Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Рудиш Г.В.,
при секретаре Шляпниковой А.В.,
при участии истца Ефремова К.В.,
представителя ответчика МВД России, третьего лица МУ МВД России «Красноярское» Гончаренко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Ефремова Константина Владимировича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, МВД России, ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» о компенсации морального вреда,
установил:
Ефремов К.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Отделу МВД России по Свердловскому району г. Красноярска о компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. за ненадлежащие условия содержания в ИВС отдела МВД России по Свердловскому району г. Красноярска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Также Ефремов К.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Отделу МВД России по Свердловскому району г. Красноярска о компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. за ненадлежащие условия содержания в ИВС отдела МВД России по Свердловскому району г. Красноярска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Требования мотивированы тем, что в камерах отсутствовали раздельные спальные места, окна дневного света, электророзетки, санузел, прогулочные дворы, вентиляция работала с перебоями, в камерах было сыро, на стенах находилась плесень. В связи с длительным содержанием в нечеловеческих условиях, испытывал сильное психологическое, моральное и физическое давление, что причиняло ему нравственные страдания.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела были объединены в одно производство.
Истец Ефремов К.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по указанным в иске основаниям, указав, что доставлялся в ИВС более 20 раз, как из СИЗО -1, так из ПФРСИ ИК -6. Просил взыскать компенсацию морального вреда в заявленном размере.
Представитель ответчика МВД России, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ МВД России «Красноярское» Гончаренко А.В., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что истцом не представлено доказательств наступления негативных последствий, не доказана длительность нахождения в ИВС, кроме того, в части прогулок истец мог обратиться в СИЗО-1 с заявлением о предоставлении дополнительного времени для прогулок, в связи с непредставлением прогулок в ИВС.
Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» (по Свердловскому району) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом, ранее представитель Минфина РФ в лице УФК по Красноярскому краю Русанов И.О., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ направил в суд возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ефремова К.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 Конституция Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. ст. 150-151, 1100-1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права (жизнь и здоровье), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. (ст. 9 Закона).
На основании ст. ст. 13, 14 Федерального закона, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года N 950, установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (п. 42).
В соответствии с п. 45 Правил, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Судом установлено, что в отношении Ефремова К.В. ДД.ММ.ГГГГ была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, до рассмотрения дела Свердловским районным судом г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ находился под стражей, освобожден из – под стражей в зале суда, позднее ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ефремова К.В. снова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Приговором Свердловского районного суда г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ осужден по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ присоединено наказание по приговору Свердловского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, назначено итоговое наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года, что следует из данных ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю.
На запрос суда ФКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю представлены сведения о том, что Ефремов К.В. в период с 2016 по 2017 г. доставлялся в ИВС Свердловского РОВД в следующие дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ МВД России «Красноярское» сообщило о невозможности подтверждения факта содержания Ефремова К.В. в ИВС ОП № 6 в 2016-2017 гг., в связи с уничтожением документации, что следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ
Обращаясь в суд с иском истец указал, что в периоды содержания в ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское», имелись нарушения условий содержания в ИВС в виде отсутствия раздельных спальных мест, окон дневного света, розеток, санузла, прогулочного двора, неудовлетворительной работы вентиляции, наличия сырости и плесени на стенах.
В соответствии с техническим паспортом ИВС ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» усматривается, что в изоляторе предусмотрено 6 камер с лимитом мест – 14, имеется 3 следственных кабинета, 1 комната для свиданий, прогулочного двора не имеется, санузла в камерах нет, вентиляция – приточная, вытяжная. В 2016 г. проведен косметический ремонт служебных помещений ИВС: камерный блок, коридор общего назначения, помещение дежурной части ИВС, побелка потолков, покраска стен, в 2017 г. осуществлен косметический ремонт стен в 6- ти камерах.В связи с несоответствием ИВС ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» требованиям ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также по указанию прокуратуры Красноярского края, заместитель начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю Стефанков О.И. направил ДД.ММ.ГГГГ врио начальника МУ МВД России «Красноярское» требование о приостановлении деятельности ИВС ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское, установлен запрет на содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, подвергнутых административному аресту.
Согласно ответу начальника ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» усматривается, что помещения ИВС ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское располагаются на цокольном этаже здания ОП № 6 по адресу: <адрес>. По состоянию на 2019 г. в ИВС имелось 6 камер с лимитом мест в них на 14 человек. Окна в камерах отсутствуют. Санузлов в камерах нет. Имеется один общий санузел (посещение было организовано по требованию лиц, содержащихся в ИВС). В ИВС имелась вентиляция приточная, вытяжная; имеются сведения о ремонте в 2005 г. в результате капитального ремонта помещений и камер ИВС. Освещение в камерах искусственное. В соответствии с приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ИВС ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» ликвидирован. Данными об оборудовании камер ИВС столами, кроватями, ящиками для продуктов, постельным бельем, вешалками для одежды ОП №6 не располагает. Электрические розетки в камерах отсутствуют. В ИВС ОП № 6 отсутствует прогулочный дворик, указанное обстоятельство повлияло на принятие в 2019 г. решения о прекращении функционирования ИВС ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское».
В соответствии со ст. ст. 15, 17, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, они имеют право пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Разделом XV Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950 (далее – Правила), также закреплено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1 часа.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истец в указанный им в исковом заявлении период времени был лишен возможности реализации права на ежедневные прогулки, поскольку в ИВС отсутствовал прогулочный двор, что свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания.
Отсутствие окон в камерах подтверждено техническим паспортом ИВС, однако права истца не нарушает, поскольку в камерах предусмотрено искусственное освещение.
Установка в камерах электророзеток не предусмотрена действующим законодательством.
Наличие вентиляции подтверждено представленными доказательствами, присутствие сырости и плесени на стенах доказательствами не подтверждено.
Ответчиком не оспаривается отсутствие санузла в камерах, однако в ИВС был оборудован общий санузел, в который лица, содержащиеся под стражей, выводились по требованию, что соответствует ч. 4 п. 98 Приказа МВД РФ от 07.03.2006 г. № 140 ДПС «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» дежурный ИВС организует проведение (в случае отсутствия в камерах санузлов) покамерного вывода подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющегося нарядов.
Остальные доводы истца о нарушениях условий содержания его в ИВС какими-либо доказательствами не подтверждены.
При определении размера денежной компенсации морального вреда, учитывая вышеизложенные обстоятельства, количество доставлений в ИВС, длительность нахождения истца в условиях ИВС, индивидуальные особенности истца, характер причиненных ему нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, значимость для истца вышеуказанного нарушения, а также требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца денежную сумму в счет причиненного ему морального вреда в размере 1 500 рублей, являющуюся соразмерной степени нарушения прав истца, вместо требуемой им денежной суммы, размер которой чрезмерно завышен и не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Из подпункта 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, следует, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, суд полагает необходимым исковые требования Ефремова К.В. к Министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, МВД России удовлетворить частично, взыскав с ответчика МВД России в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Ефремова Константина Владимировича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, МВД России, ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» о компенсации морального вреда- удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ефремова Константина Владимировича денежную компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ефремова Константина Владимировича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, МВД России, ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» о компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Г.В. Рудиш
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ