Решение по делу № 2-2288/2021 от 05.04.2021

Дело № 2-2288/2021

УИД 21RS0023-01-2021-002355-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2021 года      г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

с участием прокурора ФИО7,

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО8, действующей на основании доверенности от дата -----,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах ФИО1 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Чебоксары по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления,

установил:

Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары обратился в суд с исковым заявлением в интересах Яковлевой ФИО14 к администрации г. Чебоксары с требованием о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить Яковлевой Н.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Чебоксары по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления.

В обосновании иска указано, что прокуратурой Московского района г. Чебоксары проведена проверка по обращению ФИО1, дата г.р., и установлено следующее. Яковлева Н.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и в собственности жилье по норме предоставления не имеет. Постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары ----- от дата она включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и на момент проверки состоит в вышеуказанном списке под -----. До настоящего времени жилье Яковлевой О.В. не предоставлено. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 50, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит возложить на администрацию г. Чебоксары вышеуказанную обязанность.

В судебном заседании прокурор и истец ФИО1 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации г. Чебоксары ФИО8 исковые требования не признала, ссылаясь на то, что предоставление ФИО1 в судебном порядке нарушает права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые поставлены в список на предоставление жилья раньше истца.

Третьи лица администрация Московского района г. Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектура и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участие своих представителей не обеспечили. Администрацией Московского района г. Чебоксары представлено заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон).

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены данным лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Яковлева ФИО15, дата года рождения, уроженка гор. Чебоксары, остался без попечения родителей и относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении I-РЛ -----, выданному Отделом ЗАГС администрации Московского района г. Чебоксары дата, Яковлева ФИО16 родилась дата, ее отцом является ФИО2, матерью – ФИО3.

На основании решения Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от дата (дело -----) ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО1, решение вступило в законную силу дата.

Отец Яковлевой Н.С. – ФИО2 умер дата в адрес, что следует из свидетельства о смерти I-РЛ -----, выданного Отделом ЗАГС администрации адрес ФИО5 Республики дата.

Постановлением. главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от датаг. ----- г. опекуном малолетней ФИО1 назначена ФИО4.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что за Яковлевой Н.С. с дата зарегистрирован объект недвижимости: ей принадлежит 2/7 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости по адресу: Чувашская Республика, адрес, с/адрес, 2, общей площадью 33,10 кв.м. и ограничением (обременение) права: ипотека в силу. Таким образом, с учетом долей общая площадь жилого помещения у истца составляет 9,45 кв.м. Право собственности на долю в праве 1/8 в общей долевой собственности на объект недвижимости – квартиру, расположенную по адресу: адрес, ул. ФИО9. адрес, общей площадью 67,7 кв.м. (с учетом размера доли 1/8 соответствовало 8,46 кв.м.), зарегистрированное дата, прекращено дата, то есть с даты возникновения права на объект недвижимости по адресу: ФИО5 Республика, адрес, с/адрес, 2.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости следует, что объект недвижимости по адресу: Чувашская Республика, адрес, с/адрес, 2, общей площадью 33,1 кв. м. находится в общей долевой собственности: за Яковлевой Н.С. зарегистрировано 2/7 доли в праве, за ФИО10 – 2/7 доли в праве, за ФИО4 – 2/7 доли в праве, за ФИО11 – 1/7 доли в праве общей долевой собственности.

Согласно выписке из лицевого счета на жилое помещение по адресу адрес, представленной ООО «Жилкомцентр», в квартире зарегистрировано 5 человек: собственники и Яковлева О.В.

В силу ч. ч. 4 - 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с постановлением главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- (ред. от дата) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с дата по адрес ФИО5 Республики установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв.м. общей площади жилья на человека.

Таким образом, истец ФИО1 не обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, размер общей площади жилого помещения, соответствующей ее доле, составляет 9,45 кв.м. при установленной учетной норме 14,5 кв.м.

Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от дата ----- Яковлева Н.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В паспорте гражданина Российской Федерации Яковлевой Н.С. указано, что она со дата зарегистрирована по адресу: адрес, 2.

На дату рассмотрения гражданского дела за Яковлевой Н.С. иные объекты недвижимости, чем указанные в учетном деле, не зарегистрированы, что подтверждается соответствующим уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Из учетного дела следует, что после включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений жилое помещение по договору социальному найма Яковлевой Н.С. не предоставлено.

Таким образом, установлено, что Яковлева Н.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним соответствующего надлежащего жилого помещения, имеет право на обеспечение жилыми помещениями, сохраняющееся за ним до фактического обеспечения его жилым помещением, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона Чувашской Республики от 6 февраля 2009 года № 5 «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ч.2 ст.23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений».

Пунктом 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ч. 9 ст. 23.1 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года № 292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок)

Пунктом 1.2 Порядка установлено, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.10 ч.1 ст.1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».

С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы представителя ответчика о том, что не имеется в настоящее время свободных жилых помещений, которые могут быть предоставлены, и необходимо соблюдение очередности предоставления, являются необоснованными, поскольку ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

На основании заключенных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией города Чебоксары соглашений бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление полномочий Чувашской Республики по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставлены субвенции.

Аналогичная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 20-КГПР15-11, указывающем, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в интересах Яковлевой Н.С.

На основании изложенного, Руководствуясь ст. ст.194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить Яковлевой ФИО17, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Чебоксары по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья          Е.Н. Волкова

2-2288/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурораМосковского района г.Чебоксары
Яковлева Наталия Святославовна
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Другие
АдминистрацияМосковского района г. Чебоксары
Министертво строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Министерство финансов Чувашской Республики
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Волкова Елена Николаевна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее