Дело № 2-533/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Брянск 20 марта 2018 года
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рвановой Р.Р®.
при секретаре Шило В.А.,
с участием истца Сырокваша Т.В., представителя истца Абрамченковой А.С., представителя ответчика по доверенности Симоновой Т.А., представителя третьего лица администрации Брянского района Конора В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сырокваша Т.В. к департаменту строительства Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на получение мер социальной поддержки, обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья,
установил:
Сырокваша Т.В. обратилась в суд с административным иском, ссылаясь на то, что письмом департамента строительства и архитектуры Брянской области №4807-Ж от 28.08.2017 года ей отказано в предоставлении социальной выплаты путем предоставления государственного жилищного сертификата на приобретение жилья. Основанием для отказа является то обстоятельство, что истец выехал не из зоны с правом отселения, а из чистой зоны.
С учетом уточненных исковых требований просила суд признать незаконным отказ в предоставлении государственного жилищного сертификата, признать право на получение мер социальной поддержки, обязать выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья.
Определением суда от 19.01.2018 г. производство по административному делу по административному иску Сырокваша Т.В. к департаменту строительства Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата прекращено, суд определил перейти к рассмотрению дела в порядке ГПК РФ.
В судебное заседание 20.03.2018 г. после объявленного перерыва истец Сырокваша Т.В., действующая также как законный представитель третьего лица Сырокваша А.А., представитель истца Абрамченкова А.С. не явились, извещены надлежащим образом, представитель истца Абрамченкова А.С. представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика департамента строительства Брянской области Симонова Т.А. в судебном заседании требования не признала, указав на отсутствие правовых оснований к удовлетворению требований истца.
Представитель третьего лица администрации Брянского района Конор В.В. оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Третье лицо Сырокваша А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена заблаговременно на интернет-сайте суда.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положениями части 3 статьи 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
РР· указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право РЅР° получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту «е» пункта 5 Правил выпуска Рё реализации государственных жилищных сертификатов РІ рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств РїРѕ обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015 - 2020 годы» право РЅР° получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, РІ рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, аварии РЅР° производственном объединении "Маяк", Рё приравненные Рє РЅРёРј лица, вставшие РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, имеющие право РЅР° обеспечение жильем Р·Р° счет средств федерального бюджета РІ соответствии СЃРѕ статьями 14, 15, 16, 17 Рё 22 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 мая 1991 Рі. N 1244-1 "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ", Федеральным законом РѕС‚ 26 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1998 Рі. N 175-ФЗ "Рћ социальной защите граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии РІ 1957 РіРѕРґСѓ РЅР° производственном объединении "Маяк" Рё СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ радиоактивных отходов РІ реку Теча" Рё Постановлением Верховного Совета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 27 декабря 1991 Рі. N 2123-1 "Рћ распространении действия Закона РСФСР"Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" РЅР° граждан РёР· подразделений РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ СЂРёСЃРєР°.
Р’ соответствии СЃ пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 мая 1991 Рі. N 1244-1 "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" Рє гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, РЅР° которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (РІ том числе выехавшие добровольно) РІ 1986 РіРѕРґСѓ РёР· Р·РѕРЅС‹ отчуждения или переселенные (переселяемые), РІ том числе выехавшие добровольно, РёР· Р·РѕРЅС‹ отселения РІ 1986 РіРѕРґСѓ Рё РІ последующие РіРѕРґС‹, включая детей, РІ том числе детей, которые РІ момент эвакуации находились (находятся) РІ состоянии внутриутробного развития.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно части 2 статьи 22 Закона гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сырокваша Т.В. имеет удостоверение серии №... от <дата>, как выехавшая добровольно из зоны проживания с правом на отселение (период проживания с 26.04.1986 по 11.09.1992 г., с 30.06.1995 г. по 31.01.1198 года д. Любовшо Красногорского района Брянской области и период проживания с 13.02.2002 г. по 11.03.2014 г. пгт.Красная Гора Брянской области).
Р’ соответствии СЃ постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 18.12.1997 Рі. в„– 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся РІ границах Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» территория Рґ. Любовшо СЃ 26.04.1986 Рі РїРѕ 31.01.1998 Рі. относилась Рє Р·РѕРЅРµ проживания СЃ правом РЅР° отселение, Р° СЃ 01.02.1998 Рі. Рё РїРѕ настоящее время относится Рє Р·РѕРЅРµ проживания СЃ льготным социально- экономическим статусом.
Таким образом, Сырокваша Т.В. выехала не из зоны проживания с правом на отселения, а из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, которая приравнена к «чистой зоне». В статье 19 Закона перечислены меры социальной поддержки и возмещения вреда гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом. Гражданам, выехавшим в добровольном порядке из указанной зоны, выдача государственного жилищного сертификата не предусмотрена. В период с 13.02.2002г. по 11.03.2014г. Сырокваша Т.В. проживала пгт. Красная Гора в зоне проживания с правом на отселение. Согласно ст. 22 Закона гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, говоров с соответствующей администрацией) после 01.01.1994г. в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, а именно получение государственного жилищного сертификата не предоставляются.
11.03.2014 г Сырокваша Т.В. зарегистрирована по месту жительства <адрес>.
10.10.2014 г. Сырокваша Т.В. обратилась в администрацию Брянского района с заявлением о принятии ее на учет с составом семьи 3 человека в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Письмом № 5-1380 от 05.11.2014 г. Сырокваша Т.В. с составом семьи 3 человека (Сырокваша Т.В., Сырокваша А.А. - сын, С.А. - дочь) признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Сырокваше Т.В, предложено подать заявление в администрацию Брянского района о выделении ей сертификата и включении в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2016 году.
Письмом № 5-54А от 23.01.2015 г. администрация Брянского района уведомила Сыроквашу Т.В. о том, что она включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
28.08.2017 г. департамент строительства и архитектуры Брянской области направил в адрес Сырокваши Т.В. письмо № 4807-Ж, согласно которому истцу отказано в выдаче сертификата в рамках подпрограммы, так как истец имеет удостоверение серии №..., выданное <дата>, как выехавшая добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
Также департамент строительства и архитектуры Брянской области ссылается на то, что бывшем мужем С. 08.06.2010 г. в администрацию Красногорского поселения подано заявление об отказе от прав собственности на жилой дом с хозяйственными постройками по <адрес>.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что решением Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Брянска РѕС‚ 09.12.2009 Рі. РїРѕ гражданскому делу в„– 2-4371/2009 удовлетворены исковые требования РЎ. Рє Администрации Брянской области, Управлению РїРѕ проблемам ликвидации последствий катастрофы РЅР° Р§РђРРЎ Рѕ признании права РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество вследствие катастрофы РЅР° Р§РђРРЎ Рё включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан РЅР° получение компенсации - Р·Р° РЎ. признано право РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество РїРѕ <адрес> вследствие катастрофы РЅР° Р§РђРРЎ; РЅР° Администрацию Брянской области РІ соответствии СЃ Рї.Рї.5,6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Ченобыльской РђРРЎ возложена обязанность включить РЎ. РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество РІ размере 1951000 рублей.
Как следует из указанного судебного постановления, в материалах дела имеется отказ Сырокваша Т.В. (супруги истца) от права на получение компенсации за утраченное имущество в пользу С.
Согласно свидетельству о расторжении брака от <дата> №..., брак между С. и Сыроквашей Т.В. прекращен <дата>.
Суд приходит к выводу, что истец Сырокваша Т.В., как член семьи С., использовала свое право на улучшение жилищных условий, ей достоверно было известно о состоявшемся судебном постановлении, поскольку она представляла интересы супруга С.
РЎ учетом установленных РїРѕ делу обстоятельств СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что Сырокваша Рў.Р’. ранее использовала СЃРІРѕРµ право РЅР° улучшение жилищных условий, предусмотренное Законом Р Р¤ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», поэтому права РЅР° участие РІ подпрограмме «Выполнение государственных обязательств РїРѕ обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 годы» Рё выдачу жилищного сертификата РЅР° приобретение жилья, РЅРµ имеет.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сырокваша Т.В.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Сырокваша Т.В. к департаменту строительства Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на получение мер социальной поддержки, обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья отказать.
Председательствующий Р.Р®. Рванова
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2018 года.