Дело № 2-139/2021
УИД 89RS0009-01-2021-000165-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 года с. Красноселькуп
Красноселькупский районный суд
Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе: председательствующего судьи - Шанкиной Л.Т.
при секретаре судебного заседания - Лазаревой О.В.,
с участием прокурора - Колочева А.М.,
представителя ответчика Гоф А.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования Красноселькупский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,
У С Т А Н О В И Л :
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в деятельности администрации муниципального образования Красноселькупский район установлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе санитарными правилами. Содержание территорий поселений должно отвечать санитарным правилам.
Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 9 и 14 ст. 8 Устава муниципального образования Красноселькупский район (далее - Устав).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды есть деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов власти, включая органы местного самоуправления, и ответственность этих органов за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», являются одними из основных принципов охраны окружающей среды.
Согласно ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления при осуществлении деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в населенных пунктах.
Установлено, что в границах территории водоохранной зоны <адрес> муниципального образования Красноселькупский район зафиксировано наличие несакционированных свалок отходов: начало участка с координатами <данные изъяты> конец участка <данные изъяты> зафиксировано наличие несанкционированной свалки отходов (древесные и строительные отходы) на общей площади 19500 м.кв; <данные изъяты> зафиксировано наличие несанкционированной свалки отходов (древесные отходы) на общей площади 300 м.кв; отходы размещены непосредственно на почвенном покрове, принадлежность отходов какому-либо лицу не установлена.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в "соответствии с данным Федеральным законом.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2012 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.
Пунктами 5 и 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом, согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов являются несанкционированными свалками отходов (п. 4.13).
Также согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу п. 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» есть состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пунктом 2.11 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» предусмотрено, что обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.
Требования о том, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) закреплено также п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Исходя из положений ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» использование земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ на земельных участках в границах населенных пунктов Красноселькупского района не обеспечено осуществление мероприятий по охране земель, допущено загрязнение, истощение, деградация, порча земель и почв, влекущие негативное воздействие на земли, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Также вопреки п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ не обеспечена реализация мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства, потребления и другого негативного воздействия.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории поселка Красноселькуп, администрация Красноселькупского района в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию.
Ненадлежащая реализация полномочий Администрацией Красноселькупского района, следствием которых явилось образование значительного количества несанкционированных свалок отходов на земельных участках в границах поселка, в конечном итоге приводит к нарушению права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренного ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также создает реальную угрозу пожарной безопасности в границах населенного пункта.
По выявленным фактам нарушений Ямало-Ненецким природоохранным прокурором главе Красноселькупского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако должные меры по устранению нарушений закона не приняты.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту Российской Федерации установлено ст. 45 ГПК РФ. Настоящее исковое заявление подано в защиту права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также в интересах Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 35 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 30, 45 ГПК РФ, просит возложить на администрацию муниципального образования Красноселькупский район обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку отходов (древесные и строительные отходы, древесные отходы) на земельном участке, расположенном в границах села Толька в точках с географическими координатами: начало участка с.ш. <данные изъяты> конец участка <данные изъяты> общей площади 19500 м.кв; <данные изъяты> общей площади 300 м.кв;
В судебном заседании прокурор Красноселькупкого района Колочев А.М. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Гоф А.В. пояснил, что изучив доводы иска и учитывая уже сложившуюся судебную практику по разрешению дел аналогичного характера, ответчик не оспаривает их, выражая при этом нижеследующую позицию: требуя судебного понуждения, истец не оспаривает бездействие ответчика, заявляя лишь о том, что на момент подачи иска, несанкционированная свалка ответчиком не ликвидирована. Тем самым, а также представленными истцом подтверждающими материалами, он признает добровольные, внесудебные действия ответчика по выполнению требований акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ и требований иска. В данном случае корреспондируемое суду заявление имеет смысл лишь формального признания ответчиком иска, дальнейшего получения имеющего свойства исполнимости и обязательности судебного акта, который стабилизирует правоотношения сторон и создаст перспективу на его принудительную реализацию. Работы по ликвидации указанных свалок начаты и ведутся еще до подачи иска, и продолжаются по причинам существенного объема отходов. По ликвидации указанных свалок ответчиком разработан план их ликвидации, в соответствии с протоколом заседания комиссии по экологической безопасности в ЯНАО направлено обращение в департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО о возможности предоставления финансовых средств из окружного бюджета на ликвидацию крупных свалок в размере 4 252 950 рублей. Изысканы средства из местного бюджета в размере 1 045 000 рублей. Согласно плану работы по ликвидации указанной свалки будут начаты с мая 2021 года и по октябрь 2021 года. Поскольку нормы Гражданского процессуального кодекса РФ не предусматривают прекращение производства по делу в случае добровольного исполнения ответчиком требований истца, то в разрешении дела полагается на усмотрение суда. При принятии решения об удовлетворении исковых требований прокурора Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры просит срок ликвидации указанной несанкционированной свалки отходов установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 п. 1 и п. 2 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку ответчик фактически признает исковые требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки отходов и принимает для этого определенные меры, суд считает, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем считает возможным принять признание иска ответчиком, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1,2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая доводы ответчика, суд считает возможным установить срок для выполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования Красноселькупский район удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования Красноселькупский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку отходов (древесные и строительные отходы, древесные отходы) на земельных участках, расположенных в границах села Толька в точках с географическими координатами:
- начало участка <данные изъяты> конец участка <данные изъяты> (древесные и строительные отходы) на общей площади 19 500 м кв.;
- <данные изъяты> (древесные отходы) на общей площади 300 м кв.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или представления прокурором через Красноселькупский районный суд.
Судья Л.Т. Шанкина
Решение в окончательной форме принято 15 июня 2021 года.