Дело № 33-6653/2024
УИД 36RS0002-01-2024-003170-90
Строка 2.126
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2024 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузьминой И.А.,
судей: Зелепукина А.В., Мещеряковой Е.А.
при секретаре Еремишине А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда,
по докладу судьи Мещеряковой Е.А.,
гражданское дело Коминтерновского районного суда г. Воронежа № 2-4126/2024 по исковому заявлению Ерофеевой Анжелики Андреевны к обществу с ограниченной ответственностью «ЭК «СТАН» о признании действий ответчика незаконными, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
по апелляционной жалобе Ерофеевой Анжелики Андреевны
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27 июня 2024 г.
(судья районного суда Колтакова С.А.),
УСТАНОВИЛА:
Ерофеева А.А. обратилась в суд с иском к ООО «ЭК «Стан», указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ответчик. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации с 2021 года помесячно относительно суммарного объёма коммунальных услуг «холодное водоснабжение», «электроэнергия», «горячее водоснабжение», «отопление», предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, но необходимого ответа не получила.
На основании изложенного, Ерофеева А.А. просит признать действия ответчика о не предоставлении информации за период с 2021 года по март 2024 года (помесячно) об суммарных объемах потребленных коммунальных услуг «холодное водоснабжение», «электроэнергия», «горячее водоснабжение», «отопление» во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома незаконными; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф, судебные расходы в размере 5000 руб. (л.д.7-8).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27.06.2024 в удовлетворении иска Ерофеевой А.А. отказано в полном объеме (л.д.36-41).
В апелляционной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду ненадлежащего установления имеющих значение для дела обстоятельств и неправильной оценки представленных по делу доказательств, а также неправильного применения норм процессуального и материального права (л.д.49).
В судебном заседании представитель ООО «ЭК «Стан» по доверенности Ефремова Г.В., по доверенности, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.
Предусмотренных частью 4 статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354).
Поскольку истец является собственником помещения в многоквартирном доме, то он является потребителем услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на правоотношения с ответчиком также распространяется Закон Российской Федерации от07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает всебя:
1)плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые прииспользовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2)взнос на капитальный ремонт; 3)плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение ствёрдыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов (в том числе платёжных документов в электронной форме, размещённых в системе), представленных непозднее первого числа месяца, следующего за истёкшим месяцем, если иной срок неустановлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключён договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всоответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества вмногоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 статьи 155). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157).
Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно (части 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных законоположений следует, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются сведения о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы, которая рассчитывается исходя из объема их фактического потребления, определяемого по показаниям приборов учета (коллективных (общедомовых), индивидуальных (квартирных), а в случае их отсутствия исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» такие Правила утверждены (Правила № 354).
Правила определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги, и предусматривают, что исполнителем может выступать в том числе соответствующая ресурсоснабжающая организация на основании договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (пункты 2, 8, 9).
Подпункт «е» пункта 69 Правил № 354, закрепляющий положения об указании в платежном документе сведений о предоставленных коммунальных услугах в многоквартирном доме, основывается на указанных выше нормах жилищного законодательства. Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах, в том числе на общедомовые нужды, и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 71 Правил № 354 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» утверждена примерная форма платежного документа.
Исходя из преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон озащите прав потребителей), данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
На основании пункта 8 статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Как то предусмотрено подпунктом «г» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпункт «р» пункта 31 Правил № 354 относит к обязанностям исполнителя предоставление любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменной информации за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила №416), управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний.
Приведенное нормативное положение не отменяет обязанности исполнителя представлять потребителю платежный документ с указанием в нем сведений, предусмотренных указанной выше нормой.
Из содержания приведенных законоположений следует, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются сведения о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы, которая рассчитывается исходя из объема их фактического потребления, определяемого по показаниям приборов учета (коллективных (общедомовых), индивидуальных (квартирных), а в случае их отсутствия исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
В связи этим исполнитель коммунальной услуги, в целях доведения до потребителя уведомительной и справочной информации обязан сформировать платежный документ, отвечающий установленным Правилами требованиям и содержащий в том числе сведения о предоставленных коммунальных услугах в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ерофеевой А.А. на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.13-14).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО«ЭК«Стан», что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
В ответ на обращение истца от 14.03.2024 о предоставлении информации с 2021 года помесячно объемов потребления всеми жилыми и нежилыми помещениями дома по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов «холодное водоснабжение», «электроэнергия», «горячее водоснабжение», «отопление», а также об объемах потребления этих ресурсов на общедомовые нужды ООО«ЭК«Стан» в письме от 14.03.2024 № 133 сообщило, что запрашиваемая информация о тарифах, коммунальных ресурсах холодного водоснабжения, электроэнергии, стоков потребляемых на общедомовые нужды отражены в квитанциях (помесячно) (л.д.15-16,25).
Из материалов дела следует, что 20.03.2024 и 04.04.2024 истцу направлен ответ на обращение от 14.03.2024 сообщены сведения о площади нежилых помещений, о показаниях ОДПУ коммунальных ресурсов, а именно ОДПУ ХВС, ОДПУ ЭЭ, ОДПУ ИПУ ГВС, ОДПУ ИПУ ЭЭ (л.д.27,28).
Разрешая спор, оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, применяя вышеприведенные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений прав истца со стороны управляющей компании, поскольку ответы на запросы истца о предоставлении сведений об объемах потребления коммунальных услуг были даны в установленном законом порядке и срок.
Отказывая в иске, суд первой инстанции также исходил из того, что соответствующая информация (показания ОДПУ и сведения об объеме потребленных ресурсов) была своевременно размещена в системе ГИС ЖКХ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апеллянта о не предоставлении ему информации, опровергаются ответами на обращение истца (л.д.27,28,65-72)
В частности на повторное обращение истца от 18.03.2024 с запросом о получении информации (л.д.29), 20.03.2024 ООО«ЭК«Стан» дан ответ на это обращение (л.д.27-28).
Кроме того, ответчиком суду апелляционной инстанции представлены ответы от 20.03.2024, 04.04.2024, от 16.04.2024, а также сведения подтверждающие их направление Ерофеевой А.А. согласно которым управляющая организация предоставила истцу запрашиваемую информацию (л.д.65-72).
Из представленных суду апелляционной инстанции сведений усматривается, что Ерофеева А.А. просила направлять ответ на ее обращение по указанной ею адресу электронной почты, что и было сделано, согласно представленных скриншотам (л.д.65-72).
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав истца действиями ответчика.
Вопреки доводам жалобы, разрешая заявленные истцом требования, районный суд в полной мере учел вышеуказанные нормативные положения, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, в том числе информации о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Поскольку такая информация в установленный срок была предоставлена ООО«ЭК«Стан» в ответ на обращения Ерофеевой А.А., нарушения прав истца, как потребителя жилищно-коммунальных услуг, ответчиком не допущено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм материального или процессуального права, способных повлечь отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27 июня 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерофеевой Анжелики Андреевны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 ноября 2024 г.
Председательствующий:
Судьи коллегии: