласовать проект рекультивации на земельный участок площадью 0,08 га., расположенный на землях лесного фонда ГКУ Брянская область «Брянское лесничество» в квартале <адрес> Снежетьского участкового лесничества (бывшее Снежетьское) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу и обязать рекультивировать указанный земельный участок согласно разработанному проекту рекультивации.

В обоснование требований указано, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства на территорию «Брянское лесничество», в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства, на территории ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» имеет место загрязнение государственного лесного фонда темными нефтепродуктами на площади 0, 08 га в квартале <адрес> Снежетьского участкового лесничества. Невыполнение мероприятий по очистке указанной территории гослесфонда нарушает права и охраняемые законом интересы жителей Брянского района Брянской области и иных граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и может привести к тяжким последствиям в виде причинении ущерба государственному лесному фонду и окружающей среде.

Соответчиками по делу привлечены МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управление лесами Брянской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 27 октября 2022 года на Управление лесами Брянской области возложена обязанность разработать и согласовать проект рекультивации на земельный участок, площадью 0,08 г., расположенный на землях лесного фонда ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» в квартале <адрес> Снежетьского участкового лесничества (бывшее Снежетьское) в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение года со дня вступления в законную силу решения суда.

На Управление лесами Брянской области возложена обязанность рекультивировать земельный участок, площадью 0,08 га., расположенный на землях лесного фонда ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» в квартале <адрес> Снежетьского участкового лесничества (бывшее Снежетьское) согласно разработанному проекту рекультивации.

В апелляционной жалобе Управление лесами Брянской области просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что разработка проекта рекультивации земель, обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, вместе с тем, лицо, допустившее разлив нефти, не установлено. Действующее законодательство и Положение об Управлении лесами Брянской области не предусматривает обязанности органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере лесных отношений по принятию мер по ликвидации розлива нефтепродуктов. Апеллянт полагает не установленными в доказательствах факт деградации земель, ухудшение качества земель, необходимость восстановления их плодородия, в нарушение требований процессуального закона по вышеуказанным вопросам экспертиза не проводилась.

В возражениях на апелляционную жалобу ОАО «РЖД», МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Брянский природоохранный прокурор, Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представители Управления лесами Брянской области - Пафнутьев О.Б., Зарецкий К.П., каждый из них, поддержали доводы апелляционной жалобы, помощник Брянского природоохранного прокурора и представитель ОАО «РЖД»- Кардаш Л.Н., каждый из них, возражали по доводам жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав участвующих лиц, судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В силу положений статей 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Полномочия прокуроров в сфере надзора закреплены в разделе 3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в силу статьи 27 данного Закона органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

        Непосредственно полномочия природоохранных прокуроров регламентируются Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». В частности, в пункте 2.3 названного Приказа определяются полномочия природоохранных прокуроров по надзору за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан различными субъектами права.

Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено пунктом 3 статьи 35 вышеуказанного Закона и части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу вышеуказанных норм права прокурором, в пределах своих полномочий, заявлен настоящий иск, с целью прекращения нарушения прав неопределенного круга лиц путем возложения соответствующих обязанностей.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу подп. 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе, путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Исходя из пункта 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила), рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

На основании пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

По смыслу приведенных норм рекультивация земель представляет собой одну из форм возмещения вреда, причиненного в результате деятельности лица, и направлена на восстановление плодородия почв посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в <адрес> Снежетьского участкового лесничества ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» выявлен факт загрязнения земель лесного фонда нефтепродуктами на площади 0,08 га.

В рамках уголовного дела было установлено, что в полосе отвода железной дороги, начиная <адрес> обнаружен участок местности загрязненный нефтепродуктами. Ширина загрязненного участка составляет 3,5 м, протяженностью 90 м и оканчивается загрязненный участок <адрес> Площадь загрязненного участка составила примерно 315 кв.м.

По результатам экспертного заключения Брянского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», содержание нефтепродуктов в объединенной пробе почвы, отобранной в вышеуказанной полосе отвода, многократно превышает содержание нефтепродуктов в фоновой пробе.

В соответствии с произведенным Управлением Росприроднадзора по Брянской области исчислением размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие загрязнения почвы нефтепродуктами, составляет 982 800 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 19, 60.2, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установив, что нефтепродукты расположены на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, лица, осуществившие несанкционированное складирование отходов ( нефтепродуктов), не установлены, пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельного участка, должна быть возложена на Управление лесами Брянской области, как на орган исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений.

Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом и представленным доказательствам, отклоняя доводы апеллянта о том, что Управление лесами Брянской области ненадлежащий ответчик.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).

Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Применительно к полномочиям в области лесных отношений в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Исполнительным органом в области лесных отношений в Брянской области является Управление лесами Брянской области согласно Положению об Управлении лесами Брянской области, утвержденному указом Губернатора Брянской области №82 от 29.01.2013.

В соответствии с данным Положением Управление лесами Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов РФ в области лесных отношений.

Целями и задачами Управления является, в том числе, обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов на принципах устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов в интересах Российской Федерации и Брянской области; обеспечение охраны, защиты лесов от пожаров, вредителей и болезней в пределах своей компетенции и в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации ( п.п. 2.1, 2.5 раздела 2 Положения).

          К полномочиям Управления Положением ( в ред. от 26.05.2020) отнесено, в том числе, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защита лесов, воспроизводство лесов, лесоразведение; осуществление на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; осуществление мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Брянской области; выполнение функции государственного заказчика, в установленном законом порядке путем размещения заказов и заключения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров (п.п. 3.7, 3.13, 3.21, 3.22, 3.32).

       Аналогичные полномочия Управления по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), воспроизводство лесов, лесоразведение предусмотрены Положением в редакции Указа Губернатора Брянской области №178 от 11.11.2022. Осуществление лесной охраны на землях лесного фонда отнесено к полномочиям Управления п.3.2.12 Положения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статей 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

        В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 №2047, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды ( п.20). Меры санитарной безопасности в лесах предусмотрены пунктом 2 названных Правил, и данный перечень не является исчерпывающим.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, установлено, что запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда. Положениями пункта 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизведение лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также должна осуществляться, в том числе рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подвергались загрязнению и иному негативному воздействию.

Учитывая изложенное обязанность обеспечению разработки проекта и осуществления рекультивации земельного участка, правомерно возложена на Управление лесами Брянской области.

Подлежат отклонению доводы Управления о необоснованном возложении обязанности по рекультивации земель, поскольку данная обязанность должна быть возложена на лицо, деятельность которого привела к ухудшению качества земель в силу следующего.

Рекультивация земель представляет собой совокупность мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800).

К нарушенным землям, подлежащим рекультивации, по смыслу пунктов 5 и 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся земли, подвергшиеся механическому (снятие почвенного слоя) и (или) химическому воздействию (загрязнение земель). Перечень работ, при осуществлении которых проводится рекультивация земель, является примерным.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. При этом рекультивация определяется как деятельность по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению земель до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800).

С учетом изложенного, в рассматриваемом споре, таким органом является Управление лесами Брянской области

Доводы апеллянта о недоказанности необходимости проведения рекультивации в связи с деградацией земли опровергается оцененными судом доказательствами – протоколами результатов качественного химического анализа почв, актами отбора проб почв, экспертными заключениями филиала ЦЛАТИ по Брянской области от 21.08.2019, ЭКЦ МВД РФ УМВД по Брянской области от 15.10.2019, исходя из которых установлено содержание в почве нефтепродуктов, многократно превышающей допустимый уровень загрязнения нефтепродуктами как в полосе отвода железной дороги, так и на землях лесного массива, граничащих с ней.

       Вопреки доводам апеллянта, сам по себе факт загрязнения земли нефтепродуктами свидетельствует об ухудшении её качества, негативных последствиях, а рекультивация земли при её загрязнении химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо предусмотрено пунктом 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.

Кроме того, нахождение на землях лесного фонда нефтепродуктов может привести к неблагоприятным последствиям для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, в том числе, к пожароопасной ситуации.

       Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.

       По изложенным основаниям, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам жалобы не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брянского районного суда Брянской области от 27 октября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев, со дня вступления его в законную силу.

    Председательствующий     Петракова Н.П.
Судьи Соков А.В.
Морозова Е.В.

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 октября 2023 года.

33-2718/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Брянский природоохранный прокурор Брянской области
Ответчики
ГКУ Брянской области "Брянское лесничество"
Управление лесами Брянской области
МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях
Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу
Другие
ОАО "РЖД"
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
Филиал ФГБУ "Рослесинфорг" Заплеспроект"
Федеральное агентство лесного хозяйства
ФГУП "РОСЛЕСИНФОРГ"
ПАО "Федеральная стевая компания Единой энергетической системы"
Управление Росприроднадзора по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
26.07.2023Передача дела судье
29.08.2023Судебное заседание
22.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2023Передано в экспедицию
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее